Образование

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Я выпускница железнодорож­ной средней школы № 11 (предшественница школы № 86) 1945 года. Наш выпуск - первый послевоенный! Помню суровое лето 1941 года, началась Ве­ликая Отечественная война. В здании школы развернули во­енный госпиталь № 432. Мы ученики помогали вывозить, выносить парты и все оборудо­вание в два старых деревянных здания, где и учились в три смены. Младшие классы в 1 и 2-ю смены, а мы, старше­классники, в 3-ю смену с 17 до 22 часов.

В декабре 1941 года нас че­тырнадцатилетних торже­ственно принимали в комсо­мол. Все ученики были охваче­ны патриотизмом, все, как один, готовы были идти на фронт сражаться с фашистами. Но на фронт нас никто, конеч­но, не послал, а вот в госпита­ле мы дежурили: помогали ухаживать за больными, кормили их, читали письма, газеты, книги. Писали за раненых письма к родным и, конечно, устраивали концерты самоде­ятельности. Занятия многие в годы войны начинались с по­литинформации, и делали ее сами ученики по очереди. Кро­ме того, ежедневно выпускал­ся «Боевой листок», он тоже ос­вещал события на фронтах. В годы войны один за другим погибали в боях за Родину наши ученики, выпускники 1938-1943 годов. Директор школы Василий Александрович Тренин часто получал письма, в которых ко­мандиры частей и соединений благодарили его и учителей за подготовку для армии отваж­ных и умелых защитников Оте­чества. Во дворе старого зда­ния школы стоит обелиск с именами и фамилиями ребят, отдавших свою жизнь за Родину! Вечная память им! Мы не должны забывать о них.

Летом 1944 года госпиталь перевели в глубь страны, в Сибирь. Здание школы осво­бодилось. И снова мы, учени­ки, помогали перевозить все школьное имущество и гото­вить школу к новому учебно­му году.

Первый послевоенный вы­пуск.... 10-й класс заканчива­ло всего 10 девочек. Государ­ственные экзамены нам при­шлось сдавать в Янауле. На каждый экзамен к нам приез­жали наши учителя.

Русский язык и литературу принимала Марина Сергеевна; математику и физику - Вячес­лав Александрович Утемов; химию - Афанасий Мурашко; историю - Елизавета Георгиев­на Химичева.

Наш выпускной вечер был очень скромный. В клубе им. Ух­томского на сцене за столом си­дели директор школы и учите­ля. Мы из зрительного зала вхо­дили на сцену и нам вручали аттестаты зрелости и неболь­шой тортик (в те годы это была большая радость). В физкуль­турном зале были танцы под духовой оркестр. А потом мы разъехались, кто куда. Начались годы учебы в вузах и работа.

О школьных годах в военное время у меня сохранились са­мые трогательные воспомина­ния. Несмотря на войну - школь­ные годы чудесные...

Нина ПОПОВА (КУВШИНОВА).

P.S. В Красноуфимске живет еще одна выпускница 1945 года - Валентина Ермилина (Заикина). Вот что она говорит: «Я окончила Казанский государственный медицинский институт, педиатрический факультет и 35 лет проработала детским врачом. Сейчас мне 78 лет, и я на пенсии. Родители мои Попов Степан Александрович и Попова Нина Михайловна были учи­телями этой школы со дня ее открытия. Брат Попов Юрий Степанович был преподавателем и директором этой школы».

//Знак вопроса.-2006.-№7.-С.6

В 1891 году, 115 лет назад, в Красноуфимске было открыто учебное заведение для девочек - первая женская прогимназия.

Прогимназии - неполные средние общеобразовательные учебные заведения, открыты на основании Устава учебных заведений 1864 года. Уровень образования в прогимназиях соответствовал первым четырем классам гимназии.

На уроки в новое учебное заведение Красноуфимска пришли 38 учениц. Помещение для занятий было уступлено городом, по единогласному решению местной думы.

Первоначальная смета расходов на содержание здания, приобретение учебных пособий и выплату жалования учителям составила 3170 рублей, из которых 600 рублей предполагалось покрыть сбором на право учения.

Юные жительницы города изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, иностранный язык, педагогику, рукоделие, пение.

Кроме женской прогимназии, в Красноуфимске в конце XIX века действовали двухклассные мужское и женское училища, промышленное училище, низшая сельскохозяйственная школа.

Информационное агентство Екатеринбургской Епархии

Городок. – 2006. - № 12. – С. 15

В сентябре 1936 года открыла свои двери школа № 11 (сейчас № 86), до это­го времени средней школы на станции не было, работала одна семилетняя школа № 31 (ныне № 84). Все, кто хотел полу­чить среднее образование, вынуждены были ходить пешком в школу № 1, а рас­стояние до нее немалое. И вот, в 1935 году руководство Казанской железной дороги принимает решение о строительстве средней школы на ст. Красноуфимск. Осе­нью этого же года строители дистанции гражданских сооружений заложили пер­вый камень в фундамент школы, а с мар­та 1936 года начали возводить стены. Руководил этой стройкой инженер И. Н. Стеблов, он сумел привлечь к этой строй­ке все организации железнодорожного узла и жителей. Вот как вспоминал об этом строительстве один из первых учителей, затем директор школы Степан Александ­рович Попов: «Большую помощь оказывали родители, будущие учащиеся и назна­ченные учителя. В некоторые дни выхо­дило по 100 человек. Это была поистине народная стройка! Руководство Казанской железной дороги бесперебойно снабжало стройку необходимыми материалами, и открытие школы состоялось 5 сентября 1936 года».

Первым директором был Василий Алек­сандрович Тренин. Старожилы узла отзы­ваются о нем, как о хорошем педагоге и хозяйственнике, который сплотил педагогический коллектив и много сделал для того, чтобы дети железнодорожников учи­лись в нормальных условиях. Вокруг него сплотились преданные делу воспитания детей педагоги: это Л.И. Тренина, супруги Поповы (Нина Михайловна и Степан Александрович), М.К. Грунина, Т.Н. Ярцева, И.С. Тупик, Л.Д. Соснина, М.В. Тереньева, Н.М. Масливец, З.Я. Овчинникова и др.

Первый выпуск состоялся в 1938 году, и школа начала жить и развиваться.

Но со временем помещение стало маловатым, был сделан пристрой к основ­ному зданию, затем - котельная, спортив­ный зал.

Особая страница летописи школы - это годы Великой Отечественной войны. В самом здании находился госпиталь № 432, а в пришкольном интернате жили дети (105 чел.), эвакуированные из Ленингра­да. Заведовала интернатом бывшая вы­пускница школы, в будущем директор шко­лы Мария Федоровна Куляшова.

26 выпускников школы 1939-1944 годов погибли на фронтах войны. А 13 сентяб­ря 1968 года у школы был открыт обе­лиск в память о них. Эскиз памятника и все затраты на него ученики взяли на себя. День открытия был знаменательным не только для школы, но и для всего го­рода. С тех пор ежегодно 8 мая около обелиска проходят митинги. В первые годы после открытия всегда присутство­вали родные и друзья погибших. До от­крытия обелиска был собран большой материал: письма погибших, похоронки, фотографии, воспоминания, и был открыт зал боевой славы. Надо отдать должное директору Марии Фёдоровне Куляшовой, ее заместителю Людмиле Федоровне Петровой, старшей пионервожатой Лю­бови Дмитриевне Филаретовой, которые вдохновляли учеников и учителей на эту нужную поисковую работу.

Подробнее: Гордимся нашей школой

Поскольку во многих сельских школах обеспеченность учителями с высшим образованием была далеко недостаточной, педучилище стремилось, по возможности, обеспечить городские и сельские школы кадрами. В деревнях было немало двухкомплектных и однокомплектных школ, поэтому в училище готовили выпускников для работы в подобных условиях. Студенты проходили практику, осваивая специфику занятий одновременно с двумя и более классами. Неизмерима заслуга базовой школы в качественной подготовке будущих учителей. Сплоченным, опорным, трудолюбивым коллективом руководила с 1953 года В. М. Муханова (на снимке), заслуженная учительница школ РСФСР. Грамотный эрудированный мастер-педагог умело направляла работу базовой школы. Она учила учителей, делилась опытом, поддерживала дисциплину и порядок в школе, планировала учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованием времени. Вера Михайловна любила свой труд и детей и эту любовь передавала учителям и практикантам. Выпускники 50-х годов в своих воспоминаниях с восхищением и благодарностью пишут о впечатлениях от педагогической практики, проведенной в классах учителей К.А. Дьяковой, Л.А. Андроновой, Д,В. Митрошиной, Н. В. Варламовой, Т.М. Дружининой. Они пишут о том, как терпеливо, умело, тактично помогали учителя базовой школы в выборе и освоении методов и приемов обучения детей, в проведении первых уроков, оставшихся в памяти на всю жизнь.

В послевоенное десятилетие и позднее до 1958 года, практика пробных уроков была более сокращенной. Но и в эти годы результаты работы студентов оценивались высоко, в основном баллами «4» и «5», что свидетельствовало о хорошей подготовленности будущих специалистов.

Участие в учебных кружках и художественной самодеятельности разносторонне  развивало студентов. А какие прекрасные ставились концерты для вечеров не только в своем клубе, но и в подшефных школах, перед избирателями! Традиция военных лет, когда участники художественной самодеятельности  под руководством  П.И.  Осокина выступали перед ранеными бойцами в госпиталях, была продолжена. Большим сводным хором, который называли «факультативным», руководил по-прежнему Павел Иванович, а в 50-е годы - Еловских Злата Валентиновна, приехавшая работать к нам в 1951 году. Молодая, энергичная, музыкально одаренная, она быстро завоевала авторитет в коллективе училища. Любовь студентов к музыке и пению, привитая Осокиным, нашла свое продолжение в деятельности З.В. Еловских, а также в работе преподавателей: Марьина Ильи Павловича, учившего игре на скрипке, Лобовой Нины Денисовны,  Зеленцовой Лидии Ивановны, Зеленцова Леонида Сергеевича, обучавших студентов игре на домре, создавших замечательный струнный оркестр, который в 50-е годы неоднократно получал награды на областных смотрах художественной самодеятельности. Благодаря таким педагогам студенты получали и получают по сей день серьезную музыкальную подготовку. Многие выпускники 40-х и 50-х годов в своих воспоминаниях пишут о том, как они, пользуясь музыкальными инструментами (в основном домрой), проводили уроки пения в сельских школах, руководили струнными и шумовыми оркестрами.

Культ музыки, возникший в педучилище в конце 40-х и начале 50-х годов, выразился еще и в том, что утром, перед занятиями, ежедневно проводилась музыкальная зарядка. Все студенты выстраивались в коридоре здания на втором этаже. Руководили музыкальной зарядкой преподаватели, а позднее - и более способные студенты. Слева от дирижера, стоявшего на небольшом возвышении, стояли первые голоса (сопрано, теноры), а справа - вторые (альты, басы). Дирижер, пользуясь камертоном, задавал ноту «ля», и начиналась распевка исполнением гаммы, народными попевочками, а завершалась пятнадцатиминутная зарядка пением какой-либо народной песни, например, «Во субботу, день ненастный...» После такой музыкальной зарядки все расходились по классам, на занятия.

С 1953 года утренняя музыкальная зарядка была заменена физкультурной. Проводилась она на свежем воздухе, на своем спортивном стадионе, построенном студентами напротив основного учебного корпуса.  Позднее территория этого стадиона отошла вновь построенной школе №1, где для детей оборудовали спортивную площадку. Организацией спортивной  работы в училище руководила Милитина Васильевна Бурмакина (на снимке). Всегда подтянутая, увлеченная, но строгая и требовательная,  она была инициатором введения новых традиций. Ежегодно в конце учебного года проводится большой спортивный праздник на городском стадионе. Жители Красноуфимска тогда еще не были избалованы телевизионными передачами и с большой охотой посещали стадион. На футбольном поле разыгрывалось красивое представление. Все начиналось с парада, в котором принимали участие все группы в полном составе, одетые в одинаковую спортивную форму. Затем студенты показывали синхронные движения с флажками, булавами, шарфами,  обручами,  венками, строили спортивные «пирамиды». Красивое зрелище! А сколько труда и упорных тренировок вкладывалось при подготовке к этому празднику!  На уроках, на занятиях спортивных секций разучивались вольные упражнения. Милитина Васильевна добивалась красоты движений и синхронности сначала с классом, потом проводились репетиции на своем стадионе со всеми студентами. Незаменимым помощником в ее большой работе становится Федотов  Павел  Николаевич, выпускник  1939  года, вернувшийся с фронта, получивший высшее образование и пришедший работать в свое родное училище. Заканчивался спортивный праздник соревнованиями в беге, прыжках и эстафетой с препятствиями.

Об этих и других традициях писал уже на страницах газеты «Вперед» более подробно в 1991 году Леонид Сергеевич Зеленцов.

Подробнее: Мы благодарны судьбе (40-50-е годы)

История педагогического колледжа хранит события и факты, связанные с тяжелыми годами для нашего Отечества.

1941 год. 21 июня на выпускном вечере в Красноуфимском педучилище восьмидесяти выпускникам были вручены аттестаты. Будущие учителя давали клятву верности избранной профессии...

А наутро война ворвалась в наш дом. В первый же день войны вчерашние выпускники были призваны в армию. Ушли на фронт и преподаватели: Степанов Зиновий Матвеевич - завуч педучилища, Аверьянов Михаил Васильевич - преподаватель физики, Матвеев Яков Степанович - преподаватель истории. Всего среди наших выпускников, преподавателей и сотрудников на войну ушли 342 человека. 103 из них погибли на фронте, многие получили тяжелые ранения и увечья и, вернувшись домой, умерли от ран. Невыносимо трудно было на фронте, но нелегко было и в тылу. Вот что пишет в своих воспоминаниях СЕМЕНЦОВА Клара Тимофеевна – студентка педучилища 1941-1944 годов, позднее учитель базовой школы № 6, а затем завуч школы № 7. В настоящее время - пенсионерка, ветеран труда, «Отличник народного просвещения»:

«Уже два месяца полыхала война, когда мы поступили в педучилище. И мы чувствовали ее даже здесь, в глубоком тылу. Крупные здания школ и училищ были заняты под госпитали, радио приносило тяжелые вести, из каждой семьи ушли на фронт мужчины, многие погибли в первые же месяцы... Плохо стало с продуктами. Четверть (три литра) молока стоила 150 рублей, а булка хлеба - 200 рублей (это на рынке). Введена была карточная система: на рабочего давали 800 граммов хлеба, служащего - 600г., иждивенца – 400. Постоянно хотелось есть. А за хлебом надо было выстоять огромную очередь, человек 400. И стояли в очереди всю ночь. Каждую осень и весну собирали в поле гнилую картошку, делали из нее лепешки-деруны и были этому несказанно рады. Летом шла в ход крапива, молодой лист свеклы, Занимались мы в здании райисполкома, в старом деревянном помещении школы № 3 по улице Свободы. Уроки проводились в третью смену с одной керосиновой лампой, что стояла на учительском столе. Учебников не хватало, их выдавали один экземпляр на пять-шесть человек. А с бумагой и совсем было плохо, писали на старых книгах между строк, на газетах. К урокам готовились очень серьезно, занимались с увлечением, с высоким чувством долга. Мы считали позором получить даже «3». Как можно, когда в это время на фронте проливают за нас кровь, отстаивают свободу Родины!

Уроки истории, литературы были уроками воспитания патриотизма и мужества. Особенно считали в это время нужными, необходимыми занятия по военно-санитарному делу, которые проходили на пустыре, за городом, вдоль железной дороги, где сейчас проходит шоссе на селекционную станцию. Научились бегать с препятствиями, ползать по-пластунски, пользоваться противогазом, оказывать первую медицинскую помощь, отлично стрелять из малокалиберной винтовки...

Незабываемой, светлой страницей в нашем сознании остались занятия по музыке под руководством ОСОКИНА Павла Ивановича (на снимке). Это хоровое пение и струнный оркестр... С каким проникновением звучал наш хор при исполнении песен того времени: «Священная война», «Ревет и стонет Днепр широкий», «Амурские волны», «Крейсер "Варяг» и др. С отлично поставленной программой ездили в колхозы, госпитали. Стараясь поднять настроение раненым бойцам, читали стихи, пели песни, писали письма их родным. Особенно солдатам нравились лирические душевные песни: «Огонек», «Синенький скромный платочек», «Темная ночь», «Осенний вальс».

Подробнее: Опаленные войной, годы 40-е

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом