Известные горожане

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Священство - есть активная сила, есть непрестанная деятельность, и поэтому около него всегда закипает ожесточенная вражда, борьба, которая ведется за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога.

Протоиерей Иоанн Восторгов

6 февраля 1861 г. в губернском г. Пер­ми в семье протоиерея Иоанна Будрина родился сын, в святом крещении получивший имя Алексия (на фото).

С раннего детства мальчику и его сестре (имя неизвестно) прививают­ся понятия о кротости и послуша­нии, о терпении, чтобы во время дет­ских игр они не затевали ссоры или споры между собой и сверстниками, о сострадании к убогим, просящим подаяние, которых они видят во вре­мя прогулок, родители заботились о том, чтобы душа и ум чад их были открыты и для детских молитв.

Вечерние сумерки Рождественско­го поста. Во мраке пустынных улиц, как глаза голодной стаи волков, го­рят керосиновые фонари-коптилки. Чуть слышен глухой стук деревян­ной колотушки караульного. Уже плотно задернуты тяжелые гардины на окнах. Между ними в простенке висит большое зеркало в резной раме красного дерева. В нем отражаются зажженные сальные свечи, матушка за рукоделием. На столе начищенный медный самовар, в его поддоне еще пышут жаром сосновые шишки - он сияет и греет, как солнышко. В углу, что зовется красным, иконы - серебряные оклады поблескивают от мер­цающей загадочным светом лампады. Алеша знает, что Господь незри­мо присутствует рядом, осеняет себя крестным знамением, испрашивает у Него благословение и с усердием при­ступает к детским трудам. Он терпе­ливо рисует, а затем вырезает из белой бумаги ангелов. Маленькая сестра, усадив куклу у теплой печи, спешит помочь ему привязать нити к поделкам. Лица детей зарумянились и сияют от радости. Они знают, что скоро под колокольные звоны в каж­дый храм и в каждый дом радостно войдёт Рождество. Может случить­ся, что дети обнаружат утром в сты­лых сенях, возле кадки с квашеной капустой, новые салазки.

В тихой, мирной домашней обста­новке в детском сознании укрепляются понятия о христианских праз­дниках, о православной вере.

Время летит незаметно. Алексий возмужал и сознательно определил цель своей жизни - служение Богу. На выбор повлиял пример образцо­вого служения о. Иоанна, благочес­тивая жизнь родителей. Юноша по­лучил необходимое образование для поступления в духовную семинарию, в которую зачислен после сдачи всту­пительных экзаменов. В пору юнос­ти Алексий знакомится со скромной светлоглазой девушкой Капитолиной Всеволодовной, а затем венчает­ся с ней.

В 1882 году Алексий окончил полный курс наук с аттестатом 1-го разряда и званием студента. Епископом Вассианом рукополагается в сан дьякона Бла­говещенской церкви мужской гимна­зии. С 7 мая 1882 года по 19 января 1883 года в возрасте 21 года он вступа­ет в должность учителя и законоучи­теля в школе арестантского отделения.

19 января 1883 года викарным епис­копом Екатеринбургским Нафанаилом, викарием Пермским дьякон Алексий рукополагается в сан священника Сыринской Свято-Троиц­кой церкви.

За время проживания в с. Сыринске семья батюшки пополняется троимя детьми и укрепляется общими забота­ми, взаимопониманием, совместным преодолением житейских проблем.

Подробнее: Житие священномученика Алексея Будрина

Алексе́й Иоа́ннович Бу́дрин (6 февраля 1861 — 25 января 1918) — Настоятель Свято-Троицкого собора Красноуфимска. Депутат 4-й Государственной Думы от Пермской губернии.

Православный. Из семьи священника. Имел 350 десятин церковной земли и дом в Перми.

Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, окончив ее с аттестатом первого разряда. 19 января 1883 года отец Алексий был удостоен рукоположения в сан священника, которое совершил Преосвященный Нафанаил, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии и священствовал в селе Сыринском Красноуфимского уезда (1883—1887). Указом Духовной консистории от 16 августа 1887 года, был переведен для служения в Красноуфимск в церковь в честь Святых Кирилла и Мефодия при реальном училище, также был законоучителем Красноуфимского реального училища, с 1891 — и. д. инспектора классов и законоучителем Пермского епархиального женского училища. 

В 1909 году был возведен в протоиереи, в декабре того же года назначен настоятелем Красноуфимского собора. Также состоял благочинным городского округа и председателем Красноуфимского уездного отделения епархиального училищного совета. По выбору городской думы был членом училищного совета, членом педагогического и попечительного совета местной женской гимназии и членом попечительного совета промышленного училища, а также председателем церковно-приходского попечительства.

В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Пермской губернии съездом землевладельцев. Входил во фракцию русских националистов и умеренно-правых (ФНУП), после её раскола в августе 1915 — в группу прогрессивных националистов и Прогрессивный блок. Состоял секретарем редакционной комиссии (со 2 декабря 1916), а также членом комиссий: по исполнению государственной росписи доходов и расходов, по вероисповедным вопросам, распорядительной и по делам православной церкви.

 

Подробнее: Будрин Алексей Иоаннович

О талантливом докторе Матвее Ивановиче Мизерове, враче вересаевского типа, было уже немало публикаций, основанных на воспоминаниях его коллег-современников, друзей, близких. В своей статье я хочу рассказать об одном из стар­ших сыновей Матвея Ивановича - Вадиме, человеке, известном в ху­дожественной среде, но о котором на родине, к сожалению, мы узнали со­всем недавно. Кто же он, неизвест­ный нам Вадим Матвеевич Мизе­ров?

Со времени рождения Вадима Матвеевича прошло 115 лет, а со времени смерти - 50. Он родился в Красноуфимске в 1889 году, был третьим ребенком в семье. Несом­ненно, атмосфера дома явилась ос­новополагающей в становлении человеческих качеств сына. После окончания Тюменского реального училища он поступил на архитек­турный факультет Казанской худо­жественной школы, которую закон­чил с отличием в 1913. году. Учителем Мизерова был известный живописец Николай Иванович Фешин. Тогда впервые в жизни Ва­дим «почувствовал» родство живо­писи и графики и понял, что живо­писность заключается в умении создавать богатство тона. Его дип­ломный проект «Часовня для Том­ска» был отмечен первой премией. Так, впервые случай столкнул Ми­зерова и Томск.

В 1913 году его работы привлека­ют одного из членов объединения «Мир искусства» Е. Лансере, по просьбе которого Мизеров начина­ет выполнять зарисовки строений Пермской губернии для петербургс­кого архитектурного журнала. Не­сомненно, что удачно выполненный заказ был бы путевкой Мизерову в Петербург. Но случилось иначе: летом 1914 г. началась первая миро­вая война и Вадим был мобилизо­ван. В 1920 году он приезжает в Томск, вступает в секцию ИЗО, куда входили крупные художники В. Милашевский, М. Берингов. А. Тихоми­ров и др., которые одним их своих направлений в работе считали со­хранение архитектурных памятников Томска путем зарисовок. Так рисун­ки старых домов, крылец, дворов помогли Мизерову полюбить Томск навсегда. Работая здесь, он руково­дил кафедрой графики и техничес­кого черчения в Политехническом институте и возглавлял художе­ственную студию Дома ученых. О творчестве Вадима Мизерова мно­го писал известный искусствовед П.Д. Муратов; педагогической дея­тельности Мизерова посвящена ста­тья его вдовы Валентины Михай­ловны Гладковой в сборнике «Ху­дожественная культура и интеллигенция в Сибири», его хоро­шо помнят старые томичи. Но он, как и многие художники его поко­ления, не стал широко известным потому, что не превозносил себя, не хулил мыслящих иначе, чем он, да и потому, что жил далеко от столицы и на уговоры о переезде не поддавался. История искусства XXвека еще только начинает выс­вечиваться: появляются новые име­на и неизвестные произведения, вслед за которыми приходит истина оценок. Творчество Вадима Ми­зероваво многом продолжение его личности. В жизни художнику были присущи особая пластика и артис­тизм. А разочарования, неудачи, гу­бительное для него противоречие 1930 годов были скрыты от боль­шинства глаз. Томичам осталось его богатое графическое наследие, рисунки, акварели, женские и детс­кие портреты, бережно сохраненные его вдовой и сыном Борисом и пе­реданные в Томский областной ху­дожественный музей. К большому сожалению, в фондах нашего му­зея нет ни одной работы этого за­мечательного мастера, но мы рады, что имя нашего бывшего земляка не находится в забвении.

ШистероваТамара Владимировна, заведующая фондами Красноуфимского краеведческого музея

ШистероваТ. В. Из ранее неопубликованного:[В. М. Мизеров - сын М. М. Мизерова: К 150-летию со дня рождения доктора медицины, Почетного гражданина города Красноуфимска Мизерова Матвея Ивановича]/ Т. В. Шистерова  // Городок.-Красноуфимск, 2004.-N 20. - С. 10.

Этот дом стоит на углу двух улиц. В комнатах многое напоминает о событиях давних, но бурных. В первую очередь — это фотографии. На них запечатлены мужественные люди во френчах и буденовках — форме солдат Красной Армии. Побывав здесь, чувствуешь то грозное и славное время, которое мы все называем гражданской войной. Чувствуешь, как идут годы. Но они не в силах стереть в памяти благодарных потомков подвиги тех, кому в то время было восемнадцать—двадцать лет, а сейчас волосы посеребрила седина. А иные из них остались для нас вечно молодыми, отдав свою жизнь за победу революции. Таким остался для нас и молодой красногвардеец Александр Тресков.

Жили на одной улице в Красноуфимске двое молодых парней, двое друзей: Саша Тресков и Алеша Никифоров. Оба из бедных, оба ровесники. Жизнь не баловала ни того, ни другого. Вот почему каким-то шестым чувством настрадавшихся людей они сразу поняли, что несет им Советская власть. А поняв, уже не могли оставаться в стороне. Они пошли защищать Советскую власть. Защищать то, что она им дала: равноправие, восьмичасовой рабочий день вместо изнурительного двенадцатичасового. 20 января 1918 года Александр Тресков и Алексей Никифоров вступили в Красную гвардию.

Время было тревожное. «Контра» поднимала голову. Красногвардейцам нужно было быть начеку. И они зорко стерегли покой и тишину Красноуфимска.

Контрреволюционное восстание началось летом 1918 года почти одновременно в Красноуфимске, близлежащих селах: Ачите, Александровском. Далеко не последнюю роль в нем играл помещик Голубцов. На подавление восстания были брошены лучшие силы, цвет революционного Красноуфимска. Вместе с испытанными борцами Иваном Писцовым, Михаилом Мешавкиным в бой пошли молодые красногвардейцы, в числе которых были Александр Тресков и Алексей Никифоров. В открытую с врагом они встретились в районе теперешней селекционной станции, откуда со стороны Ключиков шли белые.

Туманным июльским утром в разведку на своем коне ушел Саша Тресков. Ушел и не вернулся. Белогвардейская пуля поразила   его в самое сердце. Прибежал к своим осиротевший конь без седока, а распластанное тело красногвардейца осталось на ничейной земле между окопами наших и белых.

Ночью друзья вынесли тело Трескова с места его гибели. На следующий день Александра проводили в последний путь, похоронив па городском кладбище. Сухо треснули вы стрелы траурного салюта — и снова на передовую. Впереди были новые бои. Вместе со всеми пошел мстить за смерть друга Алексей Никифоров.

Подробнее: Дом на перекрестке

Эмиль Марианович Сенкевич, доктор медицинских наук, профессор, был кумиром моего детства и юности и оставил о себе добрую светлую память в моем сердце. Он был самым близким другом моего деда, художника Василия Ивановича Горбунова, и до конца своей жизни остался надежным заботливым другом всей нашей семьи после гибели деда в сталинском концентрационном лагере в далекой Сибири.

Блестящие представители старинной русской интеллигенции, люди высокого благородства и чести, большого трудолюбия и ответственности, ровесники (Сенкевич был моложе деда на 2 года), они познакомились и сразу подружились в 1909 году, в год приезда Эмиля Мариановича в Красноуфимск. Годом раньше Василий Иванович приехал в родительский дом из Санкт-Петербурга после окончания художественного училища барона Штиглица (ныне академия им. В.Мухиной) и нескольких лет работы театральным художником в прославленном Мариинском театре. В Красноуфимске работал преподавателем промышленного училища и женской гимназии.

Сколько помню себя с самого раннего детства, вся наша семья очень любила доктора Сенкевича, относилась к нему с глубоким уважением, и он платил нам взаимной искренней любовью и дружбой до последнего дня своей трагически оборвавшейся жизни.

Эмиль Марианович родился в семье потомственного дворянина Мариана Анастасьевича Сенкевича, участника польского восстания 1863 года, и после отбытия тюремного заключения сосланного из Польши на Северный Урал в Пелым. Прожив в Пелыме шесть лет и потеряв при трагических обстоятельствах жену и троих детей, отец доктора Сенкевича вторично вступил в брак с Аврелией Яковлевной Маковской, от этого брака также имел троих детей.

В 1880 году у них родился сын Эмиль. Эмиль Марианович, поляк по национальности, римско-католического вероисповедания, закончил медицинский факультет Варшавского императорского университета в 1902 году и вернулся в Пелым, где в течение трех лет работал сельским врачом. Испытательную комиссию прошел с отличием в Казанском университете, и 7 ноября 1906 года удостоен степени лекаря со всеми предусмотренными правами и преимуществами.

В 1908 году доктор Сенкевич уехал за границу, где стажировался во Львове, Вене, Париже, Берлине. Очень помогло знание иностранных языков: английского, немецкого, польского. Работал и стажировался в хирургической больнице Мадо в Рочетере.

В 1909 году он вернулся в Россию и приехал в Красноуфимск, где проработал около 10 лет хирургом и главным врачом Красноуфимской уездной земской больницы. С первых самостоятельных шагов врача-хирурга он чрезвычайно ответственно и вдумчиво относился к своей работе, тщательно анализируя успехи и ошибки. Он систематически обобщал свои наблюдения и, основываясь на шесть тысячах операций, сделанных в сельской и уездной больницах, написал интересную и необходимую книгу для молодых врачей, не имеющих клинической подготовки по хирургии.

Эмиль Марианович ежегодно отчитывался перед земской управой, делая глубокий анализ всей работы больницы, ставил актуальные задачи по улучшению ее деятельности.

Подробнее: Человек высокого благородства и чести

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом