Гроза в сентябре
Думаю, что даже старожилы Красноуфимска были удивлены громом в первой декаде сентября. Особенно интенсивным были грозовые явления в ночь с 8-го на 9-е сентября.
Такое необычное явление в осенний сезон - не редкость, хотя считается, что с Ильина дня (2 августа) - последнего летнего праздника - грозы прекращаются: «Илья грозы держит».
Метеорологические наблюдения на Урале ведутся с 1836 года - со времени открытия в Екатеринбурге станции по наблюдению погодных явлений.
Картина грозовых явлений такова: первые грозы, - самая ранняя - 1 апреля, самая поздняя, соответственно - 29 августа, средняя - 14 мая; последние грозы, соответственно 4 августа, 24 декабря и 27 августа.
Для примера: в 1957 году гроза прогремела 24 декабря; если не изменяет память, то за полчаса до Нового года в 1970 году шел дождь, гремел гром и сверкали молнии.
В народной хронологии есть такие наблюдения: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «Если осенью гремит гром, то зима скоро не наступит», «На Семена -последняя гроза» (Семенов день - 14 сентября – начало «Бабьего лета», - до 21 сентября).
В местной печати был, как всегда, опубликован прогноз погоды. Он, как всегда, на этот раз не оправдался.
Валерий Ганькин
Ганькин В. Гроза в сентябре/ В. Ганькин // Городок. -Красноуфимск, 2003. - N 39. - С. 13.
О старой казанской дороге
Характерно: экспансия Московского государства имела успех лишь «на встречь солнцу»- на востоке. На юге военные экспедиции россиян нередко терпели неудачи от воинственных степных племен, на западе - от норманнов, тевтонцев. А вот на востоке военные походы новгородских ушкуйников, Ермака, проникновение русских земледельцев 16-18 веков способствовали русской колонизации необъятных просторов Сибири, Дальнего Востока и даже... Америки. И все эти походы непременно шли через Уральский хребет, который тогда носил названия Камень, Югорский камень, Каменный пояс.
К 15-16 векам было известно 5 важнейших путей через Камень. Наиболее совершенной была новая прямая дорога, соединившая Соль Камскую с течением Туры, в верховьях которой был выстроен город Верхотурье. Мы знаем эту дорогу как Бабиновскую, так как она строилась по инициативе крестьянина из деревни Верх-Усолка Соликамского уезда Артемия Бабинова.
321 год назад (в 1783 г) был открыт Главный Сибирский тракт (от Казани через Сарапул, Оханск, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск), связавший густонаселенные уезды и горнозаводские центры.
Но не все знатоки знают, что была еще одна дорога, так называемая старая Казанская, - самая древняя из названных. Вот что о ней можно узнать из печатных трудов: «Старая Казанская конная дорога - от Казани вдоль Камы, Белой и Уфы и за Уралом выходила в верховья Исети и Миасса, оттуда пути шли в разные районы Западной Сибири. Возможно, ею пользовались и скифы. Русские ею пользовались главным образом для поездок в Башкирию, но не в Сибирь. Впрочем, в 1692-95 годах была совершена поездка русского посольства в Китай, маршрут этой миссии пролегал частично по старой Казанской. А вот у башкир она была популярна, так как связывала, разные племена, населявшие пред уральские и зауральские земли (из книги «Как были открыты Уральские горы», 1989 г).
Подробнее: О старой казанской дорогеЖелезной дороге - 80 лет
В 60-70 годы 19 века интерес к строительству железной дороги в восточном направлении был огромен. Десятки проектов, предложений, настойчивых требований к улучшению путей сообщения по маршруту Центр-Урал-Сибирь высказывались многими и обсуждались в правительственных кругах. Вокруг этих проектов развернулись широкие дискуссии на страницах газет и журналов, в Обществе для содействия русской промы шленностии торговли, Географическом обществе.
Для рассмотрения вопроса о направлении дороги через Уральский хребет Комитет железных дорог решил создать комиссию. Она была создана весной 1870 года под председательством инженера Гельмерсона. Комиссии, выезжающей на Урал, было указано, что главным должно быть удовлетворение нужд Уральской промышленности, а «удовлетворение Сибирского транзита - желательно».
За год до этого, в 1869 году, в записке Александру IIгенерал-губернатор Западной Сибири Хрущов поддержал вариант строительства, предложенный Е.В. Богдановичем. Благосклонен был и Комитет железных дорог: «Эта железная дорога и принадлежит к числу самонужнейших, именно на пространстве от реки Кама до реки Тобол, протяжением около 700 верст». Был и проект специальной комиссии построить две линии: первая - от Перми через уральские заводы и угольные месторождения в северном направлении; вторая - транзитная линия - Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург.
Комиссия Гельмерсона нашла, что решение одновременно обеих задач несовместимо и предпочтение следует отдать Уральской дороге.
Подробнее: Железной дороге - 80 летДеревни как не бывало
Рядом с деревней Красная Поляна, что по Башкирскому тракту, находилась когда-то деревня с простым названием Чухари. Бесспорно, названа она была по фамилии первопоселенца. Чухарев, в северных говорах «чухарь» - глухой человек, глухарь, искаженное - «чухарь». Истоки фамилии с Онежья, Холмогор, позднее с Чухломы (Костромкая область), а древние истоки - с Новгорода Великого, от; названия финского племени «чудь». В «Списке населенных мест Пермской губернии» (Санкт-Петербург, 1875 г.) записано, что деревня Чухари основана в 1862 году новопоселенцами из Златоустовской волости (ныне - Суксунский район). В 1864 году в Чухарях при ключах было 16 дворов, мужчин - 47, женщин - 50. При повторной переписи 1888-91 гг. отмечено: «Чухари - Криулинской волости, Чухаревского общества, на реке Чухаревке (значит, там была речка - авт.). Указано и расстояние: от волости и школы - 8, Красноуфимска и врача - 13, Савиновской церкви и базара -7, ближайшая деревня Погорелово - в 1 версте; 1 мельница, хлебный магазин, вода из колодцев. Русские государственные» Тогда в Чухарях уже было 28 дворов, 87 мужчин, 76 женщин, всего 163 жителя. Земли на одного работника по 9,6 десятин, лошадей -78, коров - 69, всего 170 голов живности - в среднем по 6 голов на один двор.
При первой советской переписи в 1926 году в Чухарях было уже 45 дворов, проживало мужчин -111, женщин - 147 (всего 258 жителей).
В 60-е годы деревни не стало.
Более поздних данных о ней нет.
В. ГАНЬКИН,
краевед.
г. Красноуфимск.
Ганькин В. Деревни как не бывало:[Дер. Чухари: исчезнувшая деревня; К 80-летию Красноуфим. р-на]/ В. Ганькин // Вперед. - Красноуфимск, 2003. - 14 янв. - С. 2.
Межевая
Среди десятков исчезнувших с лица земли деревень и бывшая деревня Межевая, которой в 2002 году исполнилось бы 150 лет. Год ее основания - 1832. В «Списке населенных мест» от 1864 года указывается, что есть Межева в Кунгурском уезде, Межевая - в Ирбитском, Межевая Утка - в Верхотурском, Межевая - в Пермскодо, Межевой Ключ - в Поташкинской волости, Меженка - в Осинском.
Первоначальное официальное название деревни - Межевая Гора.
Запись 1864 года гласит: «Межевая Гора - при ключе, дворов -11, мужчин - 19, женщин - 19.
При следующей подворной переписи приведены уже следующие данные: «Межевая (Межевая Гора) - Криулинской волости, Межевского общества, на реке Уфе, от волости, красноуфимского врача и базара - 4, церкви - 6, близлежащая деревня - Крылова - 2,5 версты; хлебный магазин, вода из реки. Русские государственные. Тогда здесь уже было 14 дворов, мужчин - 41, женщин - 46, всего - 87; земли на 1 работника - 21,6 десятин, лошадей - 38, коров -33, всего - 79, живности на 1 двор - 5,7.
В 1926 году при первой советской переписи здесь числилось дворов - 23, мужчин - 65, женщин - 83, всего - 148 человек.
В. ГАНЬКИН.
Ганькин В. Межевая:[Исчезнувшие деревни; К 80-летию Красноуфим. р-на]/ В. Ганькин // Вперед. - Красноуфимск, 2003. - 28 янв. - С. 4.