Улица Куйбышева
Первое название - Почтовая - может означать лишь то, что на этой улице когда-то была почтовая контора. Но, просмотрев в архиве сотни документов, относящихся к первым послереволюционным годам, журналы земского уездного собрания за 1874-1916 годы, я не нашел упоминания об этом. Упоминалась почтовая контора на Троицкой, на Большой Гостиной, а на Почтовой - нет. И нет здания, в котором когда-то могла размещаться почта. Все здания дореволюционной постройки до улицы Интернациональной сохранились до сего времени, можно сказать, в неизменном виде, но они принадлежали частным лицам, а не городскому обществу, и были жилыми или торговыми помещениями.. Предполагаю, что очень давно почтовая контора была на этой улице, но потом ее перевели в другое место, дом сломали или продали, аназвание осталось.
На всех улицах города тогда и теперь, если встать лицом в сторону увеличения номеров, нечетная сторона будет слева, четная - справа. А вот на Почтовой было наоборот - №№2 и 6 слева, 3, 5, 7 - справа, по крайней мере, так было до Ильинской (Интернациональной). Поэтому рассчитать старые номера удалось только до этой улицы, да и то не для всех домов.
Выйдем на перекресток улиц Куйбышева и Пролетарской, встанем лицом к Уфе, уберем мысленно две трубы котельных, оставим то, что теперь используют, как склады, и перед нами предстанет Гостиная (торговая, базарная коммунальная) площадь. Построилась она от церковной ограды до Уфы и от нынешней четной стороны улицы Куйбышева до нечетной Соболевской (Советской). В центре площади - Большой гостиный ряд, принадлежащий городскому обществу, специально построенный в 80-е годы прошлого столетия.
Внутри это помещение было поделено на торговые ряды, сдававшиеся в аренду (самые дорогие). Снаружи, по всему периметру здания, шли крытые торговые места (навесы), но большинство торговых мест было под открытым небом. Похоже, в аренду сдавалась едва ли не каждая квадратная сажень базарной площади. Судя по документам, только крытых торговых мест было более 150.
Другой торговый ряд, но частный, тянулся от Большой Гостиной улицы (Пролетарской) до Уфы (теперь четная сторона улицы Куйбышева). Все эти помещения были частью огромной усадьбы Н. В. Краева, промышленника, крупного оптового торговца сахаром и чаем. Разумеется, не пренебрегал он и мелкой торговлей. В усадьбе было 4 дома. Под №1 числился угловой двухэтажный полукаменный (теперь Пролетарская, 89), верх - жилой, низ - торговые помещения. Каменные корпуса пивоваренного завода, склады, 12 конюшен, завозня (сарай для экипажей, торговые и людские помещения).
Подробнее: Улица КуйбышеваУлица Ленина
Ленинский проспект, Троицкая
Ее старое название «Троицкая» несомненно церковного происхождения. Собор Святой Троицы - официальное название «белой» церкви. Непонятно только, почему именно эту улицу назвали Троицкой, собор-то стоял на Большой Гостиной, между Почтовой и Соболевской улицами.
Также, как и Большая Гостиная, улица Троицкая прирастала от центра с обоих концов, это затрудняет ее изучение. Облегчается дело тем, что за последние 70 лет улица Ленина мало изменилась, на ней очень мало зданий, построенных после революции, а многоквартирных домов нет совсем. Есть несколько зданий, уличные номера которых упомянуты в архивных документах. Это позволяет рассчитать (восстановить) старые номера других домов, отыскать их на местности.
Начнем сцентрального квартала. Ленина, 79 (Троицкая, 51), совхоз-техникум (теперь колледж). Здание построено примерно в 1880 году специально для реального училища. «Уездная земская управа учредила конкурс на лучший проект. Через год Санкт-Петербургское общество архитекторов прислало три премированных проекта. В земской управе остановились на работе Гринвальда, удостоенной первой премии. Большое, двухэтажное здание, сложенное из красного кирпича, и сейчас является украшением города» (Из книги «Красноуфимск», издание 1970г., стр. 12). Первоначально это было два здания (корпуса), не считая тех, что в глубине квартала, в середине 70-х их соединили, что видно по современной кладке.
На здании четыре памятных доски о том, что Красноуфимский сельхозтехникум основан в июле 1875 года. Здесь в конце XIXвека создали первый в Красноуфимске социал-демократический кружок, здесь в 1893-99 годах учился Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников, «здесь учился Герой Советского Союза Петр Афанасьевич Кашпуров», «С декабря 1941 года по январь 43-го здесь размещался Минский 432-й военный госпиталь». В настоящее время часть помещения сдается в аренду под торговлю разными товарами.
Подробнее: Улица ЛенинаПервый поезд
80 лет назад первый сквозной поезд Москва-Екатеринбург прошел через ст. Красноуфимск
(Из рассказа жительницы ст. Ключевая Таисьи Никифоровны Феденевой в 1989 году)
В волостном храме Николая Чудотворца по воскресеньям проводились утренние службы. И народ православный из села Кленовского, а также из близлежащих деревень считал долгом помолиться перед образами покровителя крестьян.
Было мне в ту пору 15 лет. Наша деревушка Киселевка находилась в пяти верстах от волости. Шел неспокойный 1919-й год. Стоял март месяц. Как раз была пятница. В народе этот день называют Евдокией, и поговорки есть занятные: «С Евдокии - первые оттепели», «Какова Евдокия, таково и лето»...
На семейном совете было решено: на этот раз мне поставить свечки перед святыми образами. Поэтому наказали выйти в путь за день до службы, проведать деда с бабкой, а в воскресенье быть засветло на службе воскресной.
В народе говаривали, что на месте каменного храма была церквушка деревянная, а после дедами и прадедами нашими был сооружен на пожертвования мирские красивый собор, один из лучших и почитаемых на весь обширный Красноуфимский уезд.
Подробнее: Первый поездСамоходный пенек
Строительство «железки» потянуло народ на новое дело. Не только поселенцы волостного села, но и жители окрестных деревень - Отевки и Киселевки, Талицы и Контугана - потянулись на «путя». Многие всем семейством, большинство на своих подводах. Платил фон Мекк (из немцев) негусто, но и тем деньжатам были рады.
Особенно хлопотная работа была строить насыпь, выбирать выемку, одним словом, земляная работа. Где глина попадет вязкая, где грунт каменистый, где место топкое, где коренья толстущие, пни вековые...
Занятно было смотреть со стороны на линию трассы: на всем ее протяжении кипела работа - мелькали лопаты, двигались подводы, стоял неугомонный людской шум. И было отчего: ведь в артель набиралось человек двести. И всем руководил один человек - артельный староста. Диву даешься: где набрал фон Мекк такой ловкий народ, - этот самый артельный, как правило, имел и язычок подвешенный, и в делах разбирался, и деньгам счет знал.
Помнится, что нашего артельного звали Степаном Феофилычем Варнаковым, понятно, что прилипло к нему прозвище «Варнак». А мост ажурный, деревянный через быструю речку тут строился ловкими плотниками, над которыми начальствовал Родион Яковлевич Мешков. Эти самые артельные были не с наших краев, например, с вятской стороны. По их некоторым разговорам, по слухам можно было заключить, что они давненько припали к железнодорожному делу, так как бывали на линии Пермь-Котлас, которая вывела «железку» к Белому морю. Строили в недалеком соседстве за несколько лет до этого дорогу от губернского города на Катеринбург через Кунгур, а когда начался наем рабочей силы (март-апрель 1914 года) на новое железнодорожное строительство, они предложили свои услуги правлению акционерного общества Московско-Казанской железной дороги.
Подробнее: Самоходный пенекОткупился
Из рассказов сторожила
Когда строили «железку», бывало, и так. Живали в нашем волостном селе (Кленовском) несколько крепких хозяев. Одного из них звали Алексеем Степановичем по фамилии Серебренников. А то, что село по доходности было не из последних, доказывают и старинные магазины, и собор Николая, возле которых в стародавние времена крутилась бойкая жизнь. Получилось у этого Серебренникова дело по кожевенной линии. Занятие это было хлопотное. Бывало, выпадет снег, начнет народ заготовлять мясо, так потянутся обозы по тракту Сибирскому, многие заворачивают к усадьбе кожевенных дел мастера. Этой мороженой кожи положат штабелями, и, почитай, всю зиму работный народ выделывает их. А после готовую продукцию - чистую, мягкую, прочную везут к швейных дел мастерам в уездный ли Красноуфимск, заводскую Бисерть... На своих «Зингерах» нашьют полушубков, тулупов - никакой уральский мороз не страшен.
В десятом году спокойную и уверенную жизнь Алексея Степановича потревожили железнодорожники-изыскатели. Прошли они со своими шестами, нивелирами, набили колышков, наговорили, что начнут скоро строить железную дорогу, которая начнется с Казани и выйдет к Екатеринбургу. Народ дивился: мало кто видел те самые «железные путя», по которым бегают паровозы... То ли по умыслу, то ли было так надо, но получилось так, что линия железная должна была пройти точно по усадьбе Серебренникова. Дело приняло нешуточный оборот, когда зимой 14-го года застучали топоры и просека со стороны села Афанасьевскогоопять же вышла по тем злополучным колышкам к владениям упомянутого хозяина. А когда с мая того же года развернулось строительство «железки», когда нанятый народ стал строить насыпи, углублять выемки, строить мост через нашу речку, тут-то линия эта железная отошла от серебренниковских владений далеконько, и просека потому оказалась незанятой. (После она заметно выделялась, так поросла ольхой, осинником). Какой-то секрет имел этот Серебренников. Был, правда, слушок, что откупился, «положил на лапу». От тех железнодорожников ездил специальный агент: случаем узнал, что звали его Сергеем Николаевичем по фамилии Кемарский. Так он давал бумаги, расписывались при пяти свидетелях, что фон Мекк расплатится в срок и сполна за выкупаемую землю. Тому вот Серебренникову тоже предлагали откупную. А он, ловкий такой, отвел деньжатами неминуемое переселение на другое место, хотя правление будущей дороги возмещало убытки из копейки в копейку.
Какая сумма изменила первоначальное решение, осталось тайной. Железнодорожные инженеры с простым народом общались мало, к тому же большинство их было из немцев, а больше разговор имели с артельными старостами, да и то в приказном порядке - «сделайте то, это...»; да и самого Серебренникова со всем своим семейством вскорости след сгинул. Когда в июне 19-го Колчак пошел в отступ, когда по Сибирской дороге потянулись обозы с отступающим войском, когда спешно по «железке» прошли немногие составы с классными вагонами, с пулеметами и орудиями на платформах, без огласки ночью исчезло и семейство Серебренниковых. Почитай, оставили все; после, грешным делом, растащили односельчане их инвентарь пахотный, одежку, мебель...
После, в 20-м, Отев Николай, мобилизованный Колчаком, грешный перед новой властью, вернувшийся на свой страх и риск с далекой Маньчжурии, рассказывал, что видел самого Алексея Степановича в Харбине, что плакался он о горестях отступа, просил поклониться земле кленовской и поставить свечку на день своего ангела 17 (20-го по новому стилю) марта в волостном храме.
В. УРЖУМОВ.
УржумовВ. Откупился: Из рассказов старожила/ В. Ганькин //Вперед. - Красноуфимск, 1999. - 12 июля. - С. 3.