Кто они - местные старообрядцы
Старообрядчество возникло в результате раскола в русском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными следующие моменты:
1. богослужение только по старопечатным книгам;
2. поклонение только иконам «старого письма»;
3. признание только8-конечного креста;
4. сохранение 2-перстного крестного знамения;
5. служение на 7-ми просфорах;
6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);
7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;
8. написание «Исус».
Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собственными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).
Старообрядчество делится на поповщину и беспоповщину, последняя делится на 4 толка:
1. беглопоповский (с конца 17-го века);
2. поморский (с 1965 г.);
3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);
4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).
Подробнее: Кто они - местные старообрядцыТопонимы нашего края
Акулова - есть такой микрорайон в г. Перми, когда-то пригородная деревня.
Атер - река в Октябрьском районе Пермского края, левый приток реки Тюй: от «за + ахт», «ах + тур» - с манси - старица - озеро, образованное протокой: возможно, от тюркского «ат + ер» - лошадиное место, эта река очень известковая.
Балаши - в Суксунском районе при двух озёрах есть такая деревня, славилась местной глиной, из котором делались всевозможные изделия, в том числе и игрушки: можно предположить, что этот топоним как-то связан с городами Балашов и Балашиха: известна фамилия Балашов, таковых очень много в селе Пристань.
Бобровка Верхняя - название деревни близ озера на месте древнего карстового провала в Красноуфимском районе; такие топонимы встречаются в Вятской и Пермской стороне: в местах бобровых поселений поселились новожилы, возможно, название поселения превратилось в фамилию.
Булгары - «Камушек» на северной стороне Красно-Уфимской крепости; он был естественным ориентиром границы между Волжской Булгарией и угорскими владениями, а после - между Казанским и Сибирским ханствами, а затем между двумя губерниями - Казанским и Сибирским.
Бутка - есть село Бутка в Талииком районе; основана в 1676 году как Буткинская слобода на реке Бутка, берущей начало из одноимённого озера. По А.К.Матвееву название «Бутка» тюркского происхождения и связано с татаро-башкирским «бутка» - каша, которое имеет и вторичное, переносное, значение - беспорядок, неразбериха. Название это явно дано за болотистый характер местности, особенно в сторону Буткинского озера. В русских говорах на реке Тавда (Тюменской области) слово «ботка» - озёрная грязь, болотная каша. Красноуфимская Бутка - это остаток древнего русла Уфы, здесь она протекала около 4-5 тысяч лет назад. Когда-то рыбное угодье гарнизона Красно-Уфимской крепости: «буткать» - гнать рыбу в сети ботами.
Горевка - правильно Гаревка, было такое поселение с таким названием, основанное в 1816 году старообрядцами-беспоновцами («дырники»); в вятских, пермских землях есть Гаревки. Гари, в том числе северный райцентр в Свердловской области - это память о массовых самосожжениях ревнителей старой веры при Петре, Анне Иоанновне.
Подробнее: Топонимы нашего краяАнатомия географических названий
Контуган - есть деревня и железнодорожная станция с таким названием в Нижнеиргинском районе. «Контуган» - с тюрского - день рождения; название или от личного имени или так совпало, что земли даны в вотчинные владения местным башкирам в день рождения главы рода.
Чешмагуль - приток Бугалышки, истоки ее в урочище Каман; «Чешме» - от тюрского - «ручей, родник», т.е. «ручей с озера».
Шадейка - одна из улиц с. Свердловское (Могильниково) основана переселенцами из деревни Шадейка в Кунгурском районе, «шади» с башкирского «речка».
Шатлама - буквально «клубничное место»
Шартава - речка, протекающая через Живодерково (Калиновку) и когда-то впадающая в Уфу в районе села Крылово. Шартара - «быстрое течение», «ва» - «вода», возможно, здесь случай смешения тюрского и угро-финского «речка с быстрым течением».
Эшмет курык (гора Эшмета) - господствующая высота в треугольнике населенных пунктов: Усть-Кишерть - Малые Карзи - Свердловское. Русские называют Иванайковская гора; наверняка когда-то было вотчинной землей башкира по имени Эшмет; литературно – Эхмет - «знаменитый, известный, доблестный».
Юртовская гора - микрорайон в железнодорожном поселке с возвышенностью с таким названием; вероятно, было местом постоянного обитания в пастбищный период башкирского рода, а также местом пережидания летней непогоды, долгого разлива Уфы, возможно, и осады во время междоусобных или межплеменных столкновений.
Евалак - исчезающая деревня в Артинском районе у истока реки Карзя (Большая); правильно - Ябалак - с тюрского - счастье, удачу приносит, как птица; возможно, названо по урочищу, принадлежащего башкиру - вотчиннику с таким именем.
В. Ганькин
Ганькин В. Анатомия географических названий : [Топонимика Урала]/ В. Ганькин // Городок. - Красноуфимск, 2003. - N 31. - С. 6.
Тюркские фамилии
В фамилиях башкир и татар можно выбелить имена арабские, исконно тюркские, кальки (переводы) с apaбскuxи других имен, образованные из обычных тюркских слов и их заимствований, а именно: 1. oт названий местности, народов, например, Каримов, 2. от титула с составляющими «хан» и «бек», например. Султанов, Ахметханов; 3. от имени собственного, например, Мамаев, 4. от животных, например, Ахтаров; 5. от названий одежды, обуви, воинского снаряжения, например, Кабулков, 6. от названий знаков Зодиака, например, с основой «нур», 7 от названия месяца, например, Сафаров; 8. от прозвища, например, Гарипов
Перейти на:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
Х | Ц | Ч | Ш | Ю | Я |
Абашев - «абаш» - так говорят о старшем брате, дяде.
Абдулов (Абдулхаков, Габдулхаков) - в основе фамилии имя второго сына пророка Моххамеда - Абдаллах, Абдул, с арабского «слуга, раб»; заимствовано с арабского после принятия башкирскими племенами и потомками волжских булгар (казанских татар, чувашей) ислама при хане Узбеке в 1313-26 гг., отсюда фамилии Авдулов, Абдулов, Абдулин и т.п.
Абсолямов - «абсесалам» буквально «примерный слушатель, не имеющий отца»: скорее всего, об учащемся медоесе.
Абубакиров - от имени одного из халифов пророка, буквально «чистопородный бык (правитель)».
Абызов - «абыз» буквально «родоначальник».
Адыев - возможно, от слова «адей», с древнетюркского «птичка, пташка».
Азинбаев - правильно Азимбаев - от «газим» - 1. «богатырь»; 2. «дальновидец, прозорливый»; З. «содержатель дорог».
Азмеев - то же, что и «газим», с рабского «смелый, отважный».
Айсин - заимствовано с турецкого, персидского, так называемая «безотцовская» фамилия, в переводе «лунногрудая».
Алеулин - «халиулла» - «драгоценный камень».
Подробнее: Тюркские фамилииОткуда первые нижнеиргинцы?
Село Нижнеиргинское относится к старейшим поселениям Красноуфимского района: 20 ноября 2000 года исполнилось 270 лет со дня запуска завода, который имел название – Иргинский, Осокино, Шуртан. Место же под завод было выбрано на реке Иргине, притоке Сылвы, рядом с рудной горой Красный Яр. Завод возник в результате тяжбы между двумя компаниями: с одной стороны – компанейщики Клим Лекин, Авдей Рязанцев, Иван Кадмин (купцы из Москвы и Калуги), с другой стороны – посадские люди из города Балахны Нижегородской губернии, двоюродные братья Петр и Гавриил Осокины. Преимущество было отдано Осокиным. Иргинский завод специализировался, помимо выплавки чугуна, на производстве меди. Первая медь была выдана в декабре 1728 года.
Интересно, а откуда были первые «работные» люди Иргинского завода? Это обстоятельство раскрылось благодаря жалобе кунгурского воеводы, который указал на беспокойный характер заводчан: «В Суксунский и Иргинский заводы приходят пришлые люди …, а какие они уроженцы, того не ведают, а приказчики о том виду не дают. А пришлые, приходя от оных заводов, чинят Кунгурского уезда крестьянам бои … А поймать их не могу, что ходят многолюдством, и, учиняя бои, уходят на заводы».
Кроме того, с Суксунского завода (Акинфия Никитича Демидова) были первые мастеровые завода: некто подрядчик Логинов обучал медному делу Семена Зылева и Ивана Смирнова, а те обучали девять подмастерьев-подростков. Эти одиннадцать человек и составили штат котельной Иргинского завода.
По происхождению оказалось, что кроме Зылева, остальные десять человек были из Нижегородской губернии, в частности, указывается следующий адрес: мастер Смирнов – раскольник из деревни Малиновка, вотчины местного архиерея, семеро подмастерьев – выходцы из раскольничьих сел Колосово и Козино, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю, то есть все перечисленные люди относились к монастырским крестьянам.(в атласе автодорог близ Нижнего Новгорода есть населенные пункты Большие и Малые Козине).
Известно, что Урал стал одним из центров старообрядчества. Родители указанных «работных» людей бежали на Каменный Пояс в 1728-1730 гг. вместе с тысячами своих единоверцев. А первым из них оказался на Иргинском заводе беглый крестьянин того же села Колосово Родион Федорович Набатов. Он не только по «раскольничьей почте» проторил дорогу своим землякам на уральский завод, но и, работая приказчиком завода (высокая по тем временам должность), скрывал, сколько мог, происхождение пришлого населения. Все открылось в середине 70-х годов, когда проводились заводские переписи: к изумлению горнозаводского начальства почти все население Иргинского завода состояло из беглых раскольников, по большей части из Нижегородской губернии, а, точнее, из Керженской волости. Название этой волости стало нарицательным для старообрядцев Урала: их в восемнадцатом веке называли «керженцами», а в девятнадцатом – «кержаками».
Валерий Ганькин
// Городок. - 2004.- N 18. - С. 14.