Свидетельствуют документы
Из цикла «Детство» Казанбургской».
В процессе поиска сведений о начальном этапе строительства линии Казань-Екатеринбург большую ценность представляют подлинные документы. Один из таких основных документов — указ императора Николая II.
Вот вкратце его содержание: «58589. Об отчуждении земли в пределах Пермской, Уфимской, Вятской, Казанской, Нижегородской и Костромской губерний для сооружения двух железнодорожных линий.
Для сооружения двух железнодорожных, общего пользования, нормальной колеи, — одной от станции Казань, Московско-Казанской железной дороги, до соединения с участком Екатеринбург-Тюмень, Пермской железной дороги, близ станции Исток, с ветвью на Ижевский и Камско-Воткинский заводы, и другой — от города Нижнего Новгорода до соединения с Северными железными дорогами, близ станции Котельнич, с ветвью на город Яранск, сказалось необходимым занять в пределах перечисленных губернийдо 20000 десятин земли с принадлежностями...
... Повелеваем: 1. Сделать надлежайшие распоряжения к отчуждению... земель;
2. В отношении вознаграждения владельцев за отходящие от них на этих условиях земли поступать на основании общих узаконенных...;
3. В виду безотлагательности и строительных работ, занимать отчуждаемые земли вслед за совершением их описей...
На подлинном Собственного Его Императорского Величества русского подписано: «Николай».
В Царском Селе.
14 мая 1913 года».
Подробнее: Свидетельствуют документыОсновные этапы строительства
Из цикла «Детство Казанбургской».
Как государственные, так и частные железные дороги Российской империи строились за 3-4 года. На эти сроки ориентировалось и руководство АО Московско-Казанской железной дороги при сооружении линии Казань-Екатеринбург, которая в обиходе называлась «Казанбургской».
«Управление по постройке линии Казань - Екатеринбург находится в Москве, а также в Казани, Сарапуле, Екатеринбурге. В небольших городах и селениях — только конторы участковых агентов. В настоящее время идут усиленные подготовительные работы и с весны будущего года (1914 — прим. автора) будет приступлено к подготовительным работам. Сооружение и оборудование предполагается закончить в 1916-17 гг. Протяжение линии от Казани до Екатеринбурга с веткой на Воткинский казенный завод исчислено в 910 верст. Штат служащих, так и управления по сооружению, так и участковых по линии еще не оформлен». («Пермская земская неделя» №33, стр. 15 от 15.08.1913 г.)
Уже в следующем номере этого же издания о значительном продвижении: «В настоящее время общество МКЖД приступило к окончательному изысканию линии. Вся постройка разделена на дистанции (участки), инженеры уже на местах. К самой постройке будет приступлено настоящей зимой. Будут вестись работы в теплушках. С весны же 1914 года работы пойдут полным ходом. Окончание постройки предполагается к осени 1916 года. Окончательный срок сдачи в эксплуатацию линии определен 17 мая 1917 года».
Одновременно с этой линией приступлено к изысканию линии Нижний Новгород - Котельнич протяженностью 360 верст и Арзамас - Шиханы (Канаш) — 250 верст. Обе линии будут окончены также осенью 1916 года».
Подробнее: Основные этапы строительстваО проектах железных дорог
Тот факт, что Красноуфимск стал железнодорожным городом, имеет интересную предысторию.
В 60-70 годы XIX века интерес к строительству железной дороги в восточном направлении был огромен. Десятки проектов, предложений, настойчивых требований к улучшению путей сообщения по маршруту Центр-Урал-Сибирь высказывались многими, обсуждались в правительственных кругах. Вокруг этих проектов развернулись широкие дискуссии на страницах газет и журналов, в обществе для содействия русской промышленности и торговле, географическом обществе.
Для рассмотрения вопроса о направлении дороги через Уральский хребет комитет железных дорог решил создать комиссию. Она была создана весной 1870 года под председательством инженера Гельмерсона. Указанная комиссия после поездки на Урал пришла к выводу, что решение одновременно двух задач (строительства железной дороги от Нижнего Новгорода на Урал и линии, связывающей главные горнозаводские центры Урала) невозможно, и предпочтение следует отдать Уральской дороге.
Уральская горнозаводская дорога по маршруту Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург была построена в 1874-1878 годах: протяженность 669 верст с учетом ветки от станции Чусовая до Березников, главный инженер В.Ф. Голубцов, первый рабочий поезд пришел в Екатеринбург 27 февраля 1878 года, с 1 октября того же года началось регулярное движение поездов (все даты по старому стилю).
Однако завершение строительства Уральской горнозаводской дороги не сняло с повестки дня вопрос о транзитной дороге в Сибирь. В течение 20 лет специальная комиссия при МПС рассматривала различные проекты железных дорог, которые бы соединяли Европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
Наиболее активно обсуждались три основных проекта: В.К. Рашета, управляющего Нижне-Тагильским горным округом, получившим название «Север» (1861 г): Пермь-Чусовая-Нижний Тагил, Н.И. Любимова, пароходовладельца, Пермского городского головы по «среднему» направлению: Пермь-Кунгур-Шадринск- Белозерская-Слобода на реке Тобол (севернее г. Курган); Е.В. Богдановича, полковника, чиновника для особых поручений МВД по южному направлению: Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень.
Проект «Север» воплотился в Уральскую дорогу. Линия по идее Н.И. Любимова протяженностью 480 верст от Перми через Кунгур до Екатеринбурга была построена в 1906-11 годах. И только проект «южного» направления не был реализован.
Валерий Ганькин
Действительный член Красноуфимского общества краеведов
// Городок. -2004.- № 29. –С.6
Московско-Казанская
Из цикла «Детство Казанбургской»
Сеть железных дорог Российской империи на 1913 год состояла из 21-ой государственных магистралей и 13-ти частных. Среди самых преуспевающих было акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, основанное на основе Московско-Казанской железной дороги в 1891 году (председатель Н.К. фон Мекк).
Московско-Казанская железная дорога имела в своем ведомстве 2486 верст стальных магистралей, за год перевозила по ним в среднем 530 миллионов пудов груза, имела чистый годовой доход в размере 8 миллионов 532 тысячи рублей (серебром) или 7522 рубля с версты (данные на 1913 год).
Энциклопедия «Железнодорожный транспорт» (М. 1994г. с.242) дает такую справку: «Московско-Казанская железная дорога - частная железная дорога, построенная в 1864-1912г.г. Проходила по территории Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской губерний. Связывала центр России с восточными районами страны, с водными магистралями, реками Окой и Волгой. Основные линии: Москва-Рязань (движение открыто в 1864 году), Рязань-Казань (1894г.), Рузаевка-Пенза (1895г.), Рузаевка-Сызрань-Заметино-Тимирязево-Нижний Новгород (1912г.). Состояла из 2486 верст 188 двухколейного пути. В подвижном составе было 1499 товарных и 536 пассажирских вагонов, железнодорожные мастерские в Москве, Алатыре, Перово, депо - в Москве, Рузаевке, Сасово, Сызрани. Крупнейшие мосты через Оку у Коломны (проект А.Е. Струве, через Волгу у Свияжска (проект Н.А. Белелюбского, К.Я. Михайловского, В.И. Березина.
Подробнее: Московско-КазанскаяКазачья изба
Казачья изба - одна из первых жилых построек Красноуфимска, образец деревянного зодчества XVIII в. Деревянная изба середины XVIII века является уникальным памятником жилищной архитектуры. Построена из лиственницы, изба рублена топором, сруб состоит из 6 венцов. Пол и потолок из таких же плах – подлинник строительного искусства. Диаметр бревен 45-46 см., ширина половиц – 68-70 см.
Конечно, за 200 лет эксплуатации она подверглась значительным перестройкам, но сам сруб из шести венцов толстой лиственницы, пол и потолок из таких же плах — это подлинник строительного искусства. Прямоугольный план избы и высотные отметки обнаруживают удачные пропорции строения, что говорит о высоко развитом чувстве меры безымянного зодчего.
Очень интересна одна деталь, сохранившаяся в этом строении до сих пор — отверстие-бойница во втором венце сруба. Очевидно, дом совмещал в себе две функции: жилища и крепости. Потому и архитектурные формы берут начало от крестьянской избы, но материал применён чрезвычайно прочный, толстый.
Вход в дом устроен со стороны двора, через пристроенные сени. Планировка дома традиционна для деревянных изб: внутреннее пространство делится большой русской печью на жилую часть и кухню. Жилая часть включает две комнаты, расположенные вдоль уличных фасадов. Помещение кухни обращено во двор.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.. Этот сайт использует файлы cookies для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.