О тюркоязычных народах нашего края
О происхождении башкир
Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Якутии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.
На Урале эта языковая группа представлена башкирами и татарами, которые имеют свои государственные образования, хотя в реальности за границами этих республик находятся сотни тысяч их соплеменников (что станет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).
Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».
Существует две точки зрения на происхождение этнонима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактовка зародилась еще в древние времена, когда люди занимались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное племя, объединившее разрозненные башкирские племена.
Башкиры не коренные жители Урала, их древние соплеменники пришли сюда с далекого Востока. По преданиям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней родиной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейских башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследователи говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими племенами: с киргиз-кайсаками, волжскими булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.
Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно недавно: это произошло при хане Узбеке в 1313-1326 гг.
Подробнее: О тюркоязычных народах нашего краяМалые Карзи
Деревня получила название по небольшой речке, впадающей в Оку. «Новоселы пришли лет 130 назад», - записано в «Материалах для статистики Красноуфимского уезда», выпуск 3-й, стр. 70, пункт 257. Поселенцы прибыли из Кунгурского уезда, откуда растущим русским населением шло вытеснение «инородцев»: в частности, Демидовы в районе Молебского завода вели хищническую политику на общинных землях местных марийцев, которые появились в присылвенских краях в 2-х годах 12 века.
Малокарзинские марийцы относятся к особой группе «кунгурских» марийцев из-за произношения: автор считает, что их предки относились к активной группе сопротивления колонизации их земель, когда они жили в Поволжье, поэтому вынуждены были отодвигаться на Восток из-за невыносимых притеснений, а жили они на стыке с горномарийцами и чувашами.
Те, кто воспринимает деревни по реке Малой Карзе и по Оке как единое целое, глубоко ошибаются: по Оке - деревня Иванайково, их предки пришли из башкирских земель, относились к Большеокинской волости, записаны «тентарями, бывшими военными - припущенниками», т.е. это были совершенно разные деревни еще в 1897 году, хотя в бытовых разговорах и даже записях иногда их считали одной деревней.
По переписи 1864 года, в Малых Карзях было 68 дворов, мужчин - 168, женщин - 173.
Подробнее: Малые КарзиНе вырвать корни Рябиновки
Деревня Рябиновка относится к числу наиболее поздних русских поселений: в «Списке населенных мест Пермской губернии» (Издательство С-Петербург, 1875 г.) указывается, что основана она была в 1852 году старообрядцами из Кунгурского уезда, скиты которых по всей империи были ликвидированы в 1853 г.
В середине 19 века на левом берегу Камы было поселение из пяти дворов, с таким же названием - Рябиновка. Возможно, новопоселенцы перенесли на новое место жительства и привычное название. Кроме того, среди старообрядцев было «рябиновое» согласие (считали, что крест должен быть обязательно рябиновый), тогда можно предположить, что на берегах Уфы поселились сторонники этого направления.
При переписи 1864 г. поселение носило название Усть-Рябиновый Лог, числилось здесь 5 дворов, 16 мужчин и 26 женщин.
При следующей подворной переписи 1888-91 гг. селение уже носило название Рябиновый Лог Криулинской волости, Чигвинцевского общества. Расстояние до саранинской дороги - 1 верста, волости, школы и церкви - 6, Красноуфимского врача и базара - 8 верст, вода из реки, близлежащее селение - деревня Чиганы - в 1 версте. Русские государственные и раскольники Саранинского прихода.
Большим событием для жителей деревни было строительство железной дороги «Казань-Екатеринбург» в 1914-1919 гг. Почти рядом с деревней - одно из замечательных сооружений - железобетонный виадук (авторы П.В. Щусев, О.А. Моддисон, М.Ф. Клоанов).
К первой советской переписи в 1926 г. в Рябиновке было уже 25 дворов, жителей - 84, из них мужчин - 42 и столько же женщин.
В. ГАНЬКИН, краевед.
г. Красноуфимск.
Ганькин В. Не вырвать корни Рябиновки:[Рябиновка: исчезнувшая деревня; К 80-летию Красноуфим. р-на]/ В. Ганькин // Вперед. - Красноуфимск, 2003. - 10 янв. - С. 7.
Высочайшие особы на Урале
Из цикла «Малоизвестное о нашем крае»
Известно, что далекую Сибирь с Центром связывал знаменитый Сибирский тракт. Решение о его строительстве было принято Сенатом в 1733 году, а двумя годами позже было начато строительство Большого Сибирского конного тракта. От Москвы он шел через Владимир, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, далее от Томской губернии – на Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск. Вдоль тракта по обе стороны была отведена полоса шириной 64 метра, свободная от леса и пашни, - для прокорма лошадей и гуртов прогоняемого скота. В середине 18-го века тракт обслуживало 273 почтовые станции, которые располагались через 20-40 верст (1 верста = 1066,8 метра). На каждой станции было в среднем 5-6 ямщиков, 7 пар лошадей. Средняя скорость передвижения составляла 35-45, наивысшая (курьеров) – 200-300 верст в сутки. Проезжих пассажиров на станциях ожидала еда и отдых. На тракте до 40% лошадей занималось перевозкой почты, которая из Москвы в Иркутск поступала ежедневно. Жители притрактовых селений несли дорожную повинность, помимо извоза они занимались ремонтом: в инструкции указывалось – «Крестьяне, отправляемые для ремонта, выходят на работу с утра. С собой они должны иметь продовольствие на месяц. На каждого рабочего должны приходиться по две лошади с таратайками и все необходимые инструменты. Вместо себя крестьяне могут нанять работника, но в любом случае рабочие должны быть в возрасте от 18 до 55 лет». Рабочий день продолжался с 5 утра до 9 вечера. После того, как ремонт дороги произведен, следовало вырубить лес и выкосить высокую траву по обе стороны дороги. В притрактовых селениях вдоль Московского тракта извозом занимались от 1/7 до 1/5 жителей.
Кроме этих обязанностей, была и не менее важная – обустройство лесополосы: «Каждая семья из придорожных селений должна была высадить на отведенном участке березы по ранжиру. И не дай бог, если они не принялись: главу семьи тут же укладывали под плети. Зато и березы стояли сплошным зеленым коридором». Думаю, читатели помнят их; они высаживались несколькими поколениями, начиная с 1781 по 1905-09 гг., т.е. до открытия железной дороги Пермь-Кунгур-Екатеринбург, что подорвало окончательно извозный промысел. Кое-кто говаривал, что вековые березы были высажены при Екатерине II. Да, именно в ее царствование были посажены первые березы, но взамен отслуживших свой век высаживались новые в последующие десятилетия и столетия.
Большой Сибирской тракт был седьмой по счету «Государевой дорогой» после Бабиновской и Верхотурской. О масштабах перевозки и состоянии тракта на 1861 год: «…Провозится ежегодно до 20000 пассажиров, до 18000 арестантов и свыше 3000000 пудов товаров. Будучи еще недавно хорошим, в настоящее время почти непроезжее: между Гробовским и Кленовской до того испорчена, что нет никакой возможности ехать шагом;между Кленовской и Бисертской (так называлось село Афанасьевское) разбита до того, что нет возможности днем безопасно проехать по ней; мосты – набросанные доски, ничем не прикрепленные, - ни гвоздями, ни деревянными шпилями;каждый едущий должен уравнять подвижную слань и часто переправу эту оказывают с помощью приглашенных обывателей». Через два года, в 1863 году: «Начиная от Гробовского до Златоустовской (сейчас село Большие Ключи) дорога почти не поправлялась ни осенью, ни весной и находится в самом дурном состоянии». Заведующий вольной почтой фон Гаузен в 1863 году: «На Кленовской станции при встречах с обозами или проезжими, можно сворачивать в сторону не иначе как ту или иную повозку поднять на вагах, чтобы высвободить ее из глубокой колеи».
Подробнее: Высочайшие особы на Урале
Город на рубеже веков
Вот что сказано о нашем городе в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (том 16 стр. 553), изданном в Санкт-Петербурге в 1895 году:
«Красноуфимск - уездный город Пермской губернии, на правом берегу Уфы, при впадении речки Сарги, в 202 верстах к юго-востоку от города Перми. Не выдается ни в торговом, ни в промышленном отношении; лишь в последнее время приобрел некоторую известность благодаря хорошей постановке г. Соковниным сельскохозяйственного и ремесленного преподавания в местном промышленном училище. Жителей 5740 (мужчин - 2828). Дворян потомственных – 44, личных – 170, духовенства – 21, почетных граждан и купцов – 141, мещан – 3762, остальные - крестьяне, солдаты, иностранцы и др. Каменных домов мало. Земледелием занимаются не только мещане, но и купцы, и чиновники. 1 каменная церковь, ряд лавок, городская больница; кроме упомянутого промышленного училища (239 чел.), низшая сельскохозяйственная русско-башкирская школа (67чел.) и женская прогимназия. Врачей 4. Один спичечный, 1 фосфорный, 1 мыловаренный и свечной, 1 воскобойный, 1 водочный, 1 винокуренный, 10 кожевенных заводов.
Красноуфимск основан в 1736 году на месте, носившем название Красного Яра, или Уфимской, а также Красноуфимской пристани, с целью защиты против башкир. Эта Красноуфимская крепость была сделана в 1781 году уездным городом Пермского наместничества, сохранив укрепления и гарнизон. В 1826 году служилые люди, носившие названия красноуфимских казаков, выведены в Оренбургскую и Ново-Илецкую казачьи линии. В 1774 году Красноуфимск захвачен Пугачевым при его движении на Казань.
***
Интересные, но скупые сведения можно почерпнуть о Красноуфимске из Большой энциклопедии под редакцией С.Н. Южакова (стр. 472), изданной в 1901 году Санкт-Петербурге:
«Красноуфимск - уездный город Пермской губернии, на реке Уфе, под 56 градусами 40 секундами северной широты, 57 градусами 19 секундами восточной долготы. Население (1897 г.) 6427 душ обоего пола. Церквей - 18. Кустарно-промышленный банк Пермского губернского земства, Большой химический и фосфорный завод. Приют. Городская общественная библиотека. Браков заключено (1900 г) 37, родилось 270, умерло 185, прирост 85. Женская гимназия, сельскохозяйственная школа, русско-башкирская школа.
Выписку сделал Валерий ГАНЬКИН, член общества краеведов, г. Красноуфимск
// Знак вопроса. – 2004. - N 26. - С. 2.