Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»
В библиотеках МБУ «ЦБС» ГО Красноуфимск вы можете воспользоваться услугами доступа к КиберЛенинке. КиберЛенинка — это научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии и повышение цитируемости российской науки. Библиотека содержит более 1 млн научных статей, которые можно свободно читать, а также экспортировать материалы в открытые международные репозитории научной информации Google Scholar, OCLC WorldCat, EBSCO и др.
О заводах Приуралья
«Троицко-Саткинский железоделательный и медеплавильный завод, при Сатке, источнике Ая, в 370 верстах от Екатеринбурга, принадлежал в 1771 году Лучинину.
Златоустовский железоделательный и медеплавильный заводвверх по Аю.
Уфалейский заводв горах, от Екатеринбурга в 300 верстах, был построен в 1770 и 1771, принадлежал заводчику Лугинину» - записки путешественника, географической экспедиции Фалька Иоганна Петера.
Усень-Иванковский медеплавильный заводпостроен Осокиным в 1760 году на речке Усене в 120 верстах от Уфы.
Нязепетровский чугуноделательный и железоделательный завод построен Осокиным в 1847 году на речке Нязе в реку Уфу впадающей в 150 верстах от Красноуфимска.
Иргинский чугуноделательный и железоделательный построен в 1730 году на речке Иргине, окончательно сливающейся с Чусовою (сначала рекой Сылвой); он расположен от Красноуфимска в 35 верстах.
Подробнее: О заводах ПриуральяПамятные даты железнодорожные
"Мы покроем все страны железнодорожными путями - Урал, Волгу и Вислу, мы свяжемся с обеими столицами. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк. Мы победим пространство и время", - Франс Антон Рерстнер (1796-1840 г.), чешский инженер, профессор Венского политехнического института.
1837 г. (30.10.-11.11) - 175 лет официальному открытию движения по Царско-Сельской железной дороге от Санкт-Петербурга до Царского Села - 5 в Европе и 6 в мире. Длина линии составила 23 км. (21 версту и 294 саженей). Этот день считается началом регулярных пассажирских сообщений. Первый поезд провел автор эпиграфа и создатель первой железной дороги в России.
1842 г. - 11 августа этого года, 170 лет назад, в составе управления путей сообщения публичных зданий образован "Департамент железных дорог".
1852 г. -160 лет назад построен первый каменный вокзал в Санкт-Петербурге.
1857 г. - Александром II утвержден "Устав главного общества железных дорог России"
1862 г. - в России построены первые железнодорожные тоннели на Петербургско-Варшавской железной дороге - на подходе к городу Ковно (1280 м) и городу Вильно (430 м).
В России завершено строительство Московско-Нижегородской железной дороги. 1 (13) августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода отправили первый поезд с пассажирами и грузом для открывшейся Нижегородской ярмарки. В России выпущен первый вагон - ледник.
Подробнее: Памятные даты железнодорожные«Наш край глазами известных путешественников»
Рычков Петр Иванович(1712 – 1777) – русский чиновник, географ, историк и краевед. Участник Оренбургской экспедиции. Автор более 60-ти статей, в том числе и «Топографии Оренбургской». Был в Красно-Уфимской крепости в ходе инспекции по вновь построенным крепостям и острожкам. В 1777 году был назначен в Екатеринбург начальником Главного управления уральских заводов, где вскоре скончался. Похоронен в своем имении в селе Спасском, откуда академик Паллас начал свое путешествие. Память о нем сохранена: 2012 год в Оренбурге был объявлен годом П. И. Рычкова, есть премия его имени, улицы, названные в его честь. В Оренбурге и Соль-Илецке установлены памятники. От двух браков имел 16 детей.
О металлах: «За балохницей (сейчас г. Балашиха Нижегородской области) Иваном Осокиным в 1752 году на речке Киндаше Троицкий, ему же Осокину, позволено строить завод на речке Усене. В Уфимской провинции на речке Нязе, впадающей в реку Уфу, застроен Петром Осокиным, а продаже от него состоит ноне за Тулянином и Мосоловым и называется Нязепетровским. На той же речке Сатке его сиятельства графа Александра Сергеевича Строганова, завод Саткинский, да другой его же сиятельства завод Артинский, на речке Арте, впадающей в реку Уфу».
О крепостях: «Подчиненные Уфимской провинциальной канцелярии жительства, старинные пригороды: Бирск, Оса, Мензелинск да вновь по Оренбургской экспедиции строенные крепости: Нагайбак, Табинск, Ельдяк и Красноуфимск, из которых о каждом месте известное ныне обьявляется».
О Красноуфимской крепости: «Красноуфимская крепость, на Сибирской же дороге в вершине реки Уфа, по течению ее с левой стороны (ошибка – прим. автора), смежно к Кунгурскому уезду и Екатеринбургскому ведомству от Елдятской194,от города Уфы 255, от Оренбурга – 687, от Кунгура – 100, от Екатеринбурга – 184 версты. Гарнизон ее состоит из одной роты пехотной да из 300 служилых казаков. Жительства в ней дворов до трехсот. Для укрепления снаружи сделан палисад, а внутри рубленый замок, в котором церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Целителя и чудотворца Николая, канцелярия и воеводский дом. Она так же как и Елдятская крепость, построена в 1735 и в 1731 годах, для всяких наблюдений за башкирцами Сибирской дороги и чтоб требующихся из Екатеринбурга железные припасы, получив сухим путем, отправлять отсель до города Уфы водою».
Подробнее: «Наш край глазами известных путешественников»С легким паром!
Архивы рассказывают
С давних времен баня была неотъемлемой частью жизни русского человека. Она всегда славилась жарким паром, березовым веником, купанием в проруби.
В сельской местности бани были практически в каждом дворе, а вот городские жители не имели такой возможности, поэтому они мылись в общих городских банях. В каждой советской семье был банный день, когда, собрав полотенца и другие принадлежности, все отправлялись в общественную баню. Там можно было встретить друзей и знакомых, посидеть в буфете, подстричься в парикмахерской, или воспользоваться услугами прачечной.
В 1934 году на весь город и станцию Красноуфимск существовала только одна небольшая баня, расположенная в железнодорожном районе. Она не могла в полной мере удовлетворить потребности всего населения, а городская баня к тому времени строилась уже около 5 лет, но так и не была закончена.
6 ноября 1935 г. в недостроенном состоянии баня в г. Красноуфимске все же заступила в эксплуатацию. Пропускная мощность ее составляла 500 человек в день. По своему состоянию она не удовлетворяла потребностей посетителей города. В баню выстраивалась очередь, трудящиеся вынуждены были ждать по часу и более пока придет их время вымыться, кроме того не всегда было достаточно горячей воды. К тому же, помещение не соответствовало культурному обслуживанию населения. При бане имелся буфет, парикмахерская, но все это находилось в общем зале, отдельного зала ожидания не было. Поэтому перед Горсоветом сразу встал вопрос о расширении бани. В 1940 году даже решался вопрос о постройке новой бани в городе Красноуфимске, и были выделены средства в размере 80 000 руб. Но Горисполком города посчитал это не целесообразным. На отпущенные средства решили расширить существующую баню и поставить к ней пристрой.
В 1942 году городская баня переходит на режим работы в две смены. В связи с этим комитет Красноуфимского городского Совета выносит решение о дополнительном штате работников, он составлял 10 человек: кассиры – 2 чел.; кочегары в котельной – 2 чел.; швейцар – 1 чел.; уборщиц – 2 чел.; кочегар дезокамеры – 1 чел.; банщиков – 2 чел.
Баня работала без выходных дней по следующему графику:
- ежедневно (кроме вторника и четверга) с 12 до 24 ч. обслуживалось гражданское население;
- по вторникам с 12 до 24 ч. – учащиеся, в организованном порядке;
- по четвергам с 12 до 24 ч. – организованные коллективы граждан (общежития, бараки, стройколонны и др.).
В годы войны для всех граждан, пользующихся горбаней, была обязательна дезинфекция нательной и верхней одежды в дезокамере, которая находилась при бане.
Плата за помывку периодически менялась, но всегда цены были доступными. За мойку и санобработку в 40-е годы она составляла 2 рубля, с 1947 года обслуживание школьников (до 7 лет) включительно сделали бесплатным. Билеты для детей в возрасте от 7 до 12 лет стоили 1 рубль, свыше 12 летнего возраста - 2 рубля за помывку.
В 60-70-е годы уже активно шло строительство благоустроенных домов и в квартирах появилась горячая вода, но бани все также пользовались большим спросом.
Серьезным недостатком в эти годы являлось то, что бани, построенные в дореволюционный период, находились в аварийном состоянии. Ремонты, проводимые Ремстройучастком, не давали нужных результатов, зато они влияли на пропускную способность. В следствии чего создавались очереди до двух часов и более в субботние и воскресные дни. В связи с этим Исполком городского Совета в 1973 году установил часы работы бани: в женском и мужском отделениях – понедельник, пятница, суббота, воскресенье с 10 утра до 24 часов; вторник, четверг – с 13 до 24 часов; среда – выходной день. В этом же году утвердили тариф за пользование коммунальными банями 18 копеек за одну помывку.
В 1975 году в городе была построена новая баня на 101 место по ул. Писцова, 26. В настоящее время городская баня находится по ул. Бытовая, 6. Она работает и принимает жителей города.
Конечно, прогресс затронул общественные бани. В альтернативу им пришли, финские бани, ультракрасные сауны, хамам и т.п. Несмотря на это бани до сих пор пользуются огромным спросом. Горячий пар в сочетании с ароматными вениками не заменит ни одна душевая кабина.
Лукоянова Людмила Николаевна, научный сотрудник отдела использования архивных документов и НСА
//Вперед. – 2021. – 5 авг. – С. 15