Минуло 100 лет со дня образования Всероссийского Союза учителей. Давайте вспомним, как это было.
Учителя – народ неравнодушный, об этом говорит вся история развития образования.
По уровню состояния народного образования Пермская губерния занимала одно из ведущих мест не только на Урале, но и в целом по России. В этом большую роль сыграло земство Пермской губернии, являвшееся одним из наиболее деятельных в России.
В Красноуфимском уезде активизировало работу учителей их общение с коллегами на учительских съездах, которые проводились в Красноуфимске с 1884 года. По инициативе Василия Васильевича Корватовского, работавшего с 1883 года в качестве инспектора народных училищ, убедившего Земское собрание в необходимости этих 2-х недельных собраний, они стали традиционными. Это общение сближало учителей. Корватовским же был разработан «Устав» и основано «Общество попечения о народном образовании», начавшее работу в1890 году и много сделавшее для развития образования в уезде..
Учителя в ту пору были удивительными людьми. Один из них однажды сказал: «Всё отдадим школе: и здоровье, и счастье, и даже саму жизнь!
Всё перенесём: оскорбления, унижение, голод и холод, но по мере возможности светим народу жизнь, чтобы он выбился из бедности и бесправия, чтобы проникся сознанием собственного достоинства! Все тяготы жизни и необеспеченную старость вполне вознаграждает благодарная память учеников!»
Уже до революции 1905-1907 гг. пермское земское учительство стремилось, как и учительство всей страны, к объединению с целью улучшения своего материального и правового положения, а также решения профессиональных вопросов. В целом, однако, общественно-политиче-ская активность учительства была слабой. Лишь единицы примыкали к политическим партиям и вели революционную работу. Профессиональными революционерами стали такие народные учителя, как К.Т. Новгородцева, А.П. Бычкова, А.Н. Ягодникова, П.А.Матвеев и др. Политические взгляды основной массы учителей губернии отражали политическую незрелость.
Подробнее: 100-летию Учительского Союза посвящается…Зачем люди идут в походы, в горы, ночуют в палатках и коптят на костре котелки? Они просто знают, что настоящая жизнь начинается тогда, когда заканчивается зона комфорта. Поход на природу обогащает и физически, и духовно. Главным центром туризма в Красноуфимске является Станция юных туристов, беседу с основателем и директором которой - Лирой Дмитриевной Ворошиловой - мы публикуем сегодня.
Станция юных туристов была создана в 1991 году. Возникла она из туристско- краеведческого кружка Дома пионеров. Первым и неизменным директором станции юных туристов является Лира Дмитриевна Ворошилова.
До открытия станции большой вклад в развитие туризма в городе внёс Владимир Александрович Шавкунов. Он работал с детьми на базе школы №9. Там у него был даже геологический музей, созданный его руками. Он водил детей в походы на Памир, Тянь-Шань, Кавказ. Сейчас в основном походы формируются на Южный и Северный Урал, на озеро Байкал, на Алтай. А личная заветная мечта Лиры Дмитриевны - плато Путорана - затерянный мир Сибири, где «приземляются» метеориты.
Подробнее: Прекрасно, когда только ты и природаДень защиты детей - это защита интересов и соблюдение прав детей на достойную и счастливую жизнь. Если дети познают счастливое детство, то в будущем они могут много чего добиться. Они могут изменить мир или в лучшую, или же в худшую сторону - всё зависит от их детства. Все в руках детей, и все мы - из детства.
Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Летом это право обеспечивают и реализуют загородные оздоровительные лагеря (раньше их называли пионерскими). Загородный оздоровительный лагерь представляет собой комплекс на огороженной территории, на которой располагаются спальные корпуса, пищеблок для приготовления пищи и столовая, спортивные площадки, помещения для проведения досуга; медицинский пункт, вспомогательные хозяйственные постройки (прачечные, душевые, туалеты, гараж или автостоянки, скважины, котельные и проч.) и т.д. Обязательное условие существования такого лагеря - обеспечение его питьевой водой, а также водой для гигиенических процедур, местом для сушки белья.
Но всегда ли так было? Конечно же, нет.
В России история детских летних лагерей началась в 1925 году со дня основания «Артека», а в Красноуфимске и Красноуфимском районе - по-видимому, в 1935 году. В фондах Государственного архива в г. Красноуфимске есть документ - решение об открытии с 10 июня 1935 года двух смен лагерей в с. Криулино и в с. Александровское. Планировалось, что всего за лето отдохнёт 1400 детей: в лагерях - 400, в санаториях - 150, на пришкольных площадках - 800. Для сравнения, в 2017 году в Красноуфимском районе лагеря дневного пребывания на базе 18 школ будут посещать 970 человек, в загородный лагерь «Черкасово» поедет 450 детей, в санатории-профилактории - 100. Путёвки в лагерь в 1935 году приобретали через колхозы, профессиональные и хозяйственные организации.
В 1938 году в ведение детского санатория (так тогда назывался ЗОЛ «Черкасово»), расположенного в д. Черкасово, были переданы 2 дома и 3 амбара бывшего подсобного хозяйства РИКа (райисполкома). В апрельском номере газеты «Ленинский путь» (ныне газета «Вперед») за 1940 год сообщалось, что «районо намечает организацию пионерского лагеря в Крылово с охватом пионеров и школьников в 300 человек».
Подробнее: Детские лагеря: было - сталоКрасноуфимское высшее начальное училище было открыто 26 августа 1901 г. в 3-классном составе. В 1903 г. преобразовано в 4-классное, а с 1 января 1914 г. училище преобразовано в высшее начальное.
Городские училища по Положению 31 мая 1872 г. должны дать законченное “элементарное” образование. В программу обучения входили следующие предметы: русский и церковнославянский языки, краткие сведения по теории словесности и истории литературы, арифметика и алгебра, геометрия, история всеобщая и русская, география всеобщая и русская, естественная история (ботаника, зоология, минералогия, анатомия человеческого тела), физика, чистописание, рисование и черчение, пение и гимнастика, закон божий.
Кроме этих обязательных предметов в курс городских училищ были введены дополнительные предметы: языки, бухгалтерия, ремесла. В Красноуфимском училище были введены курс гигиены и корзиночное ремесло. Мастером в корзиночной мастерской был С. Журавлев, получивший образование в Вятской земской мастерской. На содержание корзиночной мастерской и развитие этого ремесла поступали деньги от красноуфимского уездного земства, от частных лиц, например, от почетного смотрителя училища купца 2 гильдии И. В. Луканина, от инспектора народных училищ А. Г. Безсонова. В 1904 г. изделий мастерской было продано на 19 руб. 18 коп.
Подробнее: Из истории Красноуфимского городского училища, в здания которого сегодня находится педагогический...В городе в 1913-1914 предвоенных годах было 5 начальных училищ с общим числом учащихся 595 человек. Некоторые училища находились в ведомстве церковного управления. Вэтих школах программы по изучению элементов арифметики, русского языка и особенно географии и естественной истории (так называлась тогда биология) были очень сокращены, а изучение Закона Божьего значительно увеличено. Уроки пения сводились к пению молитв и подготовке учащихся к участию в церковном хоре. Царское правительство поощряло открытие таких школ особенно в сельской местности, т. к. через них оно стремилось укрепить среди народных масс религиозность.
В Красноуфимске кроме начальных училищ и реального училища с техническими классами в 1891 была открыта женская гимназия, а в 1901 году - мужское 4-классное городское училище. В первые классы реального городского училища принимались мальчики, окончившие начальные училища, а при женской гимназии был 2-годичный подготовительный класс, готовящий девочек для поступления в первый класс гимназии. Эти учебные заведения имели свои капитально построенные здания. В здании реального училища сейчас находится сельскохозяйственный колледж, а в здании женской гимназии - ДЮСШ и вечерняя школа.
Обучение в реальном училище и женской гимназии было платное. В младших классах - 10 рублей в год, в средних - 20 рублей, в старших - 25 рублей.
Обучение в этих учебных заведениях было в основном доступно для детей зажиточной части населения, тем более что один из циркуляров (распоряжений) Министерства просвещения того времени указывал на ограничение приема в средние учебные заведения “кухаркиных детей”, т. е. детей из среды трудового народа. По архивным данным в 1914 году из 387 учащихся в гимназии было детей потомственных дворян 7 человек, детей дворян личных и чиновников - 70 человек, детей духовных лиц - 29 человек, детей купцов - 14 человек, детей мещан - 105 человек, детей крестьян (зажиточных) - 112 человек.
Аналогичный состав был и в реальном училище.
//Городок. - 1995. - 7 июля (№ 10). - С. 2