Небожительница

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Помню Ираиду Федоровну Вертипрахову с 1977 года, когда она после серии мировых рекордов заглянула в родной Красноуфимск и нашла время встретиться с сотрудниками редакции газеты «Вперед». Долго мы тогда расспрашивали гостью о ее профессии, друзьях-товарищах, смысле жизни и о том, что в ней удалось сделать...

Некоторое время назад наша знаменитая землячка вышла на пенсию, разменяла квартиру в Красноярске и вернулась в родной Красноуфимск. Сейчас живет в одном из многоквартирных домов по улице Ухтомского вместе с матерью Верой Ивановной.

На звонок в дверь открыла сама Ираида Федоровна. Узнал ее сразу, хотя прошло порядочно лет после первой встречи. Радушно приглашает: проходите, мы к

гостям привыкли...

Даже неискушенному посетителю станет ясно, кто живет в этой квартире. Конечно, человек из авиации!

Да, Ираида Федоровна - пилот гражданской авиации. И не только первоклассный, но и обладающий почетным званием «Заслуженный пилот СССР». Среди немногих женщин-лётчиц она единственная в стране имеет это звание.

- За что же такая честь? - спрашиваю Ираиду Федоровну.

- Здесь вот все написано, - подает она внушительного вида палку.

Читаю: «За особые заслуги в освоении и эффективном использовании современной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров, многолетнюю безаварийную работу и большие достижения по применению авиации в народном хозяйстве страны Президиум Верховного Совета СССР Указом от 17 августа 1978 года присвоил Вам Почетное звание «Заслуженный пилот СССР». И подписи: Брежнев, Георгадзе.

- Встречались ли с этими людьми?

Грамоту мне вручал Кузнецов, вот фото. Потом все награжденные авиаторы фотографировались, я среди них была единственная женщина, Кузнецов и Георгадзе пригласили меня сесть рядом, в первом ряду.

- Наверное, у вас много других наград, ведь больше тридцати лет в авиации трудились?

- Есть еще орден Трудового Красного Знамени, - его вручили в мае 1977 года, Ленинская юбилейная медаль, знаки ударника девятой пятилетки, победителя соцсоревнования, несколько медалей за мировые рекорды, много грамот, есть и памятные подарки, призы... Жила и работала по совести.

- Вы, кажется, учились в школе № 86? A что было дальше, как в авиацию попали?

-  Тогда школа носила № 11, окончила в ней 7 классов, а потом уехала в Свердловск и там выучилась на медсестру в фельдшерско-акушерской школе на Уралмаше. Потом работала в детских яслях медсестрой, а сама все искала, где бы научиться летать. Была у меня такая мечта - летать. В сентябре 1950 года нашла аэроклуб. 8 марта следующего года (навсегда запомнила этот день!) пошла в первый полет на ПО-2. Счастлива была - словами не описать! Я - в небе, сама лечу...

Но нельзя сказать, что дальше все было гладко в ее летной биографии. Все-таки женщина, к ним у авиационного начальства почти такое же отношение, как у моряков. Много приходилось тратить слов, энергии, чтобы что-то доказать. Спасибо друзьям - помогали, убеждая в высоких кабинетах, что Вертипрахова и талантлива, и трудолюбива, и товарищ надежный.

А она между тем карабкалась по лестницам авиационных служб. После Свердловского аэроклуба училась в Центральной летно-технической школе при ДОСААФ в Саранске, летала на ЯКе, стала инструктором парашютной подготовки. Наконец, осела в Красноярске, где до 1962 года работала в аэроклубе. Здесь вступила в партию. И готовилась к штурму новых вершин - к полетам на больших самолетах. Не буду рассказывать, как она добилась этого права - история долгая. Но добилась

-    через два года была вторым пилотом на ИЛ-14, через несколько лет перешла на ИЛ-18, с 1971 года стала командиром его экипажа.

Осень 1977 года - звездный час в биографии нашей землячки. Руководство страны решило, что пришла пора заявить на весь мир о возможностях нашей авиации и высоком мастерстве летчиков. И заявить несколько необычно: рекордами женского

экипажа. Со всего Союза собирали их: Тамару Павленко - из Алма-Аты, Галину Смагину - из Душанбе, Евгению Мартову, Галину Козырь и Нину Костыркину - из Москвы. Пилота из Красноярска Ираиду Вертипрахову назначили командиром экипажа самолета ИЛ-62М (его модель я видел в квартире, с памятной гравировкой).

Было три полета: два, как говорят авиаторы, - по кругу Москва - Симферополь – Свердловск - Москва. И родились рекорды дальности и скорости. Потом два круга по этому же маршруту, естественно, без посадки- еще два рекорда. Пятый рекорд - перелет из Софии во Владивосток на высоте 12300 метров. Разразился газетный шквал восторгов, женщины-рекордсменки видели свои фотографии в самых разных изданиях. И зарубежная пресса писала немало. Ираида Федоровна и сейчас хранит болгарскую газету «Отечествен фронт» с большой статьей, фото экипажа и факсимиле письменного пожелания летчиц болгарским читателям.

-  Вы были инструктором парашютистов. А много ли сами прыгали?

-  Много, любила прыжки. Однажды едва не разбилась. Основной парашют раскрыть не удалось, а запасной скрутило. Вот тут и пригодились знания, которые молодым передавала - смогла спланировать по касательной, развернуться спиной вперед и при падении лишь чуть ушиблась. Иные после такого парашют больше не берут, а меня лишь заело. Всего около 400 прыжков сделала.

В одной из газетных заметок я прочитал, что Ираида Федоровна провела в полетах 16200 часов, иначе говоря - полных 675 суток. Поразительная цифра - почти два года в небе! Какой космонавт может этим похвалиться? Есть и другие достижения, о которых писали газеты, в основном - в парашютном спорте. Среди них прыжок с высоты 10370 метров. Орден-то наша землячка получила не за те пять мировых рекордов в год 60-летия Октября, - а раньше, именно за кропотливый труд в авиации.

Сейчас все это позади. Можно почитать всласть, книг у нее много. И на лыжах погулять время есть, любо это занятие. Но Ираида Федоровна уже вовсю занимается общественной работой, обрела известность на железнодорожном узле, где ее в канун Первомая избрали депутатом горсовета. Такой уж характер у нее - не застаивается в жизни.

В. Пономарев

// Вперед. — 1990. — 8 мая. — C. 1-2

 

 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ