Личность в истории

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Анастас Ерофеевич Закорюкин родился в 1918 году в деревне Верхняя Сарана Красноуфимского района, в большой рабочей семье.

Отец Ерофей Парфёнович был потомственным кузнецом. Однако он рано ушел из жизни, и мать с детьми вела домашнее хозяйство, трудилась в колхозе.

До 1933 года Анастас учился в школе, а в летнее время подрабатывал на лесозаготовках. После школы-семилетки поступил на слесаря по ремонту паровозов в школу ФЗО станции Красноуфимск (так называлось железнодорожное училище).

Новое 3-этажное здание на улице 1-й Деповской, с большими классными комнатами и светлыми окнами, поражало деревенских мальчишек своей величиной. Занятия проводили опытные железнодорожники-производственники. Учеба нравилась и давалась легко. Кроме спецпредметов изучали математику и графику.

В расписании занятий постоянно были политзанятия и политинформации. Поэтому каждый молодой человек хорошо разбирался в экономическом и политическом положении стран и за рубежом.

С 1934 года начинается трудовая биография 16-летнего Анастаса Закорюкина в паровозном депо - слесарем по ремонту паровозов. С этим предприятием в дальнейшем будет связана вся его трудовая деятельность.

Подробнее: Почетный гражданин и Почетный железнодорожник - выпускник КПУ-97

Памяти воина-интернационалиста Миниянова Радика

Школу Радик заканчивал уже в Набережных Челнах, но память о нём хранится и здесь, на его «малой Родине» - на красноуфимской земле, где он родился и где учился. Родился Радик 12 июня 1986 года в живописной татарской деревеньке Татарская Еманзельга Красноуфимского района, а восьмилетку заканчивал в Верх-Бугалышской школе.

В 1981 году родители переехали в Татарстан в город Набережные Челны, где он закончил среднюю школу и до призыва в армию работал оператором на агрегатном заводе КамАза. В 1984 году Радика призвали в армию. После шести месяцев обучения на сапёра в составе 70-й отдельной мотострелковой бригады попал в самую в то время «горячую точку» - в Афганистан, в самое его пекло - Кандагар, где участвовал в боевых операциях и сопровождал автотранспортные колонны с грузами для мирных жителей и боеприпасами для советских войск.

Подробнее: Погиб под Кандагаром

Родился Михаил Григорьевич Бурматов 26 ноября 1925 года в д. Живодёрки (Калиновке) Красноуфимского района в крестьянской семье Бурматовых - Григория Михайловича и Александры Анисимовны. В честь деда, новорожденного назвали Михаилом. Всего в семье Бурматовых было четверо детей - две дочери и двое сыновей. Правда, брат Михаила умер ещё до войны.

До армии Михаил успел закончить четыре класса начальной школы, курсы трактористов и два года поработать в родном колхозе.

13 января 1943 года, в возрасте 18 лет, Михаил был призван в Красную Армию. Второй год шла Великая Отечественная война. После шести месяцев освоения армейского мастерства в Еланском учебном пункте, солдат стрелкового полка Михаил Бурматов, не расставаясь с автоматом, в составе 39-й Армии, 19-й дивизии, 61-го стрелкового полка попал на Третий Белорусский фронт под командованием Черняховского.

Боевое крещение принял в небольшом селе Рудня. «Немцы в лоб стреляют, сверху бомбят, а страха нет, в груди кипит злость на фашиста. Там, в бою за Рудню, меня ранило осколком в руку. Полтора месяца я пролежал в госпитале. Рота после боя значительно поредела. Солдат, оставшихся в живых, награждали орденами Отечественной войны или медалями. И мне тоже года вручили орден Отечественной войны 2-й степени», - вспоминает Михаил Григорьевич.

После ранения служил в разведроте. «Я быстро научился и Богу молиться, и по- мужицки выражаться, - рассказывает Михаил Григорьевич, мысленно уходя в далёкое военное прошлое. - Жутко и страшно было видеть мёртвых женщин, проколотых кольями на обочинах дорог. Немцы, отступая назад, от досады зверствовали. Перед армией стояла задача - взять Витебск. Перед взятием Витебска в составе разведгруппы я ходил за «языками» в логово врага. Группа уходила в разведку с вечера, целый день вели наблюдения за поведением немцев и только глубокой ночью под утро удалось взять в плен двух спящих офицеров. С порученным заданием группа справилась, возвращались под пулями, прикрывала отход наша артиллерия, однако, все солдаты в группе рисковали своей жизнью. От «языков» были получены хорошие разведданные. Витебск был взят. Всех оставшихся в живых солдат награждали медалями «За взятие Витебска». Признаюсь, что самое трудное сражение было за Кенигсберг, который был укреплён немцами так, что пули и бомбы отскакивали вверх». За это сражение Михаил Григорьевич был награждён орденом Красной Звезды.

Подробнее: От Европы до Порт-Артура

Несколько улиц Красноуфимска носят сегодня имена прославленных людей, сопричастных с историей города и со 140-летней историей Красноуфимского агроколледжа (училища, техникума) - Шапошникова, Кашпурова, Краюхина, Риммы Горбуновой... Одна из заречных улиц учхоза носит имя ученого агронома- экспериментатора, Героя труда, профессора Пермского университета Владимира Николаевича Варгина (родился в феврале 1866 года, умер 15 марта 1936 г.г.), родоначальника Уральской агрономии.

Началом опытнической деятельности ученого явилось создание учебного хозяйства (фермы) в Красноуфимском промышленном училище. «Путешествие на тряской телеге по пыльному тракту, наконец, завершилось. Возница, облегченно вздохнув, остановился у высокого каменного здания: «.Кажись, барин, приехали...». Худощавый, в черной косоворотке, молодой человек сошел на вымощенную мостовую». Это был агроном, выпускник Петровской сельхозакадемии (сейчас им. Тимирязева), Владимир Варгин, который 1 июля 1889 года прибыл к месту назначения - в Красноуфимск.

Теплая встреча с директором училища Н.А. Соковниным... И домик под кудрявыми березками на «ферме» училища на 10 лет приютил Владимира Николаевича и его семью.

Прибыл В.Н. Варгин в Красноуфимск в год реорганизации реального училища в промышленное, когда на базе шести общеобразовательных классов добавились 4 технических. В 90-е годы 18 века Красноуфимское промышленное училище стало образцом для создания подобных сельхозучилищ в других губерниях России.

Подробнее: Улица имени Варгина

Легендарной женщине авиации Ираиде Вертипраховой в Красноуфимске открыли мемориальную доску

В Красноуфимске открыли памятную доску в честь заслуженного пилота СССР Ираиды Вертипраховой.

Летать она мечтала с детства и выбрала карьеру пилота-спортсмена. Также она работала инструктором-летчиком парашютной подготовки в Красноярске.

Дальше всех, быстрее всех!

Эту отважную шестерку назвали "сборной Аэрофлота". Действительно, в Москву, в Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, они съехались из разных городов страны: командир экипажа Ираида Вертипрахова - из Красноярска, второй пилот Тамара Павленко - из Алма-Аты, бортинженер Галина Смагина - из Душанбе, штурман Галина Козырь, второй пилот Евгения Мартова и бортрадист Нина Костыркина - москвички. До этого они летали на разных самолетах - от легких спортивных бипланов до многоместных ЯК-40 и ИЛ-18. Им предстояло, первым среди женщин, поднять в воздух такую "тяжелую" машину, как ИЛ-62М. Громадный ИЛ был "приручен" всего лишь за два с половиной месяца вместо положенных шести. И они вышли на старт.

Возглавляемый Ираидой Вертипраховой женский экипаж самолета Ил-62М установил сразу несколько мировых рекордов, пролетев по трассе Москва—Петропавловск-Камчатский—Москва. Этот же экипаж выполнил беспосадочный перелет по маршруту София - Владивосток, пролетев за 13 часов 01 минуту расстояние 11 074 километра и в три раза перекрыв рекорд американок.

Подробнее: Покорительница небес

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ