От Красноярска до Красноуфимска - 40 часов пути

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Пассажирский поезд, легонько по­качиваясь на рельсах, тронулся в путь. За окном медленно проплыло здание вокзала станции Красноуфимск. «Ну, вот и свиделись, сейчас домой, в Красноярск, А ведь узнала она меня сразу, по голосу, хоть и го­ворит, что память плохая стала. Да, идут годы. А, кажется, совсем недав­но детали вместе. Ирина - команди­ром корабля, я - радистом». Пожи­лой мужчина задумчиво глядел в окно поезда, за которым скрылись последние домики незнакомого ма­ленького городка.

О визите красноярского гостя напо­минало висящее на стене в рамочке благодарственное письмо за подпи­сью генерального директора Красно­ярской авиакомпании «КрасЭйр» Б.М. Абрамовича. Тридцать лет по­святила Ираида Федоровна Вертипрахова развитию авиации на красно­ярской земле. Вот уже 18 лет женщи­на, под руководством которой экипаж лайнера ИЛ-62 в 1977 году ус­тановил мировой рекорд скорости, чемпион СССР по затяжным прыж­кам с парашютом, рекордсменка в групповых прыжках в ночных условиях, та, которая связала всю свою жизнь с авиацией, проживает в городе Красноуфимске.

Когда Ирине было 10 лет, во сне она увидела луну: огромную, ярко-жел­тую и одинокую среди миллиарда звезд. Пророческими оказались эти слова: судьба сложилась так, что не было у Ирины ни мужа, ни детей. Когда завязывался с кем-то роман, что-нибудь да мешало его продолже­нию. Однажды в Москве познакоми­лась с видным парнем, но отъезд, планируемый через два дня, вдруг неожиданно передвинули вперед. Так больше и не видела Ираида этого паренька. Судьба, значит, такая.

Какими путями пришла она в авиа­цию, для самой Ираиды Федоровны все еще остается загадкой. Трудно было в то время пробиться в летчи­ки. После окончания Свердловского медучилища Ирина, уроженка Красноуфимска, уже твердо знала, что она будет летать. Случайно оказавшись однажды возле дома на улице Малы­шева и увидев прохожего аэрофлотца, спросила: «Где учат на летчи­ков?» С удивлением узнала, что стоит прямо возле этого дома. Еще больше удивились летчики, когда молоденькая девчушка настойчиво твердила, что она хочет научиться летать. Оказалось, что аэроклуб только еще организовывался. Доби­лась, чтобы ее приняли, но проходила немного времени и оставила заня­тия. Случайно, увидела в троллейбу­се начальника клуба. Он убедил де­вушку продолжать учебу. После это­го разговора Ирина ни разу не пропустила ни одного занятия.

Помнит непередаваемое чувство, когда впервые очутилась в самолете. По приказу инструктора повторила один из виражей. Тот удивленно посмотрел на девушку и спросил: «Ты раньше летала?». Ответа и не ждал, так как, видимо, был уверен, что она уже имеет достаточный опыт полетов. По­блажек в ее жизни не было. Еще в дет­стве Ирина, постоянно находившаяся в обществе мальчишек, научилась ни­когда не плакать и не жаловаться. Уже находясь среди опытных летчиков-ассов, принимала участие в самых рис­кованных полетах.

После окончания Саранской летной школы в 1955 году Ирина была направ­лена в Красноярский аэроклуб в каче­стве летчика-инструктора по парашют­ной подготовке. Тогда за плечами было всего лишь 3 прыжка. Но она никогда не останавливалась перед трудностями. Прыгая сама и совершенствуя технику прыжков, учила этому молодых ребят. Их готовили к службе в армии в воз­душно-десантных войсках. Остался в памяти паренек один, который никак не мог преодолеть страх перед прыж­ком. Так он и не прыгнул, не стала Ирина «бросать» его.

В книге «Гражданская авиация в лицах» рассказано о людях, кто свя­зал свою жизнь с авиацией. Есть там и Ираида Федоровна Вертипрахова. Шестнадцать тысяч часов таково общее летное время Ираиды. Освоив все новые поколения воздушных лай­неров: ЯК-12, АН-2, ЯК-18, ИЛ-18, ИЛ-62, ТУ-154, в 1962 году 8 марта Ираида Федоровна поднялась в небо на ПО-2. На страничках ее первой летной книжки выведено ровным почерком: «взлет - отлично, разво­рот - отлично, посадка - отлично». За 22 года полетов, начиная от второ­го пилота до командира экипажа, Ира­ида Федоровна не имела упущений в своей работе. В ее семейном альбоме хранится фотография, где она, един­ственная среди мужчин, знаменитых летчиков. Фотография сделана в Мос­кве, в Кремле. Тогда, в 1978 году, пра­вительством ей было присуждено зва­ние «Заслуженный пилот СССР». По­зднее она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

На мое утверждение о том, что наш город должен гордиться такими людьми, как, Ираида Федоровна, она ответила: «Как-то искали меня знакомые. Парнишки ответили, в каком подъезде живет тетенька-летчица, но давно это было. Вот перед 8 Марта поздравили из Красноярска, а так никто не приходит. И я никуда не хожу. Даже не знаю, где больница в городе находится».

От Красноярска до Красноуфимска - 40 часов пути. От администра­ции города до дома 73-лстней Вертипраховой Ираиды Федоровны 5 минут езды.

«Во сне я все еще летаю», - синие глаза Иранлы Федоровны смотрят вдаль, туда, где в голубом небе оста­вил за собой белесую полоску ТУ-154.

Марина Стахеева

Стахеева М. От Красноярска до Красноуфимска - 40 часов пути:["З асл. пилот СССР", рекордсменка И. Ф. Вертипрахова]/ М. Стахеева // Городок.-Красноуфимск, 2004.-N 11. - С. 3.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом