105 лет автомобильному транспорту России
14 июля 1896 года на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде публике был представлен автомобиль петербуржцев Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе.
А 11 сентября 1896 года вышло в свет Постановление Министра путей сообщения князя М.И.Хилкова «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе в самодвижущихся экипажах». Эта дата теперь считается официальным днем рождения автомобильного транспорта России.
Эти далекие авто...
Первые автомобили в Екатеринбурге стали появляться в 1906-1907 годах. Одними из первых владельцев личного автотранспорта стали купец 2 гильдии Степан Васильевич Логинов, владелец двух спичечных фабрик, спортсмен-велосипедист Павел Степанович Первушин, совладелец крупной мукомольной фабрики Николай Федорович Злоказов. Все автомобили были зарубежного производства, их использовали для деловых и туристических поездок на небольшие расстояния.
Первые десять советских автомобилей выпустил московский завод АМО («Автомобильное московское общество») в ноябре 1924 года. Долгое время этот год считали начальной датой советского автостроения.
Производство первых советских легковых автомобилей НАМИ было начато в I927 году на Московском заводе «Спартак». Но начало развития автомобильной промышленности в Советском Союзе относится к I931-1932г.г., когда вступили в действие реконструированный завод АМО (ныне завод им. Лихачева) и вновь построенный Горьковский автозавод.
На этих заводах было организовано массовое производство таких широко известных в нашей стране до Великой Отечественной войны и в ходе ее грузовых автомобилей, как ГАЗ-АА («полуторка») и ЗИС-5 (грузоподъемностью 3 тонны), прозванный в народе «Захар».
В 1932 году Горьковский автозавод приступил к производству пятиместных легковых автомобилей ГАЗ-А. В следующем году их сошло с конвейера 10 тыс. штук
На базе грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 с 1932 по 1941 года выпускались автобусы ГАЗ-03-30 и ЗИС-8, а позднее ЗИС-16 (с 1935 по 1942 г.г.).
В 1937 году в СССР было выпущено около 200 тысяч автомобилей, из них 180600 грузовых, в результате чего наша страна заняла четвертое место в мире по производству автотехники.
В июне 1924 года в Свердловск были доставлены два 20-местных автобуса неизвестной марки, положивших начало автобусному движению на Урале. Они открыли первый маршрут: «Площадь 1905 года - дом отдыха «Шуртан».
Старейший екатеринбургский краевед С.Захаров в своей книге «Это было недавно» - вспоминает: « Я хорошо помню то время, те автобусы. Они представляли из себя какой-то самодельный, почти квадратный фургон, выкрашенный в желто-коричневый цвет.
Передача на колеса осуществлялась с помощью цепей. Оттого они издавали храп, свист, металлический лязг - прямо как при крушении поезда. Они стали грозой всех лошадей и собак, да и жители города от этих автобусов были не в восторге».
В феврале 1925 года Горкомхоз получил 5 двенадцатиместных автобусов марки «Форд», которые 1 мая того же года были пущены по маршруту Железнодорожный вокзал - «Цыганская площадь», на которой сейчас размещен Южный трамвайный парк. Вскоре были приобретены «Даймлеры», «Мерседесы», и автобусный парк составил 25 машин. Тогда-то и было создано первое на Урале Автобусное предприятие, которое размещалось в доме № 18 по ул. 8 Марта.
Первые автомобили в Красноуфимске появились в середине 30-х годов. Это грузовики ГАЗ-АА и ЗИС-5.
Тогда или чуть позже была образована Красноуфимская авторота. Она имела несколько десятков грузовиков и базировалась на месте нынешнего стадиона «Центральный». Грузовики до войны имели несколько колхозов, Артинский и Саранинские заводы, Красноуфимское сельпо. А вот легковых автомобилей было всего пять! Четыре ГАЗ-А имелись в райисполкоме, леспромхозе, нархозучете, у уполномоченного по заготовкам.
А единственная ГАЗ-М1 («Эмка») возила первого секретаря райкома ВКП(б). Водителем этой «легковушки» был Павел Крашенинников.
Первый автобус в Красноуфимске появился лишь в октябре 1951 года. Первым водителем ЗИСа-16 был Василий Капустин.
В. Подгайный
// Городок. - 2001. - 27 июля (№ 30). - С. 2