Жертвы произвола
Жестокий закон для народа создали —
Настроили тюрем, кругом лагеря
И тысячи тысяч этапами гнали
Туда, где в безмолвии стынет земля.
Относительно недавно вышли в свет два первых тома сборника «Жертвы политических репрессий», которые проводились органами ГПУ-ОГПУ-НКВД-МГБ с 1926 года до начала 50-х гг. Всего за этот период по Свердловской области было репрессировано 59308 человек, среди них и фамилии жителей тех районов, жители которых читают газету «Городок». Авторы этого издания считают своей целью - «вернуть жертвам политических репрессий доброе имя, поименно назвать всех безвинно замученных и прошедших сквозь ад тюрем и лагерей, и сказать о каждом из них: «Этот человек не виновен».
Абрамов Павел Васильевич, 1898 г.р., из д. Подгорной Красноуфимского р-на, колхоз «Вперед», бригадир, арестован 6.08.1937 г., осужден 27.09, расстрелян 1.10.1937 г.
Абросимов Александр Иванович, 1899 г.р., из с. В. Тисы Ачитскогор-на, колхоз «Свобода», кузнец, арестован 7.08.1937 г., осужден 10.10, расстрелян 14.10.1937 г. (далее первая дата - арест, вторая - осуждение, третья - мера наказания).
Абросимов Матвей Михайлович, 1891 г.р., из с. Ут Ачиткого р-на, работал в д. Подгорной Красноуфимского р-на в райлесхозе лесником, 6.08.1937 г., 3.10, 10 лет исправительно-трудового лагеря (ИТЛ).
Абросимов Павел Ефимович, 1904 г.р., из д. В. Тисы Ачитского р-на, колхоз «Свобода», бригадир, 7.08.1937 г., 10.10, 10 лет ИТЛ.
Абросимов Павел Михайлович, 1906 г.р., из д. В. Тисы, колхоз «Свобода», тракторист, 7.08.1937 г., 10.10, 10 лет ИТЛ.
Абросимова Александра Ивановна, 1871 г.р., из с. В. Тисы, рабочая колхоза «Свобода», 20.10.1937 г.,2.11, 10 лет ИТЛ.
Аверин Василий Михайлович, 1904 г.р., из п. В. Серги, работал в паровозном депо ст. Красноуфимск машинистом, 16.03.1938 г., 14.10, 26.10.38 г.
Авхадеев Вахидулла, 1897 г.р., из д. Бугалыш Красноуфимского р-на, без определенных занятий, 8.05.1935 г., 31.03.1936г., 5 лет ИТЛ.
Авцын Анатолий Алексеевич, 1899 г.р., из д. Ельтма Рязанской обл., машинист ст. Красноуфимск, 30.12.1936 г., 11.04.1937 г., 8 лет ИТЛ.
Агапов Никифор Григорьевич, 1902 г.р., изд. Н. Сарана Красноуфимского р-на, плотник стройартели, 6.08.1937 г., 21.08, 31.08.
Агапов Николай Федорович, 1909 г.р., бухгалтер Нижнесергинского завода, 15.12.1935 г., 9.03.1936 г., 4 года ИТЛ.
Азанов Илларион Иванович, 1895 г.р., из д. Корзуновка Ачитского р-на, колхоз «Коминтерн», 27.04.1937 г., 15.10, 10 лет ИТЛ.
Подробнее: Жертвы произволаАлександро-Невский храм г. Красноуфимска
Православная газета № 23-24 (79) 1997 г.)
Дивный храм, как светильник над нами,
Он над городом словно парит,
Он давно без крестов куполами
Кротко в Божии очи глядит.
Храм, людскими слезами омытый,
Излучает молитвы тепло.
Не пока он, как голубь подбитый,
Только правое поднял крыло...
12 марта 1881 г. Красноуфимская городская управа по предложению гласного городской Думы С.П. Сигова (отца известного уральского писателя Алексея Сергеевича Сигова (Погорелова) постановила построить в городе храм во имя Александра Невского в целях увековечения памяти царя-освободителя крестьян Александра II убитого народовольцами 1 марта 1881 г Постановили ежегодно отчислять из городской казны на строительство храма не менее 100 руб. Проект храма безвозмездно выполнил пермский губернский архитектор Д.П.Рябов (племянник С.П.Сигова), руководил строительными работами по возведению храма подрядчик Мальков Фаддей Николаевич.
В 1901 г. был организован строительный комитет в основном из купеческого сословия. В 1903 г. храм был заложен.
В 1914 г. строительство храма было завершено и по благословению преосвященного Андроника, епископа Пермского и Соликамского, храм был освящен протоиереем Красноуфимского Свято-Троицкого собора Алексеем Будриным, расстрелянным впоследствии большевиками в начале 20-х годов.
Храм крестово-купольный построен в стиле русского барокко в традициях древнерусского культового зодчества. Купола храма луковичной формы были увенчаны четырехконечными ажурными коваными золочеными крестами шары под ними были тоже позолочены. Восьмигранная вонница заканчиваемся шатровым перекрытием и куполом. На восток обращены три алтарные апсиды. Карниз крыши украшен выполненным из кирпича орнаментом. Вокруг окон выложен кирпичный декор, напоминающий наличники. В настоящее время здание храма является архитектурно-историческим памятником и находится под охраной государства.
Внешне Александро-Невская церковь была очень красивой и совершенно непохожей на Свято-Троицкий собор. Оба прекрасных храма украшали наш город.
Подробнее: Александро-Невский храм г. КрасноуфимскаРеквием
Тому, земляки мои, в июле месяце будет ровно 60 лет, другими словами, в войну это было - в 42-ом.
Война та осиротила не один десяток семей ко второму году фашистского нашествия. И вот настал черед новой мобилизации для колхозных лошадей. Колхоз наш «Красный Партизан» славился своей тяговой силой. Полагаю я по прошествии стольких лет, что таковыми они были и в те времена, когда наши предки подались на неспокойные (башкирские) земли из пределов обширной Пермской губернии, а то переселение случилось аж в 1790 году.
Так вот, славились наши кони - и выездные были хороши, и «рабочие» были справные; правда, ардынов не было, - к чему они, если наши исконные были на загляденье.
Сам понимаешь, техника в деревнях появилась в первые годы коллективизации, да и та была наперечет, так что, и спорить не надо, лошадки после отцов-матерей были по почету и уважению чуть ли не на втором месте. И было за что: ведь ни одно мероприятие без них не обходилось - всякие лесные, покосные дела, свадьбы, поездки на «ярманки» (так говаривали тогда), базары, и в последний путь отвезут опять же на смиренной лошадке на ближайший косогор.
А сбруя какая была?! Тогда еще не были промотаны да истасканы изъятые из частных подворий кошевки, дуги расписные, уздечки и хомуты с медными украшениями, колокольчики и бубены звончатые.
Как только пошла в рост майская трава, мобилизованных лошадей раздали по домам, чтоб, дескать, откормить: ведь выдумали - при военной голодухе, колхозной нищете, сиротстве и безотцовщине - такую нагрузку. Куда денешься, поправили, как могли, наших кровных лошадушек. А было их из нескольких колхозов 170 штук! Да каких! Имена-то были ласковые - Маша и Глаша, Снежинка и Бориска.
Был у председателя колхоза довоенного времени Ивана Ивановича Чебыкина выездной жеребец Буран. Так он засветло, когда и вторая его «половина» затапливала русскую печь, выезжал в Красноуфимск и через шесть часов был дома, к тому же давал в городе для рысака час передышки. Такие вот разминки в 150 км делал ради того, чтобы отведать пирога из свежей рыбы.
Помните, у одного классика «Чудо-тройку» - так у Толи Меньшикова была такая тройка лошадей - Мурай, Павлин, Услуга - были на свадьбах, старинных праздниках, Николу зимнего, Масленицу со звучными колокольчиками, перезвончатыми бубенцами, лихим ямщиком: она, эта тройка, была как со сказочной картины.
Подробнее: РеквиемОб изучении топонимики юго-западной части Свердловской области
Изучение топонимики юго-западной части Свердловской области (бывший Красноуфимский уезд) началось в 1967 году. За истекшее время было проанализировано около 200 листов топографических карт, планшетов лесничеств, планов селений от 1876-81 и 1927 гг., несколько сот документов Пермского госархива, большое количество книг и других источников, опрошено более 100 местных жителей. При сборе и первичной обработке материала используются инструкции и методика, разработанные кафедрой русского языка и общего языкознания УрГУ[1].
Собранный материал зафиксирован в нескольких картотеках:
1). Основная картотека, которая содержит 2300 современных топонимов, в том числе примерно 1000 названий населенных пунктов и их частей, 400 - названий рек;
2). Картотека топонимов, известных только по архивным документам (более 100 названий);
3). Картотека географических терминов (около 40 слов);
4). Картотека коллективных и групповых прозвищ местных жителей.
Хотя обработка материала только начинается, уже можно сделать некоторые обобщения. Прежде всего, обращает на себя внимание значительное количество нерусских топонимов. Например, в сфере гидронимики русские названия имеют маленькие речушки, а крупные реки носят нерусские наименования. Среди названий населенных пунктов русских топонимов примерно половина. 200-300 лет назад русских названий на изучаемой территории было гораздо меньше. В документах того времени (дарственные грамоты, купчие крепости, документы по разделу земель и т.д.), в которых довольно подробно описываются межи, русские названия встречаются очень редко. Это, в частности удалось проследить на территории современного Ачитского и бывшего Сажинского районов.
Часть нерусских названий исчезла и заменена русскими, другие сохранились, но изменились настолько, что их невозможно узнать. Haпpимер, в реку Уфу с правой стороны, ниже деревни Рахмангулово, впадает небольшая речушка Торгаш. В документах 1745 года ее называют Сергаш, иногда Тергаш[2].
Разница между современным произношением топонима и его написанием в прошлом всегда тщательно фиксируется. Так, река Артя, левый приток Уфы, в прошлом иногда писалась Арта: «при впаде р. Арты в Уфу», «за Артой[3]».
Особенно интересны старые названия рек Сарана, Capc, Бисерть. В документах 1665-1676 гг. река Сарана называлась Саргана, Сарганда, а р. Сарс - Caрсана[4]. Там же можно встретить выражение «capганские татары». В других документах того времени Сарана иногда называлась Caprа.[5] Саргой же именовалась речка, называемая ныне Саргая. Примечательно, что на изучаемой территории в настоящее время зарегистрировано в разных местах 5 рек, носящих название Сарга.
Подробнее: Об изучении топонимики юго-западной части Свердловской областиКто они - местные старообрядцы
Старообрядчество возникло в результате раскола в русском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными следующие моменты:
1. богослужение только по старопечатным книгам;
2. поклонение только иконам «старого письма»;
3. признание только8-конечного креста;
4. сохранение 2-перстного крестного знамения;
5. служение на 7-ми просфорах;
6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);
7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;
8. написание «Исус».
Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собственными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).
Старообрядчество делится на поповщину и беспоповщину, последняя делится на 4 толка:
1. беглопоповский (с конца 17-го века);
2. поморский (с 1965 г.);
3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);
4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).
Подробнее: Кто они - местные старообрядцы