Улица Пролетарская (Большая Гостиная)
Не знаю, почему ее, a не Почтовую, назвали Гостиной да еще Большой. Не потому ли, что ведет к Большому гостиному ряду, к Гостиной площади? Так ведь и Почтовая тоже туда же ведет, кроме того, у нее был свой, пусть малый, но Гостиный ряд. А может, потому, что на Большой Гостиной проживали преимущественно купцы? Верно - что ни дом, то купеческий (в центральной, самой старой части, по крайней мере). Но и на Почтовой то же самое. Так называли бы Купеческая. Купец и гость ведь не совсем одно и то же. «Гость - иностранный купец или иногородний, живущий и торгующий не там, где живет» (В. Даль). Может быть, на этой улице были гостиницы для приезжих купцов? Но таких сведений в документах нет. Ну, нашим предкам было виднее...
Большая Гостиная прирастала от исторического центра в оба конца, но неравномерно: вниз росла быстрее, чем вверх, за Камешек (верхним своим концом улица уходила от реки, а нижним приближалась к ней). Поэтому нижняя часть заселилась раньше верхней, и нынешний ее конец старше начала. Судя по актам отвода земель под застройку домами, за улицей Трескова (раньше - Новой) они построены в 20-х годах нынешнего столетия, тогда как некоторым домам в нижнем конце более ста лет. По этой и другим причинам нумерация домов много раз менялась от начала до конца (каждый новый дом в начале улицы становился №1 или №2). Это сильно затрудняет «перевод» старых уличных номеров в новые, отыскание домов на местности.
Пройдем от улицы Куйбышева по Пр олетарской вверх, к Камешку. О двух угловых домах (№№84 и 89) было рассказано в статье об улице Куйбышева. Далее привлекают внимание два больших двухэтажных дома №80 и 81 по обе стороны улицы, бывшие купца Белянина. Это были главные дома в усадьбах, при них были и другие - для прислуги, работников, каменные надворные постройки, кладовые, конюшни. «Биография»дома №81 мне неизвестна, а другой, думается, главный белянинский, в 20-е годы был занят железнодорожной конторой (верх), низ - жильцами. В 30-40-е годы здесь находился горсовет (тогда уличный номер этого дома был 72), после него детские ясли №2, с начала 90-х годов и по сей день - кожно-венерологический диспансер.
Далее по четной стороне двухэтажный кирпичный дом, построенный недавно, а на самом Камешке - мечеть.
Горожане знают этот дом как школу №6 - базовую педучилища. По меньшей мере 3 поколения жителей соседних кварталов учились в этой школе, тысячи студентов проходили практику... И вот теперь «мечеть»...
Подробнее: Улица Пролетарская (Большая Гостиная)Взглянем на улицу Свердлова
Двухэтажное кирпичное здание построено в 1903 году специально для 4-классного начального училища. В начале 20-х годов здесь находился детдом им. Луначарского. Памятная доска на здании гласит, что здесь зародилась первая пионерская организация в городе. Позже, в конце 20-х, здание было передано Урал-мари педтехникуму, а после слияния марийского и русского педтехникумов стало называться «первое здание педучилища». В 1941-43 годах здесь размещался госпиталь.
Еще в 50-60-х годах при этом здании было два деревянных одноэтажных флигеля, в котором жили директор, преподаватели, стояли и надворные постройки (склады, конюшня, прачечная, столярная мастерская...). Теперь ничего этого нет, за последние 30 лет сделаны два пристроя к главному (старинному) корпусу, а на месте двора возвысились два 5-этажных общежития, столовая. Но старинное здание бывшего 4-классного училища постройки 1903 года выделяется из всего этого архитектурного ансамбля.
Л. Зеленцов.
Зеленцов Л.С. Взглянем на улицу Свердлова: Старые дома. С них начинался Красноуфимск // Вперед. - Красноуфимск, 1996. - 26 авг. - С. 2
На улице Советской
Советская – несомненно, главная и самая прямая улица города. В отличие от других улиц на Советской осталось всего три двухэтажных полукаменных и один одноэтажный дом старинной застройки. Нередко новые зданияотступают от старинной линии домов, и поэтому улица кажется шире других.
На Советской расположены два административных здания, в народе их называют «старый горсовет» и «белый дом». Первое здание построено в 1938 году как детские ясли, на протяжении примерно 10 лет использовалось по назначению. В 1948 году (тоже примерно) в него переехал горисполком, размещавшийся до этого в доме №72 (теперь 80) на улице Пролетарской, и горком КПСС.
Новый горсовет («белый дом») сдан в эксплуатацию в 1971 году, сюда переселился горком КПСС, главные отделы горисполкома, а в старое переехали отделы, службы, располагавшиеся до этого в разных зданиях чуть ли не по всему городу. В 1991 году, после ликвидации горкома и Советов, здание занимает городская администрация. В 80-е годы пристроено правое крыло (если смотреть со стороны Советской), левый пристрой заселен в 1995 году налоговыми инспекциями и полицией.
«Старый горсовет» и новый «белый дом», кинотеатр «Октябрь», новое здание узла связи и «красная» церковь (последние здания числятся на улице Мизерова) образуют самую большую и самую красивую площадь в городе.
Хотя до революции на этой улице находились земская и городская управы, ее нельзя отнести к старым улицам. Крепость и город первоначально застраивались параллельно реке, в документах, датированных 1800 годом, упоминаются только Большая Гостиная, Троицкая, Никольская, Площадная (Мизерова), Фотеновская (8 Марта).
О сравнительной молодости улицы Советской говорит и ее старое название (Соболевская) - оно лет на сто моложе крепости и города. Деревня Соболева, так тогда говорили, заселиласьв середине 20-х годов прошлого века. Прошло еще немало времени, прежде чем заселок стал деревней, установилась связь с городом, и улица, по которой горожане ездили в эту деревню, назвали Соболевской. На плане Красноуфимска 1884 года Соболевская оканчивалась на улице Бульварной, на этом месте обозначена городская черта.
Подробнее: На улице СоветскойУлица Ухтомского
Мы переехали на Трактовую (так называлась до 1956 года улица имени Ухтомского) в 1931 г., когда мне было 4 года. Здесь прошло мое детство, юность, отсюда в 45-м ушел на 6 лет в армию. В общей сложности прожил на этойулице около 50 лет, и знаюее лучше, чем любую другую. Расскажу, какой была улица Ухтомского (Трактовая) в 30-е годы, шестьдесят лет назад, опишу те места, где проходило мое детство, о наших ребячьих владениях.
Они простирались между железной дорогой и Березовойгорой, от тоннеля до «Вторчермета» и линией, просящей от него до Горняка. За этой линией начинались владения соболевских ребят, за станционными путями - юртовских, за железнодорожнойнасыпью - городских. За Березовой горой - ничейная территория, там не было никакого жилья. Конечно, эти границы расширялись по мере того, как мы подрастали. Когда пошли в школу, в нашем классе оказались ребята из Соболей, с Юртовской горы, мы подружились, ходили друг к другу в гости, но всеравно НАШЕЙ территорией оставался этот огромныйтреугольник.
Железнодорожная линия тогдабыла однопутной, станционных путей было меньше, поездам приходилось подолгу ждать, пока на станции освободится путь. Напротив элеватора стоял семафор с двумяруками, двумя крыльями, от них шли два троса, подвешенные на блоках, которые заканчивались двумя барабанами. Когда путь на станции освобождался и можно было пускать поезд, к барабанам подходил железнодорожник и, вращая рукоятку, тянул тот или другой трос. На семафоре поднималась или верхняя (большая) или нижняя, маленькая, «рука». Машинист таким образом получал разрешение ехать. В темное время и в тумане на семафоре таким же образом отодвигались заслонки, и появлялся зеленый или красный свет.
Между Березовой и Сосновой горами и на месте нынешнего поселка Горняк все было покрыто трудно проходимыми зарослями из ольхи и черемухи, хмеля…, не было, конечно, ни одного дома. А там, где теперь верхний конец Горняка, был пруд, земляная плотина с деревянным лотком, с которого с оглушительным шумом с высоты, как мне теперь кажется, 3-4 метровнизвергалась вода. Водопад! Сюда ходили мы купаться, ловить рыбу (по рассказам старых рыбаков в Сарге водились даже хариусы). Около пруда в те годы зарождалась артель «Горняк» (упоминается в отчетах горсовета за 1931 год), и это место называли Саргастрой, название Горняк появилось позже. Тут был небольшой заводик по производству строительного и огнеупорного кирпича, печи для обжига. Глину брали в Липовом сколке и в лесу между Фуколовским кордоном и Саргой (его называли Казник), до сих пор в этих местах сохранились ямы, заполненные водой. В составе завода стеновых материалов (цех метлахской плитки) бывший «Горняк» просуществовал до начала 80-х.
По Сарге весной сплавляли лес и около моста (у железной дороги) был склад, выделялись штабеля бревен одинаковой длины и толщины, выструганные, быть может, даже рубанком. Говорили, что их отправляли за границу.
Зимой по Сарге прокладывалась ледовая дорога для вывоза леса на тракторах. На тракторные сани устанавливался огромный деревянный ящик с отверстиями над задним концом каждого полоза. Вода выливалась на след от полозьев, замерзала... Непонятно, как удавалось соблюдать или обходить все многочисленные извилины реки.
Подробнее: Улица УхтомскогоГород на железной дороге
Документы и факты о строительстве линии Казань-Екатеринбург
Сеть железных дорог Российской империи в 1913 году состояла из 21 государственной и 13 частных магистралей. На ней работало и акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, основанное в 1859 году.
Попытки построить магистраль Казань-Екатеринбург предпринимались в 1868-75, 1903 и 1906-07 годах. И только в 1914-м названное акционерное общество, получившее право на это строительство в результате конкурса, приступило к делу на всем протяжении трассы длиной свыше 800 верст (1 верста - 1066,8 метра).
Этому предшествовал указ царя Николая от 14 мая 1913 года «Об отчуждении земли в пределах Пермской, Уфимской, Вятской, Казанской, Нижегородской и Костромской губерний для сооружения двух железнодорожных линий». К тому времени дорога уже имела в своем ведомстве 2486 км стальных магистралей, за год перевозила по ним в среднем 530 миллионов пудов грузов, чистый годовой доход был свыше 9 миллионов рублей, или 7522 рубля с версты. Правда, двухколейный путь был лишь на 188 километрах. И солидный подвижной парк: 523 паровоза, 14994 товарных и 536 пассажирских вагонов, мастерские в Москве, Алатыре, Перово, депо - в Рузаевке, Сасово, Сызрани, Москве, железнодорожные училища в Перово и Москве, телеграфная школа и больницы в ряде городов. Рельсы для стройки поставляли Алапаевские горные заводы, владельцы которых имели половину акций дороги. Крупными акционерами были промышленники, представители царской семьи и видные аристократы. Правление при основании возглавлял К.Ф. фон Мекк (1821-76 гг.), затем его сын Н.К. фон Мекк (1863-29 гг.).
При подготовке серии материалов об истории строительства железной дороги Казань-Екатеринбург, на которой стоит и Красноуфимск, я использовал фотографии из нашего краеведческого музея, которые любезно предоставила заведующая фондами Т.В. Шистерова, а копии изготовил фотокорреспондент газеты «Вперед» С.М. Лещев. Большое им спасибо!
На публикуемой (впервые!) фотографии есть надпись: «Красноуфимск. Скалистая выемка железной дороги. 607 верста». На ней запечатлен начальный этап сооружения тоннеля возле нынешней ветлечебницы. Похоже, это сентябрь 1914 года, то есть идет четвертый месяц строительства. Уже снят грунт и пройден скальный выступ, в данный момент рабочие ведут расширение колеи и ступенчатую выборку камня. Работа тяжелая, ручная. Сверху за строителями наблюдает, видимо, местный житель. Внизу, среди 12 человек, можно заметить (по белой фуражке) инженера-техника. Слева, где сейчас частные гаражи и дорога на Новый поселок, видны постройки, о которых я расскажу в следующий раз. А на господствующей точке можно рассмотреть веху - высокую жердь - своеобразный ориентир для направления оси сооружения тоннеля. Заметны и колышки, которые вбиты инженерами-изыскателями при прокладке трассы. Красноуфимцам и краеведам было бы интересно знать: кто автор снимка и как пробивали тоннель - с одной или двух сторон?
Подробнее: Город на железной дороге