Моя Подгорная

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

«...Бежит, торопится
Тропинка торная,
С горы спускается,
К реке спеша,
А там раскинулась
Моя Подгорная»

(Слова песни из репертуара Подгорновского народного хора).

До сих пор не могу без волнения вспоминать, как в годы войны, сидя в землянке или у маленького костра в промерзлом лесу, тосковал я о своей далекой Подгорной, о близких моему сердцу людях — веселых просмешниках, жизнерадостных, преданных своей великой Родине и, без хвастовства сказать, храбрых.  В годы Великой Отечественной войны отдали свою жизнь за Родину больше двухсот солдат- подгорновцев.

Мой односельчанин В. С. Барабанов — полковник, был комиссаром авиадивизии. А. С. Сычев был инженером эскадрильи. Первым звание Героя Социалистического Труда получил А. В. Бакунин. В войну он был командиром пулеметной роты, капитаном. С войны пришел, имея два ордена Отечественной войны и орден Красной Звезды.

Сейчас живет в родной деревне мой однофамилец М. Ф. Тулин. Был он разведчиком, и грудь его украшают три ордена и медали. Мой друг П. Н. Галкин — бывший танкист, горел в танке Награжден орденом Отечественной Войны II степени, а за умелое руководство колхозом «Вперед» удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

В годы гражданской войны многие подгорновцы сражались в рядах красных партизан, красногвардейцев. В. А. Запальнов командовал батареей в прославленной дивизии Азина. Сражались в партизанском отряде мой отец Федор Павлович, И. А. Запальнов и многие другие.

А кто же получил в Красноуфимском районе первый орден за труд? Опять же мой земляк М. В. Никитин. В 1935 году орден «Знак Почета» вручил ему в Москве Михаил Иванович Калинин.

В памяти моей хорошо сохранились события тридцатых годов, когда началась коллективизация. А было мне тогда семь лет.

Помню, вечером отец мой собрался идти на собрание, которое созывалось в школе, поскольку другого подходящего помещения в деревне не было. Я увязался с ним. С превеликим трудом мне удалось протиснуться в вестибюль школы. Народу, помню, набилось битком. В то время в деревне насчитывалось свыше трехсот хозяйств. Женщин на собрании почти не было. Собрались одни мужики, да наш брат— пацаны.

Решался вопрос об организации колхоза. Приехали представители из района. Собрание открыл бывший красный партизан Василий Андреевич Запальнов. Собрание шло бурно и активно А когда началась запись желающих вступить в колхоз, то многие мужики, особенно те, кто побогаче, потянулись к выходу. И вскоре в школе стало свободно. В колхоз пожелали вступить немногим более тридцати хозяйств. Записался в колхоз и мой отец.

В нашем дворе, который был довольно большой, начали делать стоялки, и вскоре появилось двадцать восемь лошадей, сведенных сюда новыми членами сельскохозяйственной артели «Вперед».

Помню первую колхозную весну. Председатель колхоза Василий Андреевич Запальнов, представитель из района устроили смотр готовности к весенним полевым работам н придирчиво осматривали каждую повозку, каждую упряжку с плугами, сеялками. В общественные амбары свозилось зерно, готовились семена. Колхоз начал жить, хотя к тому времени еще и половины хозяйств деревни не входило в его состав.

Помню, как в деревне появились два трактора «Фордзон», которые пригнали А. Е. Приемщиков, братья Родионовы Александр и Петр. Посмотреть на чудо-машины сбежалась вся деревня, и когда тракторы пошли в поле, то все шли вслед за ними и долго наблюдали, как они пашут.

Шел год за годом. В колхозе стали появляться общественные здания. В бывшей часовне открылась изба-читальня, а рядом был построен народный дом. Он вскоре завоевал популярность. Вечерами здесь собирались не только молодежь, но и пожилые мужчины и женщины. Желающих участвовать в кружках художественной самодеятельности было много. На сцене народного дома ставились небольшие постановки, разыгрывались сатирические «Живые газеты», концерты.

Заводилами, организаторами культурно-массовых мероприятий были комсомольцы, которых в тридцатых годах в деревне насчитывалось уже свыше тридцати.

Молодежь хотела учиться и шла в ШКМ (школа колхозной молодежи). На базе трехклассной начальной школы в Подгорной была организована семилетка. Вечерами в школе работал ликбез, который посещали даже старики и старухи.

Бывший кавалерист-пограничник, заведующий конетоварной фермой М. В. Никитин организовал школу ворошиловских всадников. В ней занималось около сорока человек. За каждым из нас был закреплен конь, седло. В то время на нашей ферме выращивали уже почти чистокровных орловских рысаков. Именно за это Михаил Васильевич и был награжден орденом «Знак Почета».

Когда безвыездно живешь в родной деревне, то как-то не замечаешь происходящих изменений. А вот когда я вернулся с войны, после пятилетней службы в армии, сразу же бросились в глаза те большие изменения, которые произошли в колхозе. Несмотря на трудные военные годы, когда в деревне не было мужчин, в колхозе появились новые фермы, зерносклад, свой радиоузел.           

С той поры минуло много лет. Неузнаваемо изменилась моя Подгорная. Здесь и прекрасный дом культуры, и многоквартирные благоустроенные кирпичные лома. За деревней вырос большой Животноводческий городок, где содержатся сотни коров, телят, зернобаза с мощными зерносущильными установками. Появились новые магазины, столовая детский садик. Почти нал каждой крышей телеантенны. Сейчас в Доме культуры прекрасный хор, которому присвоено звание народного, который неоднократно получал звание лауреата районных, и областных смотров художественной самодеятельности

В. Тулин, член Союза журналистов СССР.

// Вперед. — 1977. — 15 марта. — C. 2.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ