Записки педагога
Вместо предисловия
Несколько раз начинал я писать о жизни Красноуфимского педагогического училища в 1950-60-х годах, но все откладывал, не решался продолжать, Получалось, что рассказывать придется о забытых, утраченных традициях. Большей части из того, что было лучшего в те годы, чем мы гордились, теперь в училище нет. И это могли бы расценить как упрек нынешнему руководству, а мне не хочется, чтобы у кого-нибудь сложилось такое впечатление.
Однако, поразмыслив, я пришел к выводу, что большая часть традиций 50-60-х годов исчезла по объективным причинам. Если бы сейчас в училище работали те же преподаватели, что и 20—30 лет назад, то и им не удалось бы сохранить некоторые традиции.
Может возникнуть вопрос: а почему именно я взялся за описание жизни Красноуфимского педучилища тех лет? По какому праву? Отвечаю: не только я один. В нашем музее есть много воспоминаний, в том числе и об этом периоде. Жизнь училища очень разнообразна, и один человек все описать не в состоянии. Никогда не возьмусь рассказывать, например, о вокальных зарядках, когда и течение многих лет каждое утро все училище выстраивалось в коридоре и 15-20 минут пело вокальные упражнения. Не буду, потому что лично не имел к этим зарядкам никакого отношения. О них подробно написано в брошюре П. И. Осокина.
Не буду писать и о комсомольской и профсоюзной работе, к которой не имел прямого отношения. Отмечу только, что в те годы секретарь комитета комсомола и председатель профкома избирались из учащихся. Они не освобождались от учебы, их работа не оплачивалась. Были курсовые комсомольские бюро, их секретари входили в состав общеучилищного комитета. Считалось, что работа на первом и четвертом курсах требует разных методов, да и по содержанию она отличается. Словом, много интересного, о чем надо бы рассказать, но я не буду, не считаю себя вправе. Но были дела, о которых я знаю лучше, чем кто-либо другой, да, похоже, и рассказать о них кроме меня некому («Иных уж нет, а те далече...»).
Я связан с Красноуфимским педучилищем вот уже почти полвека. Мне есть что вспомнить, с чем сравнить. В 1942 году поступил в него, в 1945-м окончил. Тогда принимали после семилетки и обучали 3 года. Затем 6 лет службы в армии, но связи с училищем не терял. Когда после 5 лет службы впервые (!) приехал в отпуск, первый визит нанес, конечно же, училищу. В те дни проходила предвыборная кампания, в кабинетах напротив кубовки (теперь кабинеты № 9 и 10) был оборудован агитпункт, шла репетиция концерта. Я взял инструмент, на котором играл в оркестре до армии (домра-бас) и… все 10 дней отпуска провел на репетициях и концертах перед избирателями.
Спустя год демобилизовался и опять пришел в училище. Меня пригласили в кабинет директора, Кроме Валентины Александровны Бобиной там были завуч Леонид Георгиевич Чепелев, руководитель музыкальной работы Павел Иванович Осокин. Стали расспрашивать о планах — как собираюсь жить, чем заниматься. И вдруг предложили работу преподавателя музыки. Я растерялся, не знал, что ответить.
— Можешь научить играть, как сам играешь? — спрашивают.
— Всех, вероятно, не смогу, нужны ведь способности, — отвечаю.
— Ну, всех-то и мы обучить не сможем тому, что сами умеем, — заметил П. И. Осокин. Я согласился.
Подробнее: Записки педагогаЗаметки о марийском образовании
Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.
В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.
Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.
Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.
В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.
Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).
Подробнее: Заметки о марийском образованииОб учреждении в городе Красноуфимске земской публичной библиотеки
На 36-й сессии Уездного Земского Собрания ставился вопрос о создании в Красноуфимске земской публичной библиотеки.
На 37-й сессии был заслушан подробный доклад с "представлением выработанного Управой проекта Устава библиотеки правил пользования книгами".
Но предложение это тогда не осуществилось из-за финансовых затруднений, из-за отсутствия помещения.
В настоящее время, то есть в 1911 году "не встречается препятствий к открытию библиотеки".
Отчисляется сумма 2200 руб.
Приобретено 693 экземпляра книг на сумму 858 руб. 81 к.
Приобретено книг медицинских - на 141 руб. 42 к., некоторых других специальных изданий на 11 руб.
Отвод помещения - верхний этаж земского (бывшего Чистякова) дома.
Предоставляется право бесплатного пользования книгами всем лицам, состоявшим на службе земства и лицам крестьянского сословия.
Из архивных материалов.
Кое-что об уральских фамилиях
Автухов - "авдюшка" - рыба - голец, или от имен Авдотья(от греч.Евдокия - милая, умная, симпатичная), Евдоким ( с греч. уважаемый, почтенный). "Овдух; крестьянин, 1545 год - "Псков" (здесь и далее, когда впервые была зафиксирована фамилия (имя), - С. Б. Веселовский "Ономастикон". М. 1974 г.).
Алабышев - "алабыш" - колобок; "олабыш" - круглый хлебец из кислого теста. "Федор Федорович Алабыш Ярославский, конец 15-го века", ему принадлежало сельцо Афанасьевское в Московском уезде, ныне село Алабышево. Есть варианты - Алябышев, Алябьев.
Аржанухин - "аржанец" - бескорневищный пырей; "аржанина" - ржаной хлеб; "аржануха" - девушка или женщина, выросшая на ржаном хлебе, неприхотливая и здоровая. В старину рожь была главной зерновой культурой: "Рожь родит сплошь, а пшеница по выбору".
Бабакин - от слова "Бабушка". "Бабахин Иван Никифорович, 1540 год - Арзамас".
Байкалов - правильно Байкулов - "раб богача. " Байкулов Федор Тимофеевич, 1597 год - Рязань".
Безруких - не имеющий руки или не владеющий ими. "Безрукий Кузьма, посадский человек, 1606 год", на Урале с 17-го века.
Блаженков - "блажный" - шальной, горячий, "блажить" - ублажать, величать. Блаженный: 1.благополучный, счастливый. 2.тронутый умом. "Блаженков Истома Петрович, 1553 год - Новгород".
Бородавкин - буквально, усеянный бородавками. Кроме того, "борода" в северных говорах - помочь при осенней молотьбе суслонов. В дохристианский период существовало личное имя Борода. "Федор Федорович Бородавкин Мещерский, 1550 год; Василий и Дементий Бородавкины, конец 15-го века - Новгород".
Подробнее: Кое-что об уральских фамилияхКое-что о фамилиях
Вопрос расшифровки фамилий - дело интересное, но и не менее трудное, а также и спорное. Наверняка среди читателей есть редкие знатоки, которые имеют свою точку зрения на происхождение тех или иных фамилий. Думаю, что на страницах «Городка» они могут высказать свое мнение о нерусских фамилиях. Бесспорно то, что до прихода русского населения на Урал эти места уже были заселены - здесь проживали башкиры, которые вели полукочевой образ жизни, марийцы, которые двумя путями через Кунгурские и Башкирские земли из-за возможных притеснений дошли до Каменного пояса, удмурты, предки которых поселились компактно в нескольких местах.
То, что русскоязычное население сплошь написано татарами, это (мягко выражаясь) элементарное упрощение. На самом деле еще при подворной переписи 1888-1891 гг. четко различали башкир-вотчинников, наиболее привилегированную группу населения, с согласия которых (как правило, по договору) допускалось на их земли все пришлое население, так называемые «припущенники» - это и марийцы, и их заземельные соплеменники, а много позже и русское население.
По моим записям получается, что в Красноуфимском районе, например, Бишково - деревня чисто из вотчинников-башкир, а такие деревни, как: Куянково, Сызги, Усть-Баяк - представлены из башкир-вотчинников, башкир-тептар, башкир-мещеряков и татар, а в таких деревнях, как: Большой Турыш, Тохтамыш, Еманзельга - проживают потомки казанских татар, которых сдвинула с места окончательная ликвидация государства поволжских татар в 1552 году. Поэтому следует различать фамилии башкир коренных и пришлых, а также татар поволжского происхождения.
Говоря о марийских фамилиях, следует четко помнить, откуда они пришли: по северному или южному пути, а также то, что среди них встречаются древние фамилии, которые упоминают об их поволжской родине. Много тюркских фамилий в деревнях, предки которых пришли с башкирских земель (их и называли тептярями), а большинство фамилий образовано в недавнее время при вступлении в колхоз, при переписях, при призыве в армию. Надо помнить, что в правильном написании марийских фамилий огромная масса искажений.
В дополнение по русским фамилиям надо сказать, что население той или иной деревни пришло с какого-то другого места, по характерным фамилиям можно определить их предыдущее местожительство, это, как правило, Прикамье: Суксунский, Кишертский, Кунгурский районы, вплоть до Очера, Осы и Чердыма. А также надо знать, что русское население пришло не в один день и не один год - существует огромный разброс в датах основания, к тому же в одной и той же деревне, селе могут быть выходцы из разных мест, так, например, Русская Тавра образована в 1815 году новоселами из Сухановки, Ачита, Стадухиной и Больших Ключей. Такая же картина по Манчажу, Сажино, Могильниково.
Подробнее: Кое-что о фамилиях