Свято-Троицкий собор
"Россия всегда стояла... вот уже более, тысячи лет на основах Православия, которое своей духовностью, своей силой не только утверждало наше государство, но и создавало и создает хорошую, мощную перспективу для того, чтобы Россия была вечной".
Мэр Москвы Ю.ЛУЖКОВ.
"Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смогли думать".
В. И. Ленин, 1922 г.
АТЕИЗМ ПЕРЕШЕЛ
В НАСТУПЛЕНЬЕ, ЗАНЕСЕН НАД СВЯТЫНЕЙ
ТОПОР!
БЫЛ СВЯЩЕННИК
СОБОРНЫЙ РАССТРЕЛЯН,
ИЗУРОДОВАН БЕЛЫЙ
СОБОР.
А. С. ЛУКАНИН,
из стихотворения о Красноуфимском Свято-Троицком соборе.
К началу революции в Красноуфимске было 6 православных храмов и две часовни. Главный храм - Свято-Троицкий собор (Белая церковь), Александро-Невская (красная) церковь и Иннокентьевская церковь на кладбище. Это были приходские храмы. Кроме них были еще так называемые домовые церкви: Покровская на Селекционной станции, церковь во имя Кирилла и Мефодия в здании реального училища (ныне совхоз-колледж) и Александра Невского в здании так называемого "тюремного замка" (городской тюрьмы) - ныне СПТУ-115, расположенного напротив главного входа в городской Центр культуры.
Одна часовня на камешке по ул. Пролетарской - Иосифа-песнописца, вторая Илии-пророка в Барабе.
Еще до возведения Свято-Троицкого собора самой первой на территории Красноуфимска была небольшая деревянная Никольская церковь, расположенная на задах СПТУ-115 (ныне пер. Пролетарский).
В первом очерке о Красноуфимских храмах я хочу рассказать о Свято-Троицком соборе - главной святыне красноуфимских прихожан.
Подробнее: Свято-Троицкий соборФадей Николаевич Мальков
В начале XIXвека в Красноуфимске существовало одно каменное здание - казначейство, а 1899 году насчитывалось уже 45 каменных домов. Строительство общественных зданий конца ХIХ - начала XX веков связаны с деятельностью Красноуфимского земства и с именем строителя-подрядчика Фадея Николаевича МАЛЬКОВА.
Из воспоминаний родственников Малькова мы узнаем, что Фадей Николаевич родился в 40-х годах XIX века в Вятской губернии Уинского уезда. Фадей был старшим в семье. В 30 лет, когда умерли родители, на его попечении осталось три брата. В Вятской губернии Фадей работал плотником, позднее брал подряды и был старшим артели.
В 80-е годы XIXвека Мальков приехал в Красноуфимск и устроился работать старшим артели плотников. Вместе с ним приехали и младшие братья: Андрей, Игнатий и Тит. Все они были крупного телосложения, не курили, не употребляли спиртного. Кроме Тита все уже были женаты и жили одной большой дружной семьей, главой которой был Фадей Николаевич. Грамоте Фадей не учился, писать и читать не умел, но считал неплохо. Беседуя с местными жителями, он присматривался к природным строительным материалам: лесу, глине, камню, которые можно было использовать для изготовления кирпича. Обладая незаурядными способностями, смекалкой и природным умом, Фадей организовал производство кирпича, обжиг камня на известь, столярные мастерские. Заготовку леса производили только зимой, так как считали, что в это время лес в мертвой спячке, значит крепкий. Строевой лес шел на строительство, отходы - на дрова для обжига кирпича и извести. Вся семья Мальковых принимала участие в работе: Андрей Николаевич подбирал плотников и каменщиков, заготовлял стройматериалы. Игнатий зимой работал столяром - делал рамы и двери, а летом был мастером на обжиге кирпича. Тит выполнял все хозяйственные работы, занимался заготовкой продуктов питания. Жены братьев выпекали по 30-35 караваев в день, готовили обеды. Было налажено трехразовое питание всех рабочих и своей семьи. Каждую неделю, в субботу, Фадей Николаевич сам рассчитывал рабочих. Члены своей семьи денег не получали, питались и одевались все вместе, одинаково. Старожилы города очень тепло отзывались о Фадее Николаевиче, говорили о его доброте по отношению к простым людям, о готовности бескорыстно оказать помощь. Талантливый и трудолюбивый, он владел многими строительными специальностями. По поручению городской и земской управ Фадей Николаевич Мальков руководил строительством каменных зданий государственного значения как в городе, так и в уезде. В конце XIX- начале XXвеков были построены здания женской гимназии, городского училища (ныне педколледж), городской и уездной земской управ, собор Александра Невского. В уезде строились здания волостных управлений, склады для хранения зерна и другое. Мальков имел свой небольшой завод по изготовлению кирпича, извести и прочих строительных материалов. Он сам проводил испытания прочности раствора: скреплял свежеприготовленным раствором стопку кирпичей, через определенное время поднимал всю стопку за верхний кирпич. Если хоть один кирпич отваливался - весь замес браковался и безжалостно выбрасывался.
На улице Ленина, 88 (бывшей Троицкой) стоят здания, принадлежавшие семье Мальковых. Им же принадлежал стоявший во дворе кирпичный флигель, в котором в настоящее время расположены жилые помещения. В доме Мальковых когда-то размещалась детская библиотека, затем выставочный зал краеведческого музея. Рассказывают, что у Мальковых часто устраивались собрания старообрядцев - людей суровых, серьезных и работящих. Умер Фадей Николаевич в 1915 году и похоронен в Красноуфимске на старообрядческом кладбище.
PS. Воспоминания записаны мной в августе 1986 года со слов Малькова Ивана Николаевича, 1914 года рождения - внука Игнатия Николаевича Малькова, проживавшего в г. Первоуральске.
Тамара ШИСТЕРОВА, заведующая фондами Красноуфимского краеведческого музея.
//Вперед.-2006.-9 февр.-С.2
Нашим советам 90 лет
Весна 1916 года. Идет Первая мировая война, народу живется тяжело. Поэтому Красноуфимская уездная земская управа в поисках возможностей для улучшения дел обращается к народному опыту - все делать сообща, после коллективного обдумывания лучшего варианта действий. И появляются в наших краях первые СОВЕТЫ. Правда, пока не политические...
Вот что сообщают журналы заседаний земской управы девяностолетней давности:
11 июня 1916 г. Параграф 3).Одобрить действия Управы по открытию волостных хозяйственных Советов и утвердить приглашаемых в состав Советов представителей от уездного земства (далее перечисляются 4 волости и фамилии представителей).
...Эта инициатива была одобрена даже пермским губернатором, который, учитывая условия военного времени, распорядился «...признать необходимым разрешить уездным управам (с утверждения уездных земских собраний) создание ОСОБЫХ ВОЛОСТНЫХ СОВЕТОВ». К их обязанностям относятся: содействие населению в сельхозработах, особенно там, где не осталось рабочих сил; удовлетворение потребностей людей в продовольствии; перепись скота, запасов продовольствия и засеянных хлебами площадей; закупка и реквизиция мясного скота для армии; расселение беженцев и другие подобные вопросы. В состав волостных хозяйственных Советов обязательно включали волостного старшину, председателя попечительства, местных земских гласных и представителей уездного земства, а также рекомендовались агрономы, ветврачи и прочие образованные и уважаемые земляки.
Уездная управа, получив поддержку, собрала названных лиц, и вскоре хозяйственные Советы были созданы во всех волостях. В журнале есть список членов первых Советов в волостях Александровской, Криулинской, Саранинской, Кленовской, Сажинской... Они работали по двум основным направлениям: помощь населению и поставки на нужды воюющей армии.
Например, из Совета села Александровского поступило ходатайство о выдаче ссуды для покупки двух жаток и сноповязок, 4-х лошадей и другого имущества на общую сумму 2600 рублей. Совет Управы решил: ссуды выдавать только при крайней необходимости, под поручительство и имущественную ответственность членов Совета, обязательно под страховой полис, который должен храниться в управе, и размер ссуды не больше 2000 рублей. Выполнили ли александровцы эти условия - не известно. Но, как видим, Совет основательно прорабатывал систему своей работы.
Этот первый опыт коллективного решения проблем весьма пригодился в конце 1917 и начале 1918 года (в Красноуфимске), когда в стране произошла революция. Не стало у государства головы - царя, и люди повсеместно стали создавать собственные органы управления. Они тоже получили название «Советы», а от них родилось и название нового общественного строя - Советская власть. Но это уже другой пласт нашей истории...
Ираида КОПЫРКИНА, краевед. Село Криулино
//Знак вопроса.-2006.-№ 4.-С.8
От подъёма до спада
Сто лет назад - в 1906 году - в Красноуфимском промышленном училище произошло невероятное: не оказалось выпускников. Объяснялось это просто: ВСЕ учащиеся выпускного класса подверглись репрессиям властей за революционную деятельность.
Историю первой русской революции принято делить на два больших периода: подъема (1905 г.) и отступления (1906-1907 годы). События 9 января 1905 года, когда царские войска в Петербурге расстреляли мирное шествие горожан, всколыхнули не только всю Россию, резонанс прошел и по миру. Народ назвал этот день «кровавым воскресеньем».
В Красноуфимском уезде тоже все бурлило: проходили собрания и митинги, учащиеся местного промышленного училища даже вышли на демонстрацию, происходили протестные выступления крестьян во многих волостях уезда. Волнения в волостях были направлены против помещичьего землевладения и выражались они в самовольном использовании лесов и лугов, в неподчинении местным властям.
Но прошел кульминационный момент общего возбуждения, и волна недовольства постепенно спадает. Хотя надо сказать, что революционное брожение в уезде длилось довольно долго - с ноября 1905 по август 1906 года. За этот период массовые организации рабочих и крестьян подверглись полному или частичному разгрому. Арестовываются и приговариваются к многолетним годам каторги, в лучшем случае к высылке за пределы Пермской губернии и участники выступлений в Красноуфимском промучилище. Вот и получилось, что в 1906 году совсем не было выпуска, так как студенты за революционную деятельность и участие в забастовках в лучшем случае были отчислены, в худшем - отправлены в ссылку или заточены в тюрьму.
Тюрьмы и арестантские дома были переполнены. Назовем для примера несколько цифр о размахе репрессий, обрушившихся на взбунтовавшийся народ в нашем крае.
В 1907 году содержалось арестованных в арестантских домах Красноуфимского уезда: Красноуфимск - 383 человека (3812 дней), Суксун - 157, Арти - 230 (1207 дней), Бисерть - 72 (1244 дня), Нязепетровск - 56 (1256 дней), Богородск - 119 (1812 дней), Михайловский - 131 человек.
Кроме того, уволены со службы по распоряжению пермского губернатора: в 1908 году четверо писарей Красноуфимского уезда, в 1912 году - учитель Крестовоздвиженского (Новосельского) училища Александр Иванович Павлов. Были и другие факты репрессий, в результате властям удалось разгромить оппозиционные группы, организации, и революционное движение резко спало, уцелевшие руководители ушли в подполье, чтобы осмыслить уроки борьбы и наметить иную тактику, которая приведет к успеху через 10 лет...
Виктор КОРСКАНОВ, краевед, д. Катаева
//Знак вопроса.-2006.-№ 7.-С.8
Вот приехали и поселились!
Но мила ты мне - родина кроткая,
А за что, разгадать не могу.
Сергей Есенин
Не первый год я занимаюсь историей поселений юго-запада области. В моем архиве есть сведения о них, которые, может быть, пригодятся любознательным читателям, тем более, по моим данным, у этих поселений, коих 12,- юбилейные даты.
Байбулда (245 лет) - деревня в Артинском районе. "Тептяри-черемисы поселились на земле башкир Мало-Кущинской волости в 1767 году. Копии с договора с квитанциями о платеже денег от них отобраны. Споры о земле с мещеряками д. Оки и припущенниками от оных крестьянами" - Д.С. Асфандияров; "В вотчинной земле башкир больше, и в Мало-Кущинской волости в 1 -й половине 18-го века возникли следующие деревни марийцев-тептярей, припущенных вотчинниками, - Малая Тавра, Большая Тавра, Байбулдино (1767 год), Иванайково (Памашал - 1755), Багишково (с 1761), Нижний Бардым, Курки, а также поселение татар под названием Бакейково" - Д. Исхаков. Впервые о численности узнаем из данных от 1864 года: дворов - 29, мужчин - 96, женщин - 90. Название деревни тюркского происхождения: "байбол" - деловой бай; в Кунгурском районе есть речка и село Байболовка. Жители этой же деревни и были корнями с Бирского уезда, откуда во 2-й половине XVIII века началось интенсивное переселение марийцев, которые поселялись на земле башкир - вотчинников из Большекызылбаево по письменным договорам. Земли на конкретных условиях, в основном, на определенное время - 10, 25, 40, даже 90 лет - давались на условиях аренды, эти записи назывались "дефер", отсюда - тептяри. Причиной переселения могли стать или башкирские "возмущения", или беспощадные карательные экспедиции русских регулярных частей, конницы и пехоты с применением артиллерии, немыслимыми казнями и зверствами, атак почему бы бросили насиженные места. Так возникли южные поселения двух районов, тем более в те же годы подселения тептярей были сделаны к существующим и ранее возникшим марийским деревням, потомки которых вышли с вятских и кунгурских земель, - Андрейково, Курки, Нижний Бардым, Малые Карзи...
При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Байбулда - Большеокинской волости, Байбулдинского общества, от волости, школы и базара - 15 верст, врача - 30, Красноуфимска - 70; 1 винная лавка, 2 мельницы, ближайшая деревня Ильчигуловские хутора - 3, вода из речки". Черемисы - тептяри, бывшие помещичьи крестьяне. Тогда Байбулда относилась к самой южной Большеокинской волости Крас-ноуфимского уезда, туда же относились Андрейково - второе (8 дворов), Иванайково (Памашал), Кургат Татарский, Малая Тавра, Багышково и сама Большая Ока; было в этой деревне 43 двора с 251 жителем (120 мужчин и 131 женщина, земли на одного работника 45,6 десятины (1 д. = 1,009 га), 159 лошадей, 133 коровы, всего живности - 320, на один двор 7,5 головы. Что касается народного образования, то на 01.01.1913 года в Байбулдино-Иванайковской земской школе учащихся было 35, в том числе в 1-м отделении - 25, во 2-м - 7, в 3-м - 7, а своя школа появилась только в 1939 г. При первой советской переписи 1926 года в этой деревне было 47 дворов с населением 200 человек, из них 82 мужчины и 118 женщин. При организации коллективных хозяйств был организован колхоз "Марий". В последнее время здесь была устроена ГЭС для электроснабжения юго-восточных поселений, в том числе Могильниковской МТС, но непрочную плотину во время одного из больших наводнений "успешно" смыло. Так как Байбулда относилась к башкирской волости, к тому же близко были их поселения, то многие старые люди умели говорить по-татарски.
Подробнее: Вот приехали и поселились!