Остались в проектах
Из цикла «Детство Казанбургской»
В проектах новых железных дорог неоднократно встречаются названия уездного города Красноуфимска. По моим изысканиям таких неосуществленных проектов было три.
Проект 1-й: тут было два варианта. По первому варианту предлагалось построить железную дорогу от ст. Чепца (это восточнее г. Вятки (Кирова) через Осу на Красноуфимск и дальше на Екатеринбург. Было получено даже разрешение. Дело дошло до того, что началась покупка земель в черте г. Красноуфимска и в уезде. Уездная управа ходатайствовала, чтобы железная дорога проходила через волости — Александровскую, Быковскую и Златоустовскую (с. Б. Ключи). Это происходило в 1903 году.
Второй вариант предполагал строительство линии Кострома – Оса – Красноуфимск – Шадринск - Омск. Торгово-промышленные круги Урала и Сибири горячо поддерживали эту идею: они предлагали построить железную дорогу по этому направлению взамен строительства второй колеи по Северной дороге. Такие идеи витали в 1908-09 г.г., но в связи со строительством линии
Пермь - Кунгур - Екатеринбург в 1906-09 г.г. эти проекты остались на бумаге.
Подробнее: Остались в проектахКазанбургская в годы гражданской войны
Статья № 8
Из цикла «Детство Казанбургской».
«Детство» линии Казань-Екатеринбург было очень трудным. Читатель знает, что дорога должна была быть сдана в эксплуатацию 17(30) мая 1917 года, но большие общественные катастрофы — 1-я мировая война, две революции 1917 года, братоубийственная гражданская война — отодвигали окончание строительства.
К 1917 году были построены такие объекты: паровозное депо на ст. Красноуфимск, вокзалы, служебные помещения, земляное полотно, пробиты тоннели, были готовы или близки к завершению многие искусственные сооружения — мосты, виадуки.
Особенно неопределенное положение на Казанбургской было в марте-мае 1918 года, что привело к забастовкам, а затем к суровым расправам в отношении инженерно-технического состава: так инженерный состав 7-го (Красноуфимского) участка был расстрелян (6 человек, в т.ч. главный инженер участка П. П. Филин).
26 июля 1918 года был опубликован декрет СНК о национализации железных дорог, как находящихся в эксплуатации, так и строящихся. Таким образом, вся железнодорожная сеть стала государственной.
К этому времени Советская Россия была охвачена огнем гражданской войны. Не стала исключением и трасса линии Казань-Екатеринбург: она оказалась в зоне ожесточенных боевых действий. В одном из документов пишется: «Мы тянули дорогу со стороны Сарапул, а белогвардейцы — от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад».
Открытие тоннеля в районе Красноуфимска сдерживало работы на ее северной стороне. Из воспоминаний А. А. Шавкунова (1896 г. р.): он после демобилизации в январе 1918 года ехал на рабочем поезде из Екатеринбурга только до Приданниково; при колчаковцах не были готовы выемка и тоннель, хотя на участке от Екатеринбурга до Дружинино железная дорога работала.
Подробнее: Казанбургская в годы гражданской войныКое-что о фамилиях
Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».
Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.
Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.
Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.
Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).
Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.
Большой толчок образованию фамилий дала крестьянская реформа 1861 года, когда нужно было давать фамилии бывшим крепостным крестьянам, которые их не имели. Купечество в это время так же приобретает фамилии, наряду с народными, уличными появляются в их среде и благородные - результат браков с разорившимися дворянскими семьями.
До этого во 2-й половине 18-го века появляется новый тип фамилии, которые решено было дать незаконным детям знатных отцов.
Подробнее: Кое-что о фамилияхЭлектронные ресурсы
Электронный каталог СОУНБ им.Белинского | http://book.uraic.ru/library/catalog.php |
Корпоративная БД "Пионер" | http://www.teenbook.ru/consensus/ |
Сводный каталог библиотек России (СКБР) | http://www.skbr2.nilc.ru |
Ведомственная библиотечная информационная система(БИС) | http://www.bis-ural.ru |
Семь чудес Свердловской области
Всего на Среднем Урале более 1250 памятников истории и культуры. На выставке представлены «Семь чудес» Свердловской области.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.. Этот сайт использует файлы cookies для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.