Памятные даты железнодорожные

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

"Мы покроем все страны железнодорожными путями - Урал, Волгу и Вислу, мы свяжемся с обеими столицами. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк. Мы победим пространство и время", - Франс Антон Рерстнер (1796-1840 г.), чешский инженер, профессор Венского политехнического института.

1837 г. (30.10.-11.11) - 175 лет официальному открытию движения по Царско-Сельской железной дороге от Санкт-Петербурга до Царского Села - 5 в Европе и 6 в мире. Длина линии составила 23 км. (21 версту и 294 саженей). Этот день считается началом регулярных пассажирских сообщений. Первый поезд провел автор эпиграфа и создатель первой железной дороги в России.

1842 г. - 11 августа этого года, 170 лет назад, в составе управления путей сообщения публичных зданий образован "Департамент железных дорог".

1852 г. -160 лет назад построен первый каменный вокзал в Санкт-Петербурге.

1857 г. - Александром II утвержден "Устав главного общества железных дорог России"

1862 г. - в России построены первые железнодорожные тоннели на Петербургско-Варшавской железной дороге - на подходе к городу Ковно (1280 м) и городу Вильно (430 м).

В России завершено строительство Московско-Нижегородской железной дороги. 1 (13) августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода отправили первый поезд с пассажирами и грузом для открывшейся Нижегородской ярмарки. В России выпущен первый вагон - ледник.

Главноуправляющим путей сообщения назначен Павел Петрович Мельников (1804-1880 г.), первый министр путей сообщений России (1865-1869), профессор, Почетный член Петербургской академии наук; при нем построено более 5000 км новых ж.д. дорог, в том числе двухпутная линия Санкт-Петербур-Москва, он был автором первой книги о железных дорогах и первых технических условий проектирования станций.

1867 год - в МПС России создано "Управление строительством ж.д.".

1872 год - на российских ж.д. начали эксплуатировать цистерны отечественного производства, главным образом для перевозки нефти.

Организовано АО "Сормово" для строительства подвижного состава, в том числе был построен вагонный цех, го есть 140 лет отечественному вагоностроению; на станции Красноуфимск есть ВЧДР - 15, один из девяти вагоноремонтных депо Горьковской ж.д. (таковых сейчас 17, при СССР было 24).

1877 год -135 лет назад в пассажирских вагонах применено паровое отопление и газовое освещение, заменившее свечное.

Вблизи Нижнего Новгорода открыт первый в России завод по пропитке деревянных шпал.

1887 год - в строящихся пассажирских вагонах газовое освещение заменено на электрическое.

1892 год - в России создан первый нормального типа грузовой вагон (6400x2743), грузоподъемностью 12,5 тонн.

1897 год (16 (27). 08) - день начала строительства КВЖД (Китайско-Восточной ж.д.), строительство велось одновременно на трех направлениях и из грех конечных пунктов дороги - станции Гродеково в Приморье, из Забайкалья со станции Манчжурия и из Порт-Артура. 115 лет назад сдан в эксплуатацию один из участков Транссибирской магистрали (Челябинск - Хабаровск - Владивосток), а именно, Владивосток-Хабаровск, всего участков было шесть; строительство началось 19 (31). 05, 1891 года в районе Куперовской Пяди вблизи Владивостока с участием цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II), который был председателем единого комитета Сибирских ж.д.; всего на сооружении Транссиба было занято в 1891 году около 9600 человек, в самый разгар строительных работе 1895-1996 годах от 84-89 тыс. человек, на завершающем этапе в 1994 году - около 5300 человек; в общей сложности число занятых доходило до 100 тыс. человек, в том числе около 6000 инженерно-технических работников; ежегодно прокладывалось 500-600 км пути, укладывалось до 12 млн. шпал, около 1 млн. тонн рельсов и скреплений; всего строительство Транссиба обошлось России в 1 миллиард 4555 миллионов рублей. Общая протяженность превысила 13 тыс. км, было построено 1464 моста, в том числе девять тоннелей, из них один двухпутный - Хинганский (на КВЖД); к 1909 году 3274 км были двухпутные вместо паромной переправы через озеро Байкал, в 1899-1905 годах была построена Круглобайкальская железная дорога, протяженностью 244 версты (260 км), при стоимости 25 млн. рублей (серебром), реально вышло 52,3 млн. рублей. Рабочее движение открыто 18.09 (1 ..0) 1904 года, регулярное сообщение - 16 (29) 10.1905 года, было сооружено 39 тоннелей, 445 металлических мостов и других искусственных сооружений, впервые был использован железобетон; комфортабельный пассажирский поезд до Тихого Океана проходил за 12, 5 дней,с 1910-за9,5,ас 1913 - за 7.5.

1912 год - Луганский паровозостроительный завод выпустил первые паровозы серии "Э" типа 0-5-0 (главный конструктор В.И. Лопушинский), до 1947 года было построено более 13 тысяч таких паровозов; это лучший тип паровозов дореволюционной постройки и один из самых надежных в мире.

1917 год - упразднен день железнодорожника, утвержденный в 1886 году императором Александром III в качестве национального праздника, в ознаменование дня рождения Николая I (08.07 (20.07) 1796 года), который первым начал строительство железных дорог в России. В июле 1935 года этот праздник был возрожден первым съездом железнодорожников, до 1940 года он отмечался 30 июля - Всесоюзный день железнодорожного транспорта

Советского Союза, а после - в первое воскресенье августа.

У железнодорожников 95 лет назад появилась своя ведомственная газета "Гудок", первый номер вышел 27.12.1927 года.

1922 год - вышло постановление Совета Труда и Обороны РСФСР "О введении тепловозов".

1927 год - 85 лет Уставу железных дорог СССР.

1932 год - выпущен первый отечественный тепловоз ВЛ-19 (Владимир Ленин), в СССР разработано автосцепное устройство СА - 3, которое начали применять на подвижном составе в 1935 году, окончательный перевод на автосцепку был завершен в 1957 году.

Началось строительство первых участков Байкало-Амурской магистрали. Основан (8.02) Новочеркасский электровозостроительный завод; здесь выпущен первый отечественный электровоз (грузовой) С-С - Сурамский Советский.

1937 год - паровоз серии ИС (Иосиф Сталин) удостоен Гран При на Всемирной выставке в Париже. Принято решение о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани, общей протяженностью более 4 тыс. км, в годы войны готовые участки были "расшиты", эти рельсы пошли в основном на рокадную линию Казань - Сталинград, а также на участок Ижевск - Котельнич.

1942 год - введен в постоянную эксплуатацию однопутный тоннель под Амуром (!) на транспортной магистрали вблизи Хабаровска.

1947 год - начато производство цельнометаллических вагонов кузовом длиной 23,6 метров.

Начат серийный выпуск паровозов серии Л "Лебедянка" - самого массового советского паровоза; на трех заводах (Коломенском, Брянском, Ворошиловградском), за семь лет было выпущено более пяти тысяч локомотивов; полное название тендерный грузовой серии Л с осевой нагрузкой 18 тонн типа 1-5-4.

1952 год - начат выпуск отечественных тепловозов серии ТЭ-3, мощностью 20000 л.с, одна секция, которая использовалась в грузовом и пассажирском сообщении, скорость движения - до 100 км/ час, а у серии ТЭ-7 до 140 км/ час.

1962 год - магистраль Ленинград-Москва переведена на электрическую тягу: 15.12. на главном ходу открылось регулярное движение пассажирских поездов электровозами ЧС-1 и ЧС-2 с конструктивной скоростью 160 км/час.

1967 год - начаты изыскательские и проектные работы на трассе Байкало-Амурской магистрали от Лены (Усть-Кут) до Комсомольска-на-Амуре.

1982 год - на железной дороге в Донбассе уложен участок бесстыкового пути длиной 17 км.

2002 год - завершена полная электрификация построенной в 1891-1916 годах от Челябинска до Владивостока Транссибирской магистрали, протяженностью около 7 тыс/км.

В Швейцарии начато строительство нового тоннеля через Сен-Готард; проектируемая длина - 57 км, самая длинная в мире, стоимость - 4,6 млн. евро; занято около 2 тыс. рабочих из Австрии, Германии и Италии; тоннель двухпутный с организацией одностороннего движения; к началу 2009 года было пройдено около 8 км; срок завершения работ - 2015 год, ввод в эксплуатацию - начало 2017 года; предполагаемая скорость - 200 км в час; пропускная способность - 200-250 поездов в сутки.

2007 год - 4.07. Уральским заводом железнодорожного машиностроения выпущен первый рейс грузового электровоза постоянного тока.

14.11 прошел первый поезд сообщением Лондон - Париж - Северный, часть этой высокоскоростной магистрали проходит под проливом Па-де-Кале, время в пути - 2 ч. 25 мин.; стройка велась 8 лет и обошлась в 10 млн. фунтов стерлингов. В Москве состоялась международная конференция "Транспортная магистраль Евразия-Америка через Берингов пролив, предполагаемый маршрут: Москва – Салехард - мыс Дежнева; при мостовом проекте мост через Берингов пролив оценивается в 4 млрд. долларов.

24-25.10 в Москве прошел съезд железнодорожников, первый в постсоветский период в честь 100-летия Транссиба, выпущены юбилейные монеты, достоинством в 3 и 25 рублей с ж.д. символикой.

27.04. именной поезд класса люкс "Золотой Орел - транссибирский экспресс"", на создание которого ушло семь лет и около 25 млн. долларов, отправился в первую поездку по маршруту Москва - Екатеринбург с Казанского вокзала Москвы.

Валерий Ганькин

Ганькин, В. Памятные даты - железнодорожные : [юбилейные даты 2012 г. красноуфимских железнодорожников] / Валерий Ганькин // Городок. - 2012. - 3 авг. (N 31). - С. 19,  27 июля (N 30). - С. 18-19.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ