Миссионерскии хутор

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Церковь и народное образование до революции 1917 года

Начало христианскому просвещению на Урале положено в 1379-1383 гг. В конце 19 начале 20 века в России были созданы учреждения, готовившие учителей из мирян для школ грамоты с целью утверждения в народе «.. .православного учения, веры и нравственности христианской и сообщения первоначального знания» (Из указа Священного Синода, 1884 г., №8).

На Красноуфимский уезд, до 1918 года являвшимся самым разноплеменным, приходилось 15,5 тысяч язычников. Здесь жили, кроме русских, татары, башкиры, вогулы (манси, проживающие по обеим склонам Среднего Урала с 1136 г.), марийцы. «Языческая религия черемис (марийцев), этого доброго народа, вредна для него тем, что ограничивает его стремление материальными и духовными благами этого мира (достаток в пище и одежде, здоровье, семейный и общественный мир - вот чем только черемис молится своим богам) и не дает импульса к нравственному самосовершенствованию.

Весьма трогательно, что в число 40 черемисских богов включены и боги. Мнколо-Юмо-Николай Чудотворец и От Кучужа-Белый Царь. Вместе с черемисским народом мы верим, ...Белый Царь (Николай Второй) прикажет изыскать достаточные средства для школьного образования, в духе нравственного единения всех детей у всех населяющих Россию народов». (Из доклада неизвестного священника Земскому Уездному Собранию).

В связи с озабоченностью со стороны духовенства по этому вопросу в 1890 году Шавкуновское поле, что находится в 20 верстах от Красноуфимска, возле с. Савиново, площадью 266 десятин, сдано в аренду сроком на 12 лет. В 1894 году на этом участке земли, позднее названном Миссионерским хутором. Высочайшей волею вызвана к существованию церковная миссионерская двухклассная учительская школа. История ее началась со строительства школы, общежития и служебных построек (конюшня, коровник, хлев, погреб, сарай для сена). Весь корпус, длиной 8 сажень, шириной 8 сажень, покрыт общей шатровой тесовой крышей, имеет ворота с калиткой, заплот. Двор от сада перегорожен.

Выстроена баня с предбанником, которая позже была переделана в избу для квартиры учителю школы грамоты. Изба была с подвальным помещением, предназначенным для зимовки ульев, а вверху располагалась столярная мастерская. Стоимость затрат составила около 2829 рублей.

Его Преосвященство Пермский Петр летом 1894 года изволил посетить Миссионерский хутор, довольно внимательно осмотрел все текущие работы по строительству и « с похвалою отозвался о всем деле».

100 десятин земли использовались в последующие годы как учебно-полевое хозяйство. Из них засеяно было 15 десятин: ярового овса - 5 десятин, пшеницы, ячменя, гречихи и гороха - 10 десятин.

При школе имелись покосы клевера - 1 десятина, луга, выгон для скота, огород. Было высажено для закладки будущего сада 125 саженцев деревьев и кустарников. На пчельнике стояло 14 ульев. А также оставалась земля на сдачу в аренду - 90 десятин, чтобы арендные деньги обращались в доход шкоды. Расходы на ведение хуторского хозяйства - 469 рублей. Общая стоимость затрат, включая все статьи расходов, составила 6 000 рублей.

При приеме в Красноуфимску миссионерскую церковную второклассную школу было предписание «оказывать предпочтение» черемисам и раскольникам-сектантам, принимать их вне конкурса и на бесплатное содержание. Препятствием же было «заражение громадного числа детей трахомой», так как они жили в общежитии при поступлении.

В 1894 году в школу поступило 24 человека, из них - 4 черемиса. В 1895-96 гг. было принято 35 человек: в 1-й "у класс 15 человек, во 2-й класс - 20, в возрасте от 12 до 18 лет из четырех уездов: Красноуфимского (30 человек: 2 из города, 28 из волости), Екатеринбургского (2 человека), Кунгурского (1 человек), Соликамского (2 человека). Состав по вероисповеданию: православных - 32 человека, единоверцев - 2 человека, язычников - 1 человек. По сословию: духовных - 3 человека, крестьян - 28 человек, разночинцев - 2 человека, мещан - 2 человека.

Все дети жили в общежитии, которое состояло из 2-х комнат: в большой были нары для учащихся 2 класса, в другой - столовая с очагом к печи. В общежитии не было никакой прислуги, кроме кухарки. Учащиеся сами пилили и рубили дрова, топили печи, делали уборку, ставили самовар, мыли посуду. Мебель для общежития и школы, посуду, книги и многое другое пожертвовали ректор Пермской духовной семинарии о. Добронравов, протоиереи Иван Михайлович Луканин, купец Шевелим Иван Артемьевич.

Учебный день в школе начинался в 6 утра. В 7 часов ученики пили чай, а в 9 часов начинались занятия, которые всегда предварялись молитвой и продолжались до 14 часов. Особое внимание уделялось изучению Закона Божия, твердому усвоению Священной истории, катехизисным определениям, славянскому языку и церковному пению. Ежедневно было 6 уроков по 45 минут. В 14 часов все обедали. Обед состоял из 4 блюд: супа, жареного картофеля, каши, молока. Для приготовления обедов использовали овощи с огородного участка, крупы, грибы и прочее. В праздничные дни пекли пироги, в меню входили жареное мясо, кисель. К чаю подавали пшеничный хлеб. До 17 часов учащиеся отдыхали по желанию: играли на свежем воздухе, играли на музыкальных инструментах: на скрипке, фисгармонии, читали книги. Лучшие учащиеся получали в награду книги, пожертвованные школе Пантелеймоновым монастырем со святой Горы Афон.

Обязательным для каждого ученика было ведение дневника, который просматривался одним из учителей. Кроме обычных предметов, мальчики осваивали кузнечное и слесарное мастерство, переплетное дело, а девочки обучались шитью и вышиванию. Выполняли хозяйственные работы: выращивали рассады хвойных деревьев в питомнике при школе, а лучшие 3-4 учащихся готовили для поездки в усадьбу Строгановых на стажировку по выращиванию сосен, елей, лиственниц. Местные крестьяне звали школу «приют-ферма».

В 17 часов дети пили чай, в 17.30 начинались вечерние занятия, приготовление уроков, после чего ужинали, совершали вечернюю молитву, а в 21.00 ложились спать.

Религиозно-нравственное состояние и поведение учащихся за 90-е годы 19 века в докладах Земскому Уездному Собранию оценивалось как удовлетворительное. Ученики исправно посещали Богослужения в Савиновской Успенской церкви, иногда и в Манчажской, читали и пели на клиросах. Дети составляли «довольно порядочный хор певчих». Накануне воскресных и праздничных дней в здании школы священником с. Савиново о. Дмитрием Константиновичем Аптриевым, окончившим Казанскую семинарию, совершались всенощные Богослужения. Пение и чтение на всенощных исполнялись учениками.

Второклассная церковная учительская школа начинала «своей простотой привлекать внимание окружающего населения: строго религиозное развитие в духе православия и любви к царю и Отечеству, труд, простой крестьянский образ жизни и постоянный, заботливый надзор, в основе которого лежала мысль дать не только знания, но и основы нравственного воспитания, несомненно, принесли - при помощи Божией - благие результаты».

В 1896 г. при второклассной школе на Миссионерском хуторе открылась образцовая школа грамоты (3-е отделение), иначе учительский курс, в который по переводным экзаменам поступило 12 человек. В преподавании на равне с учительским введены и сельскохозяйственные курсы.

Учащиеся стали учителями школ грамоты, а лучшие - церковно-приходских школ для духовного просвещения, в худшем случае - хозяйственниками в селах. Из числа выпускников этой школы многие поступили в Духовную семинарию.

Как и при всяком благом начинании, и на Миссионерском хуторе не обошлось без легких искушений. Это видно из доклада Его Высокоблагородию Господину Председателю 29 очередного Красноуфнмского Земского Собрания, члена Миссионерского Общества Семена Михайловича Коробова:

«По слухам мне стало известно, что уездная управа, а затем и собрание, неправильно отнесли на мой счет 75 рублей, взятые мною у земства в 1793 году. На уборку хлеба заведываемом мною тогда Миссионерским хутором из прилагаемого при сем № l8 за 1894 год. Пермских Епархиальных Ведомостей, где помещен мой отчет по заведыванию хутором, Ваше Высокородие, извольте убедиться, что поименованные деньги мною были записаны на приход (Епархиальные ведомости 1894 г., мой отчет, стр. 325) и тогда же израсходованы на хутор, а поступил в распоряжение второклассной школы. Таким образом, эти деньги следует поставить в счет школы, которую принял в свое заведывание отец Иоанн Луканин (протоиерей Свято-Троицкого собора), О чем и ходатайствую перед Вашим Высокородием на предмет доклада Собранию, если Вы найдете это нужным.

Подлинный за надлежащим подписом».

I897 год. Красноуфимская Управа принимает решение о покупке Шавкуновского поля, о чем говорится в докладе Сметной комиссии.

«Рассмотрев доклад Управы об условиях продажи башкирами Сызгинского общества земли под названием Шавкуновское поле, комиссия полагает предоставить Миссионерскому обществу покупку этой земли с тем, чтобы Миссионерское общество внесло Земству дополнительную плату по 10 руб. за десятину, в сумме 2 660 руб., и приняло на свой счет все расходы по совершенствованию купчей крепости, Земство же со своей стороны должно зачесть как 3 990 р. (по 15 руб. за десятину), а всего 6 650 руб. в уплату недоимок за земские сборы за Сызгинским обществом. Комиссия полагает, что входить в личные счета с отдельными членами общества не удобно, так как плательщиком сборов является целое общество, а не отдельные его члены». В конце документа надпись: «Подлинный на надлежащим подписом».

2 октября 1906 г.

«Грешно пройти молчанием и не отметить теплые, сердечные отношения к школе с затратой на них своих собственных средств попечителей второклассной школы на Миссионерском хуторе Бабянского Станислава Фомича. Владелец Саранинских и Иргинских заводов, купец Бабанский С.Ф. в целях распространения просвещения среди инородческого населения» был избран числом 19 избирательных баллов попечителем второклассной школы.

С любовью вели учебно-воспитательное дело протоиерей Евгении Коровин, св. Андрей Романов, о. Ал. Отсев, о. Яков Чирков. Отец Николай Распопов высказывал желание иметь отчет о Миссионерской школе.

С 1894 года по 1912 было принято черемис - 53 человека, пермяков - 36, старообрядцев - 8.

В 1911 г. Земское Собрание ходатайствует о постройке нового здания для школы, так как дети зимой мерзнут и простужаются.

В смету закладывается пособие на содержание Миссионерского хутора, как и в прежние годы: 1142 рубля, а Уездное Земское собрание просит «обратить внимание Уездного отделения Епархиальных училищ, Совета заведующих церковными... инородческими школами на желательность поступления в миссионерскую школу наиболее способных...».

С установлением Советской власти в Красноуфимском уезде второкласская миссионерская школа остается без попечения со стороны Земства.

В наши дни возле 1,5 км от села Савиново уже ничего не напоминает о былой славе этого славного заведения. Да и сама церковь в Савиново разрушена, о ней лишь напоминают старые фотографии, чудом сохранившиеся.

Материал подготовили прихожане Свято-Троицкого собора Наталия Брагина, Мария Дербушева

//Городок. - 2003. - 14 нояб. (№ 46). - С. 14-15

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом