Урал-Марийский педтехникум в середине 1920-х годов

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Кроме основной задачи - подготовка учителей для работы в национальных школах - педтехникум много делал и в области идейно-политического воспитания марийского населения. Об этом можно судить по работе «Уголка крестьянина», под который была отведена особая отдельная комната. Комната украшена плакатами, лозунгами на марийском языке, портретами вождей пролетарского революции, но обстановка крайне бедна: один стол и скамейка на весь дом крестьянина (Дом крестьянина для приезжих мари открыт только два дня в неделю: по четвергам и пятницам - в дни базара, когда особенно бывает большой наплыв марийцев).

За два месяца существования «Уголка крестьянина» его посетило около 400 человек.

«Таким образом, Урал-марийский педагогический техникум в лице своего уголка Крестьянина вполне оправдывает надежды РКП(б) в деле выполнения заветов В.И. Ленина - смычку между городом и деревней и учащиеся П/техникума с полным сознанием своей работы и рвением выполняют ту ответственейшую задачу, какая на них ложится, как проводников знания и Коммунизма в отсталую темную марийскую массу.

Единственно, что огорчает учащихся - это бедность П/техникума: нет мебели, нет литературы, мало газет и т.д. нужна немедленная помощь со стороны» [Краеведческий музей, Ф.4, оп.4, дело 4, с.2].

О трудностях того времени можно судить, в частности, по воспоминаниям Алексея Евгеньевича Чащихина: «Мы с товарищами Тягуновым П.Г., Румянцевым П.Н. перешли из 9 класса в этот Урал-Марийский педтехникум на 3-й курс. Техникум переживал очень тяжелое время, учащимся требовалась материальная поддержка, в особенности марийцам. Дирекция техникума поручала нам производить денежные сборы по подписным листам среди населения для оказания помощи учащимся марийцам. Директором техникума в то время работал Ижболдин Иван Алексеевич» [Краеведческий музей, Фонд 4, опись 4, дело №11, с.11].

В 1924-1925 учебном году в техникуме имелись следующие комиссии: а)культурно-просветительная, руководившая работой различных кружков; б)самообразования; в) хозяйственная; г)санитарная; д)стипендиальная; е)по поддержанию трудовой дисциплины; ж)по устройству субботников; и з)касса взаимопомощи. В техникуме было 2 подготовительные группы, по окончании которых учащиеся переводились на основные курсы.

Педтехникум с большим напряжением сил постепенно преодолевал трудности своего становления. И, как итог, на заседании активных работников мари Красноуфимского и Манчажского районов Кунгурского округа Уральской области в марте 1925 года был сделан вывод: «техникум после ряда весьма тяжелого характера переживаний, наконец начинает входить в более или менее нормальную жизнь. Первоочередной задачей сейчас является это укрепить и упрочить Педтехникум таким образом, чтобы в нем была сосредоточена вся культурно-просветительная работа и силы мэрий» [Извлечения из Протокола заседания. С.781 Дела №1].

С учетом того, что марийское население в то время являлось в основном земледельческим, была определена специфика образовательного учреждения - «Педтехникум должен иметь свой учебный совхоз /учебное и практическое хозяйство/ как лабораторию с/хоз. практики».

Особое внимание уделялось политпросветительной работе как среди ученических организаций города, так и среди марийского населения.

А.Е. Чащихин писал: «По призыву Н.К. Крупской наш 3 курс в апреле 1925 года был направлен по деревням для проведения ликвидации неграмотности среди взрослого населения» [Краеведческий музей, Фонд 4, опись 4, дело №11, с.11]. Кстати, «Учителя по ликвидации неграмотности в течении учебного года оплачивались в зависимости от количества обученных» [Музей колледжа, альбом 124, с.47].

На общем собрании ячейки РКП(б) работников просвещения при сельхозтехникуме 25 апреля 1925 года отмечалось, что часть преподавателей педтехникума работает по совместительству, занятия проводятся при отсутствии пособий. Некоторые предметы, например, по сельскому хозяйству, мариведению и т.д. не ведутся.

При обучении используются в основном следующие методы: лекционный и исследовательско-лабораторный, а с 1 апреля перешли на Дальтон-план, это привело к заметным успехам. Положительным можно считать и то, что если в начале учебного года лишь только 30% обучающихся получали стипендию, то теперь уже все 100%.

О качественном составе преподавателей техникума можно судить по следующим словам его руководителя: «Техникум нисколько не сожалеет об уходе указанных преподавателей, а на оборот приветствует т.к. в пролетарском учебном заведении не должно быть места чуждому, духу современной школы элементу.

Урал-Марийский Педтехникум обслуживающий одну из отсталых национальностей - народ Мари, нуждается в стойких, преданных работниках, главным образом в коммунистах, по этому случайный и чуждый элемент сам собой отпадает и отходит от работы.

Зав. Педагогическим Техникумом Урал - Мари /Ижболдин/» (материалы музея колледжа).

В то же время большое внимание по-прежнему уделялось общественной работе. Так, в техникуме был организован агитотряд. Сделаны доклады: «О просвещении», «О кооперации» и т.д., было поставлено 9 спектаклей, 12 концертов на марийском языке. В ликвидации неграмотности участвовало 10 человек курсантов. За зимние каникулы проведено 56 бесед, завербовано подписчиков - 54, маркоров (марийских корреспондентов) - 6, организована ячейка ВЛКСМ, отряд юных пионеров. Для учащихся было организовано 9 кружков, затем их число сократилось до 4-х.

 

ПРОТАСЕВИЧ Г.М., краевед.

// Вперед. - 2019. - 21 февр. - С. 2

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом