Красноуфимский педагогический колледж

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Всю работу по открытию марийской семинарии выполнял ЕФРЕМОВ Гаврил Ефремович /1888 - 1931/ (на снимке). Он же был утвержден и первым директором вновь созданного учебного заведения. Выходец из небольшой марийской деревни, он закончил Казанскую учительскую семинарию и был направлен в качестве учителя национальных школ Урала. С 1907 года работал в д. Васькино Суксунского района Пермской области. Получив назначение на должность директора учительской семинарии, Гаврил Ефремович становится ду-шой и организатором этого учебного заведения.

В 1920 году Наркоматом просвещения РСФСР учительская семинария преобразовывается в трехгодичные педагогические курсы, директором которых утверждается Л.Я. Мендияров, имеющий законченное высшее образование. Второй учебный год педагогические курсы начали с 42 учащимися. На курсах работало уже четверо учителей. Одним из первых преподавателей был В.А. АНДРЕЕВ, обучающий учащихся русско­му языку.

В 1921 году педагогические курсы преобра­зованы в Урал-Марийский педтехникум.

Голод 1921 года тяжело отразился, на работе вновь созданного учебного заведения: коли­чество обучающихся уменьшилось, срывались нормальные учебные занятия, резко ухудши­лось питание. Из-за невозможности нормаль­но финансировать преподавателей Наркомпрос принял решение временно закрыть некоторые марийские педтехникумы, в том числе и Красноуфимский, Но при поддержке местных властей Красноуфимского уезда Урал-Марийский педтехникум все же был сохра­нен. Коллектив преподавателей и студентов решил работать в совхозе, изыскивать внут­ренние резервы. Педтехникум был взят на ме­стный бюджет уезда.

После окончания гражданской войны контин­гент студентов быстро растет. 25 октября 1922 года техникум переведен с территории учеб­ного совхоза в город Красноуфимск. Под учеб­ный корпус предоставлено помещение бывше­го городского училища по улице Свердлова, 14. Выделены в городе помещения и под об­щежития.

В учебном здании создавались новые каби­неты, лаборатории, приобреталось необходи­мое оборудование, литература. Жизнь в тех­никуме ожила. Работал ученический комитет, а позднее и профком, успешно функциони­ровала комсомольская организация. Во вто­рой половине двадцатых годов была органи­зована работа начальной опорной школы, в которой дети учились с 1 по 5 класс, и явля­лась она базой для практики студентов, чего добились директор педтехникума Вельский Василий Евсеевич и Мария Терентьевна ЗЫКИНА, будущая заве­дующая этой школой. Под ее руководством работали педагоги: Янгиров, Мишин, Семе­нов, Степанов. Мария Терентьевна была чрез­вычайно требовательна к себе, и это давало ей право требовать и с других. Память об этом человеке сохранили ее ученики. Так вспоминает о Зыкиной Ф.Я. Яшкин: «Она была самой любимой нашей учительницей. Требо­вательна к себе и к нам, она переживала вме­сте с нами наши неудачи, радовалась нашим успехам». В школе впервые была создана пи­онерская организация, а вожатой стала студен­тка техникума Асия Сатраповна ТИХОНОВА

Материал из летописи педколледжа подготовила  В.А.  ШУСТИКОВА.

// Вперед. – 1999. -30 июня. – С. 3

СПРАВКА: к концу 20-х годов возрастает потребность в русских учителях, и вот в 1929 году открывается русский педтехникум. С этого времени в Красноуфимске действуют два педтехникума - русский и марийский. И лишь в 1939 году эти два учебных заведения сливают в одно - русское педучилище с марийским отделением.

За время существования педтехникума из его стен вышло немало замечательных людей.

В 30-е годы в педтехникуме работали отделения: подготовительное,  политпросветительское, дошкольное и полеводческое, но просуществовали они недолго. Дошкольное было слито со школьным,  а полеводческое было переведено в в сельскохозяйственный техникум.

Студенты и преподаватели оказывали большую помощь местным и партийным советским организациям  по ликвидации неграмотности. Особенно большая работа была проведена в период сплошной   коллективизации сельского хозяйства. В техникуме имелась кинопередвижка, и студенты выезжали для показа кинофильмов в деревни Суксунского, Артинского, Манчажского и Красноуфимского районов. Энтузиастами этой работы были Бабицын, махов, Разумков, Филиппов. Показ кинофильмов они совмещали с агитационной работой.

Прекрасно зарекомендовал себя радиокружок преподавателя С.А. Леонтьева. Кружковцы под его руководством радиофицировали учебное здание, интернаты, подшефные деревни, имея собственноручно изготовленные детекторные или одноламповые радиоприемники.

За двадцать лет своего существования Урал-Марийский педтехникум дал законченное среднее педагогическое образование 400 человекам. Почти столько же получили общеобразовательную и специальную подготовку на разных курсах. Закончили педтехникум в эти годы многие выпускники, ставшие в последующие годы хорошими специалистами. Преподаватель математики Румянцев Павел Никандрович, «Отличник народного просвещения», Полыгалова-Федотова Тамара Петровна, которая после окончания учебы в 1927 году проработала учителем начальных классов 38 лет, из них 25 лет работала заведующей школой N 2, где студенты педтехникума давали свои пробные уроки.

Подробнее: Кузница кадров

С середины  двадцатых годов педагогическое учебное заведение набирает силу. Контингент год от года увеличивается: в 1925-26 учебном году обучается уже 167 человек, несмотря на тяжелые бытовые условия. У многих студентов не было даже смены  белья, не говоря уже о приличной одежде и обуви: лапти, холщевые рубахи, за­латанные зипуны. Для студентов надо было оборудовать общежития, столовую, баню, обеспечить постельными принадлежностями - необходимо было удержать принятый состав, добиться стопроцентной посещаемости. Вновь поступившие - в основном дети бедных крестьян, сироты, воспитанники детских домов, беспризорники. Стипендию получали не все, а иных средств существования у многих не было. Облегчал положение студентов принцип коллективного распределения стипендиальных средств, а также помощь учебного совхоза, за счет продуктов которого было организовано дополнительное горячее питание.

Но, преодолевая все эти трудности, число студентов росло и к 1930 году достигло 247 человек. Педтехникум превращается в крупное учебное заведение. В нем создаются новые отделения: дошкольное, политико-просветительное, полеводческое. Здесь устраиваются съезды-совещания учителей, политпросветработников, ликвидаторов неграмотности для обсуждения организационных и методических вопросов с целью повышения деловой и политической подготовки кадров.

С 1927 по 1935 годы Урал-Марийский педтехникум по заданию областных организаций осуществлял также проведение курсов по подготовке председателей и секретарей сельсоветов, секретарей партийных организаций колхозов, комсомольских работников, женорганизаторов, ликвидаторов неграмотности и др. Кроме того, техникум во время школьных каникул устраивал совещания-конференции учителей, оказывая им повседневную учебно-методическую помощь. Преподаватели принимали активное участие в обследовании марийских школ.

Подробнее: В ногу со временем

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом