Имя доктора Матвея Ивановича Мизерова особо почитаемо красноуфимцами. Он — первый Почетный гражданин Красноуфимска. Его именем названа одна из улиц города. За научные труды ученый совет Казанского университета присудил ему степень доктора медицины без защиты диссертации. Лучшими его работами являются исследования «О лечебных травах, произрастающих в Красноуфимском уезде», «О народной медицине в Красноуфимском уезде» и другие. Родился Матвей Иванович Мизеров в 1854 году в Артинском заводе Красноуфимского уезда в семье священника. Получив среднее образование, поступил на медицинский факультет Казанского университета, который окончил в 1879 году. Молодой врач отказался от многообещающего предложения остаться ординатором в одной из университетских клиник. Он знал, как ждут его в родном краю.
В то время Красноуфимская больница находилась в частном доме и была рассчитана на 20 коек. Хирургических инструментов не было. Больницу обслуживали два фельдшера, акушерка и сестра милосердия. Полный сил и энергии, молодой врач стал добиваться, чтобы уездное земское собрание отпустило средства на строительство новой больницы. По его настоянию учреждается земско-медицинский совет — один из первых в России.
В 1886 году в городе появилась новая больница, построенная по проекту Мизерова, с двумя блоками — хирургическим и терапевтическим. Старое помещение было использовано для инфекционного отделения.
Наряду с этим заведующий Красноуфимской земской больницей организует участковое обслуживание населения. В уезде было создано шесть врачебных участков.
Как врач Матвей Иванович не на словах, а на деле служит народу. Он добивается права принимать бесплатно на излечение особо нуждающихся больных. По его настоянию был отменен денежный порецептный сбор с крестьян и беднейшего населения города. Он бесплатно производил медицинский осмотр учащихся Красноуфимского промышленного училища.
Плодотворная медицинская и общественная деятельность, прогрессивные взгляды Мизерова были не по душе официальным властям. Жандармы вели за ним постоянное наблюдение. Его не раз подвергали домашнему аресту.
В протоколе обыска, состоявшегося на квартире Мизерова 10 января 1908 года (этот протокол хранится в Пермском государственном архиве), в числе изъятой литературы называется книга К. Маркса «Капитал».
После тридцати лет работы в Красноуфимске, в возрасте 55 лет, по негласному постановлению Пермского жандармского управления Матвей Иванович подвергся административному выселению в Уфимскую губернию.
В Уфимском уезде Мизеров с трудом устраивается работать врачом. Но здоровье его уже было подорвано. 30 сентября 1913 года Матвей Иванович умер в Уфе, оставив семью без средств к существованию. По ходатайству жителей города уездная земская управа принимает решение перевезти тело Мизерова в Красноуфимск, где он и похоронен на городском кладбище.
Народный доктор: [земский доктор М. И. Мизеров] // Красноуфимск, 1970. – С. 24-27.
Есть люди, жизнь которых, как яркий факел. Они не просто «горят», но умеют своей энергией, отношением к делу «зажечь» других, найти единомышленников. К числу таких людей относится Николай Федорович Кретов. Хотя родился он далеко от Красноуфимска, но вся его сознательная жизнь и трудовая деятельность тесно связаны с развитием нашего города.
Начало
Начал Николай Федорович трудовую деятельность слесарем паровозного депо станции Красноуфимск в 1932 году. Трудолюбивый, чуткий к людям юноша обращает на себя внимание коллектива. В 1937 году его избирают секретарем комитета комсомола паровозного депо, а затем узлового комитета ВЛКСМ станции Красноуфимск. В апреле 1939 года его принимают в члены ВКП(б) и направляют на работу в политотдел Красноуфимского отделения Казанской железной дороги. В 1942 году были построены и отправлены на Северный фронт бронепоезд «Красноуфимский железнодорожник» и спецпоезд для обслуживания фронтовиков, в сборке которых Николай Федорович принимал самое непосредственное участие. Сборщики неделями не уходили с рабочего места, по воспоминаниям В.Н. Кретовой, бывшей в то время секретарем комитета ВЛКСМ депо, туда им приносили еду, там они и отдыхали в стоявшем рядом вагончике.
С января 1943 года по декабрь 1945 года Николай Федорович работал секретарем узлового парткома станции, а с января 1946 года по декабрь 1950 года - он один из секретарей райкома ВКП(б) г. Красноуфимска и Красно-уфимского района. В это время (22.02.1946г.) Красноуфимск Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из районного центра был выделен в город областного подчинения. Это открывало новые возможности развития города. 25.04.1946 года проходит совместное заседание исполкома горсовета и РК ВКП(б), которое принимает решение «войти с ходатайством перед исполкомом облсовета депутатов трудящихся о строительстве в городе стационарной больницы и поликлиники, двух неполных средних школ, бани и прачечной, гостиницы, городского театра, хлебозавода, стекольного завода; отпустить максимально возможную сумму на благоустройство учреждений соцкультбыта и главное на строительство жилья, дорог, тротуаров, в том числе асфальтовых».
«Большое» электричество
Красноуфимск в то время был небольшим провинциальным городком с деревянными тротуарами в 3 доски, с грязными дорогами весной и осенью, механическим заводом и несколькими полукустарными артелями. В городе не было ни одного автобуса, 2000 частных домов не имели еще электрического освещения, так как электростанция была маломощной (оборудована газогенераторным двигателем старейшей конструкции выпуска 1904 года мощностью 200 кВт). Школы и больницы, хлебозавод и другие учреждения получали электроэнергию очень ограниченно, нередки были полные отключения. Были установлены лимиты на пользование электроэнергией для осветительных целей. Например, для кухонь, коридоров и фасадов зданий разрешалось использовать лампочки мощностью 15Вт, для комнат площадью до 30 м2- 25Вт, свыше 30 м2 - 40Вт, запрещено было использовать нагревательные приборы. В школах не хватало мест, и дети учились в три смены, не было в городе детской больницы.
Подробнее: Светить всегдаИраида Федоровна Вертипрахова – заслуженный пилот СССР, обладатель наград ФАИ, мировой рекордсмен в парашютном спорте...
Живем мы в Красноуфимске, а порой не знаем о своих знаменитых земляках. Под «мы» подразумеваю своих сверстников, 17-18-летних.
И.Ф. Вертипрахова. Такое чувство, что я где-то слышала это имя, но не знаю где... Кто такая? Что сделала? Не помню. В музее мне все разложили по полочкам. Родилась Ираида Федоровна в Красноуфимске, закончила 7 классов, поступила в медтехникум, но была война, надо было зарабатывать. С дипломом медика пошла работать в детясли и почти сразу отнесла документы в аэроклуб.
8 марта 1951 года она впервые поднялась вместе с инструктором на «ПО-2» (кстати, модель этого самолета есть в музее). Через много лет она снова впервые взялась за штурвал «ИЛ-14», еще через некоторое время ей покорился «ИЛ-18», но прежде, чем стать командиром самолета аэрофлота, она долго и упорно доказывала ничего не желающим знать мужчинам свое право быть летчицей...
В 1977 году И.Ф. Вертипрахова в качестве «капитана» женской сборной совершила самый длительный (13 часов за штурвалом) беспосадочный перелет по маршруту «София-Владивосток».
23 октября у Ираиды Федоровны юбилейный день рождения - ей пришли поздравления из Америки, Красноярска, Екатеринбурга.
Администрация Мо «г. Красноуфимск» и редакция газеты «Вперед» тоже поздравляют Ираиду Федоровну с днем рождения! Здоровья вам, счастья, долгих лет жизни!
М. ЗАВЬЯЛОВА.
Завьялова М. Летчица - живая легенда:[И. Ф. Вертипрахова, засл. пилот СССР, обладатель наград ФАИ, мировой рекордсмен в парашют. спорте]/ М. Завьялова // Вперед.-Красноуфимск, 2001.-26 окт. - С. 3.
28 августа 2006 г. на 75-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончалась Вертипрахова Ираида Федоровна - Почетный гражданин городского округа Красноуфимск.
ВертипраховаИ.Ф. родилась 23 октября 1931 года в г. Красноуфимске в семье рабочего. После окончания в 1941 году средней школы № 11 (ныне школа № 86) поступила в медицинский техникум Уральского завода тяжелого машиностроения, который закончила в 1950 году. С 1952 по 1954 гг. училась в летной школе. В 1954-1962 гг. работала в Красноярском аэроклубе летчиком-инструктором, с 1962 г. - в 188 авиаотряде территориального управления гражданского воздушного флота г. Красноярска, сначала вторым пилотом, а затем командиром самолета АН-2. В 1964 году была переведена в 126-летный отряд вторым пилотом, а позднее - командиром самолета ИЛ-14. В период с 1968 по 1985 гг. - командир самолетов ИЛ-18, ИЛ-62, ТУ-154. В 1977 году женский экипаж самолета ИЛ-62, командиром которого была Вертипрахова И.Ф., установил несколько мировых рекордов: по высоте, дальности и скорости полетов.
За особые заслуги в освоении и эффективном использовании современной авиационной техники, высокие показатели в обучении и воспитании летных кадров, многолетнюю безаварийную работу и большие достижения по применению авиации в народном хозяйстве страны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1978 г. ей, единственной женщине, было присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР».
За трудовые и спортивные достижения Вертипрахова И.Ф. была награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями и Почетными грамотами, занесена в Почетную книгу «Гражданская авиация в лицах».
После выхода на заслуженный отдых Ираида Федоровна переехала на родину, в г. Красноуфимск, где активно занималась общественной работой и патриотическим воспитанием молодежи. Избиралась депутатом Красноуфимского городского Совета народных депутатов.
По достоинству оценивая заслуги Вертипраховой И.Ф., депутаты Думы городского округа Красноуфимск в апреле текущего года присвоили ей звание «Почетный гражданин городского округа Красноуфимск».
Память о Вертипраховой И.Ф. надолго сохранится в сердцах красноуфимцев.
В.И. МАЛАХОВ, глава ГО Красноуфимск,
В.В. ГОРДЕЕВ, председатель Думы городского округа.
Малахов В. И. Вертипрахова Ираида Федоровна:23.10.1931-28.08. 2006: Заслуженный пилот СССР, Почетный гражданин городского округа Красноуфимск : крат. биогр./ В. И. Малахов, В. В. Гордеев // Вперед.- Красноуфимск, 2006.-5 сент. - С. 6.
«Рожденный ползать - летать не может!» - эту истину, запомнившуюся со школьной скамьи, я испытал на себе. С 1941 по 1951 годы рос среди летчиков, среди гула самолетных двигателей, прогреваемых перед полетом. Живя в Свердловске, улетал с аэродрома «Уктус» в Кольцово и обратно на самолете У-2. Таким образом доставляли меня в летний пионерский лагерь, когда я был учеником с первого по четвертый класс. Ветел в кабине самолета ЛИ - 2 над заснеженными вершинами Памира, когда в 1947 году отца перевели из Свердловска в Таджикское управление Гражданского Воздушного флота, и для перевозки семьи с багажом был выделен этот самолет.
Карабкался с другими мальчишками по списанным самолетам «Дуглас», «Мессершмитт» в Сталинабадском аэропорту. Но летчиком я не стал. Окончив 8 классов Красноуфимской средней школы №1, я уехал поступать в Херсонское мореходное училище.
Всю жизнь мне суждено было ползать по болотам, лесным речкам, лесам и горам, т.к. охота и рыбалка были моим страстным увлечением. В молодости - гонять футбольный мяч и двадцать лет шагать по шпалам Красноуфимской дистанции пути с различными проверками. Бег на стадионе и ходьба по перегонам по сравнению даже с идущим на посадку самолетом - это ползанье.
Сегодня живет среди красноуфимцев скромная женщина, которая за штурвалом самолета провела половину своей жизни. Полеты для души в Свердловском аэроклубе, где она занималась в 1951-52 годах как пилот - спортсмен, открыли дорогу в большую авиацию. Летное дело стало ее любимой и единственной профессией. Это ВЕРТИПРАХОВА ИРАИДА ФЕДОРОВНА - Заслуженный пилот СССР. ЕДИНСТВЕННАЯ В СТРАНЕ женщина, носящая это высокое почетное звание с 1978 года.Газета «Воздушный транспорт» 8 марта 1990 года отметила этот факт статьей специального корреспондента А. Журина, посвященной нашей землячке. Статья называлась - «Звезды» исчезают и появляются вновь». Одной «Звездой» в этой статье названа Вертипрахова И.Ф.
Родилась Ираида Федоровна в Красноуфимске 23 октября 1931 года. Семья никакого отношения к авиации не имела. После окончания семи классов железнодорожной школы №11 (ныне школа №86) поступила в Свердловское медучилище, где проучилась три года и получила диплом. Начала работать по специальности в Свердловске. И в это время потянуло в небо. Услышав, что в здании на углу улиц 8 Марта - Малышева открывается аэроклуб, добилась зачисления в него. И летала пилотом - спортсменом до 1952 года. По воспоминаниям матери Веры Ивановны, маленькая Ира еще в трехлетнем возрасте на вопросы взрослых: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», отвечала: «Летчиком!». Такие заявления не делали ни старший брат, ни младший. Обе женщины не могли объяснить мне, что послужило поводом для такого твердого выбора профессии в таком раннем возрасте. Видимо, как говорится, это «на роду ей было написано». Да, судьба свела ее с начальником аэроклуба, которого по имени - отчеству добрым словом вспоминает и сегодня. В клубе занимались всего две девушки, других желающих просто «не пущали» - не женское это дело. Но судьбу тоже надо уметь держать в руках.
Подробнее: Рожденная летать