Улицы Красноуфимска
История улиц Красноуфимска по материалам краеведов:
- Уникальное здание в Красноуфимске
- Загадки дома
- «Родная улица моя»
- «Родная улица моя»
- «Старая милиция», «Ремзавод» - эти названия все еще на слуху
- Старинные здания – краса города: «Старый хлебозавод»
- Улица Интернациональная
- Улица Куйбышева
- Улица Ленина
- Улица Пролетарская (Большая Гостиная)
- Взглянем на улицу Свердлова
- На улице Советской
- Улица Ухтомского
- О трех "именных" улицах Красноуфимска
- Преображенный поселок
- На 7 холмах
- Именем Мизерова
- улица Советская
- Улица 8 Марта
- Родная улица моя
- Улица Ухтомского, ранее Трактовая
- Из названия улицы узнала о дивизии
- Улица имени Саши Трескова
- Улицы переименованы
- Улица Антонова
- Весенняя улица
- Улица Ухтомского
Улица Ухтомского
В железнодорожной школе №84 более 25 лет работает учителем математики Валентина Григорьевна Филюкова. Ее интересы не ограничиваются только математикой, она активно занимается атеистической пропагандой, прививает учащимся любовь к природе и родному городу, проводит беседы.
Под ее руководством учащиеся совершают экскурсии по улицам города. Результатом этого и является материал, расположенный на раскладном стенде из 12 фотографий и в докладе-реферате с фотографиями, подготовленном учащимися 8 класса Л. Стахеевой и А. Нестеровым.
Улица Ухтомского (до середины 50-х годов называлась Трактовой) — одна из красивейших улиц железнодорожного поселка. Названа она в память об А. В. Ухтомском (1876—1905), активном участнике революции 1905 года в Москве, машинисте паровоза, который после поражения вооруженного восстания, миновав заставу войск, 14 декабря вывел из Москвы поезд с дружинниками.
В ночь с 14 на 15 декабря в Люберцах А. В. Ухтомский был арестован и без суда и следствия 17 декабря карателями расстрелян вместе со 150 рабочими. Имя Ухтомского носят район Московской области, Люберецкий завод сельхозмашин, железнодорожная платформа Московско-Рязанской железной дороги, улицы в Москве, Пензе, Казани, Горьком.
Человек, прибывший в наш город на поезде или автобусе, от привокзальной площади по ул. Станционной попадает на ул. Ухтомского и видит перед собой школу № 86 (до 1961 года школа № 11), открытую 1 сентября 1936 года. Во время Великой Отечественной войны в школе размешался госпиталь. Во дворе школы есть стела с фамилиями погибших учащихся, а перед входом в здание стоит бюст Ф. Э. Дзержинского, имя которого носит пионерская дружина школы.
В школе до 650 учащихся, обучением и воспитанием которых занимаются белее 30 учителей во главе с Погодиной Алевтиной Григорьевной, заслуженным учителем школы РСФСР. Сейчас для школы строится новое здание.
Против школы № 86 находится филиал восьмилетней школы № 84, существующий с 1930 года. До 1961 года в этом здании была железнодорожная поликлиника, переехавшая в двухэтажное здание на этой же улице, занимаемое ранее отделением дороги.
Подробнее: Улица УхтомскогоУчитель первых уральских агрономов
В феврале 1986 года исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Пермского Государственного университета, учителя первых агрономов Урала Варгина Владимира Николаевича, начавшего свою трудовую деятельность на красноуфимской земле преподавателем и заведующим учебной фермой промышленного училища (ныне совхоза-техникума), родоначальнике научного ведения земледелия в нашей зоне. За свою плодотворную деятельность в 1923 году ему в числе трех старейших и выдающихся деятелей науки страны была назначена самая высокая пенсия, В 1924 году ему было присвоено почетное звание «Герой труда».
— Ну, барин, кажись, приехали, — проговорил кучер, остановившись у каменного здания после альней дороги по пыльному и тряскому тракту. На выложенную камнем мостовую июльским днем 1889 года сошел худенький, среднего роста, в черной косоворотке молодой человек, Это прибыл в Красноуфимск ученый-агроном Владимир Варгин.
— Весьма рад вашему приезду, Владимир Николаевич, — сказал директор Красноуфимского реального училище Н. А. Соковнин, крепко пожимая ему руку. — В очень горячее, сударь, время вы прибыли. Столько дел — уйма! Устраивайтесь, и за работу!
Поселился В. Н. Варгин на ферме в домике под сенью кудрявых берез (с 1933 года это селекционная станция). После шумной Москвы здесь было тихо и привольно. Земля на полях черная, плодородная, не чета распространенному на Урале подзолу. Травы стоят буйной стеной и наполняют воздух дурманящим ароматом. Березки с длинными зелеными косами в белых сарафанчиках радостной гурьбой сбегают со склонов гор. За горами искрится полноводная красавица Уфа. А главное — земля, черная, плодородная. «Есть где развернуться», — думал Варгин.
С детства у Володи Варгина, сына бывшего крепостного крестьянина Казанской губернии, зародилась любовь к природе, земле. После трагической смерти отца (утонул в речке) мать с сыном приехали к родственникам в Екатеринбург, С приездом на Урал тяга к природе у мальчика стала еще больше. Гимназист Варгин все свободное время проводил за городом, После окончания в 1884 году с серебряной медалью гимназии на семейном совете было решено направить Владимира в Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне Московская орденов Ленина и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).
Подробнее: Учитель первых уральских агрономовЗаписки педагога
Вместо предисловия
Несколько раз начинал я писать о жизни Красноуфимского педагогического училища в 1950-60-х годах, но все откладывал, не решался продолжать, Получалось, что рассказывать придется о забытых, утраченных традициях. Большей части из того, что было лучшего в те годы, чем мы гордились, теперь в училище нет. И это могли бы расценить как упрек нынешнему руководству, а мне не хочется, чтобы у кого-нибудь сложилось такое впечатление.
Однако, поразмыслив, я пришел к выводу, что большая часть традиций 50-60-х годов исчезла по объективным причинам. Если бы сейчас в училище работали те же преподаватели, что и 20—30 лет назад, то и им не удалось бы сохранить некоторые традиции.
Может возникнуть вопрос: а почему именно я взялся за описание жизни Красноуфимского педучилища тех лет? По какому праву? Отвечаю: не только я один. В нашем музее есть много воспоминаний, в том числе и об этом периоде. Жизнь училища очень разнообразна, и один человек все описать не в состоянии. Никогда не возьмусь рассказывать, например, о вокальных зарядках, когда и течение многих лет каждое утро все училище выстраивалось в коридоре и 15-20 минут пело вокальные упражнения. Не буду, потому что лично не имел к этим зарядкам никакого отношения. О них подробно написано в брошюре П. И. Осокина.
Не буду писать и о комсомольской и профсоюзной работе, к которой не имел прямого отношения. Отмечу только, что в те годы секретарь комитета комсомола и председатель профкома избирались из учащихся. Они не освобождались от учебы, их работа не оплачивалась. Были курсовые комсомольские бюро, их секретари входили в состав общеучилищного комитета. Считалось, что работа на первом и четвертом курсах требует разных методов, да и по содержанию она отличается. Словом, много интересного, о чем надо бы рассказать, но я не буду, не считаю себя вправе. Но были дела, о которых я знаю лучше, чем кто-либо другой, да, похоже, и рассказать о них кроме меня некому («Иных уж нет, а те далече...»).
Я связан с Красноуфимским педучилищем вот уже почти полвека. Мне есть что вспомнить, с чем сравнить. В 1942 году поступил в него, в 1945-м окончил. Тогда принимали после семилетки и обучали 3 года. Затем 6 лет службы в армии, но связи с училищем не терял. Когда после 5 лет службы впервые (!) приехал в отпуск, первый визит нанес, конечно же, училищу. В те дни проходила предвыборная кампания, в кабинетах напротив кубовки (теперь кабинеты № 9 и 10) был оборудован агитпункт, шла репетиция концерта. Я взял инструмент, на котором играл в оркестре до армии (домра-бас) и… все 10 дней отпуска провел на репетициях и концертах перед избирателями.
Спустя год демобилизовался и опять пришел в училище. Меня пригласили в кабинет директора, Кроме Валентины Александровны Бобиной там были завуч Леонид Георгиевич Чепелев, руководитель музыкальной работы Павел Иванович Осокин. Стали расспрашивать о планах — как собираюсь жить, чем заниматься. И вдруг предложили работу преподавателя музыки. Я растерялся, не знал, что ответить.
— Можешь научить играть, как сам играешь? — спрашивают.
— Всех, вероятно, не смогу, нужны ведь способности, — отвечаю.
— Ну, всех-то и мы обучить не сможем тому, что сами умеем, — заметил П. И. Осокин. Я согласился.
Подробнее: Записки педагогаЗаметки о марийском образовании
Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.
В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.
Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.
Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.
В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.
Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).
Подробнее: Заметки о марийском образовании