Школа моя и народная
Истоки возникновения Ювинской средней школы обозначиваются еще с одноименного миссионерского хутора, располагавшегося ранее за деревней Савиново в сторону тракта Красноуфимск-Арти. В самой Юве еще до начала нашего века существовала школа начального образования, здание которой стояло посреди села до прошлого 1989 года (недавно его снесли).
Из рассказа отца помню, что он там обучался в 1909-1911 годах.
В миссионерском хуторе после революции учились дети крестьян-марийцев на родном языке. Сюда принимали ребятишек из прилегающих деревень Артинского, Манчажского, Ачитского районов. Там же при школе имелось подсобное хозяйство от Красноуфимского марпедтехникума. Таким образом, подрастающему поколению с детства прививались навыки крестьянского ремесла, а полученная продукция являлась существенным подспорьем в Обеспечении питании учащихся.
Как вспоминает Анатолий Андреевич Андреев, в действительности это была начальная образовательная школа. Директором школы крестьянской молодежи в миссионерском хуторе был Никита Михайлович Комисаров, уроженец д. Верхний Бугалыш. Эта школа просуществовала до 1930 года, затем основной контингент учащихся перевели в Сарсы-Вторые. До этого в Сарсах была школа колхозной молодежи татарского направления на базе татарско-башнирского детдома. Теперь она стала марийской с обучением до семи классов, разместилась в бывшем женском монастыре. Возглавлял школу директор Василий Агафонович Рыбников, уроженец д. Большие Карзи, крещеный мариец (в Приуралье в основном проживают марийцы-язычники).
Часть преподавателей и старшеклассников из миссионерского хутора перевелась в опорную школу Уралмарийского педагогического техникума в г. Красноуфимск. Здесь учащиеся проходили предварительную подготовку для поступления в техникум.
В это же время в Красноуфимске стала издаваться газета «Социализм корно» («Путь социализма») для марийцев Приуралья.
Так небольшой городок над Уфой превратился в столицу духовной культуры и образовательного центра уральских марийцев. Этот период действительно можно назвать возрождением восточных мари. Этот маленький и забитый народ начал приобщаться к великой русской культуре, получать среднее и высшее образование.
Но школа колхозной молодежи в Сарсах просуществовала только до 1932 года и была переведена в Юву. Причиной тому, на мой взгляд, был волюнтаризм псевдореволюционеров, стремящихся разрушить все старое. Так прекрасный ансамбль женского монастыря - бывший оплот и символ «опиума народа», поражавший своим великолепием и мощью всю округу, был разрушен до основания сразу же после ухода учащихся. Как не назвать все это варварством и вандализмом!
Директором Ювинской школы был назначен тот же В. А. Рыбников. А с 1933 года с небольшим перерывом до самой войны директорствовал Николай Александрович Акиев.
Школа колхозной молодежи размещалась в старой дореволюционной начальной школе, посреди села, и еще в трех домах раскулаченных крестьян. В этом же году заложили новую школу. Для ее строительства лес рубили неподалеку от Ювы. Это был отборный сосновый бор - марийская святыня, где очи молились своему богу- Юмо.
Строительство школы шло под непосредственным руководством неутомимого директора Н. А. Акиева. Он носился по колхозам в поисках транспорта, лесорубов, плотников. Бригадиром был Юман Янгубаев. Тес пилили вручную Михаил Теплых со Шпеневым на пару и Яныш Хамзин с Ильей Шараповым, плотничали Куликай Кулямин, Михаил Сташкин, Семик Семенов, Михаил Утаев. Было много строителей
из других деревень, особенно из Натальинска. За два года, к 1935-36 учебному году, школа была построена. В то время я пошел в четвертый класс. Тогда же мы пережили трагическую смерть - убили нашу соученицу-пионерку Олю Яналину. Она стала жертвой морального и нравственного падения учителя И. В. Азинбаева.
Теперь уже в Ювинской школе колхозной молодежи обучались крестьянские дети не только из прилегающих деревень, но и из соседней Пермской области.
С вводом новой школы появились параллельные русские классы. Русский язык вела жена директора Клавдия Федоровна Буракова, марийский язык - Николай Николаевич Сташкин и Михаил Михайлович Микочин.
На базе Ювинской школы проходили практику будущие учителя из Красноуфимского марпедтехникума. Студенты на практику прибывали в году два раза. Их приезд для ювинцев, особенно молодежи, был настоящим праздником. Питомцы техникума вели большую просветительную работу среди селян: организовывали лекции, ставили концерты и спектакли, обучали местную молодежь танцам, пляскам. Надо было видеть, как плясали лезгинку и цыганочку с выходом наш директор Акиев и местный плясун Иван Евлашкин. Это было настоящим общением забитых крестьян с передовой марийской интеллигенцией, духовным обогащением и пробуждением марийцев от многовековой спячки. Так марийцы одухотворяли свою жизнь, постигали знания.
Организатором и душой всей этой самодеятельности был Иван Барсаевич Яникиев из Нижнего Бардыма. Его красивая кудрявая голова всегда мелькала на концертных представлениях и в спектакле «Акпатр». Он мог увлечь любого закоренелого консерватора. В свою концертную группу привлек даже пожилых жителей села: волынщика Ивана Петрунина, Апуся Комисарова с барабаном, Анай Сенькину, Ивашку Капитонова, Зантииа Тастинова и многих других.
Скрипачи-студенты под руководством учителя музыки Василия Ильича Марина исполняли марийские мелодии композиторов Палантая (Ключникова), Якова Эшпая и других. А шумовой оркестр из волынки, барабана, бубенцов, гармошки и разных немыслимых «инструментов» извлекал знакомые и родные напевы, жгучие марийские пляски. Народ был в восторге. Концертные группы выезжали в ближайшие деревни, чаще к Усть-Маш и Бугалыш.
Логическим продолжением обучения детей стало открытие в 1939 году восьмого класса на марийском языке. С избранием И. И. Акиева председателем колхоза «Интернационал» директором школы назначили Ивана Евдокимовича Евдокимова, вернувшегося с фронта раненым.
Из-за войны десятый класс так и не открылся. Марпедтехникум был переведен в Марийскую АССР.
К нашей радости, еще некоторые учителя-ветераны, питомцы Уралмарийского педагогического техникума продолжают здравствовать и поныне. Так, в Юве живут Анатолий Андреевич Андреев, Дарья Ильинична Сергеева, Татьяна Степановна Юмакова, Мария Николаевна Юмакова, в Марийских Ключиках - Мария Ильинична Шурманова, в Ревде - Анна Васильевна Ванюшкина, Николай Александрович Акиев, в Красноуфимске - Екатерина Ильинична Дмитриева-Ильина (она ветеран Великой Отечественной войны).
Поскольку в Юве раньше готовили учителей для марийских школ, то и сейчас это село может стать таким центром. Почему бы здесь не открыть техникум или училище для марийцев Приуралья? Ведь Ювинская школа органически вплелась в культурно-просветительный механизм марийцев Приуралья. Пусть подумают об этом соответствующие учреждения и организации, горком КПСС, народные депутаты районного и областного Советов.
И. ХАМЗИН, ветеран Великой Отечественной войны, пенсионер, пос. Натальинск.
// Вперед. - 1990. - 3 нояб. - C. 2.
Первые советские хозяйства
9 декабря 1919 года заведующий Красноуфимским уездным комиссариатом земледелия докладывал Екатеринбургскому губернскому начальству: «Советских хозяйств в пределах Красноуфимского уезда имеется три: Александровское, Красноуфимское и Тюшевское (ГАСО, ф. 1693, on. 1, Д. 4, л. 3).
Совхоз «Александровский» был организован на землях помещика Голубцова. Он занимал площадь в 700 гектаров.
Надо отметить, что в 1919 году в Красноуфимском уезде имелось 18 сельскохозяйственных артелей и коммун, в 1920 - 50 коллективных хозяйств, в том числе 10 коммун и 16 сельхозартелей. Сарсинская социалистическая сельскохозяйственная артель и Красноуфимская трудовая коммуна имели свои уставы. Устав Сарсинской сельхозартели был составлен в октябре 1919 года.
К концу 1919 года на Урале было 135 коллективных хозяйств, к концу 1920 года - более 600. Кроме того, в 1920 году было уже 99 совхозов. В конце 1920 года на Красноуфимском уездном съезде представителей 16 сельскохозяйственных
коллективов присутствовало 38 человек. Съезд постановил организовать показательную сельскохозяйственную коммуну в уезде. Делегаты отмечали стремление бедняцко-середняцкой части деревни к организации новых колхозов: в подотдел колхозов уездного земотдела поступило еще 30 заявлений.
Д. ГУБАНОВ, краевед.
пос. Кленовая Нижнесергинского района.
// Вперед. – 1990. – 12 окт. – С. 4
Откуда ты, мариец?
Исторический очерк
Поскольку я принадлежу к числу национальных меньшинств нашей многоязычной федерации, то меня всегда волновала и сейчас волнует история малых народов, особенно марийцев, выходцем из которых являюсь сам. Моей малой родиной является Юва, частица моей необъятной Родины.
Юва - самое большое село не только среди марийских, но и во всем районе. Исторические корни появления моего народа на Урале, как известно, уходят в далекую древность. Вольный и свободолюбивый народ лесов, покидая свое Поволжье. уходил на восток от притеснения, в поисках счастья на новых землях, под покровительство непокоренных еще татар и башкир. Они двигались двумя потоками: на севере - кунгурское направление, южное - через башкирские земли. Теперь так и называют: кунгурские и йыпоныш-мари. В Красноуфимском районе все марийцы, кроме марийключиковских, относятся к йыпоныш. Это две языковые группы, говорящие на различных наречиях.
Йыпоныш можно расшифровать как марийцы «из-за Уфы-рек». Эти два слова (кунгурские и йыпоныш) нам раскрывают исторические пути миграции этого народа.
У йыпоныш-мари путь пролегал через башкирские земли. Переправившись через реку Уфу, они шли на Тавру и Юву. В районе Тавры была первая остановка в виде табора. Отсюда и название деревни Тавра (по-марийски - «Табра», с мягким произношением Нунен «а»). Потому Тавру можно считать праматерью приуральских йыпоныш-мари.
Марийцы селились в глуши, как можно дальше от оживленных мест, куда не мог добраться никакой пристав или налогосборщик. Конечно, нам сейчас трудно представить, что наши края были покрыты дремучими, не проходимыми лесами, по- марийски - «кожла».
Помню, рассказывали, старые люди, что между Ювой и Савиново стоял сосновый лес. И сам я в детстве видел, что между Ювой и Заимкой (На тальинском) были остатки делянок хвойного леса с величественной елью в три-четыре обхвата, к которой марийцы приносили жертвы богам. А за старой школой в сторону аремы простиралось непроходимое болото.
Юва стала последним пунктом в пути движения марийцев «из-за Уфы». Путь им преградили болота и чащобы в пойме речушек от нынешнего Бродка до реки Уфы. Такая глушь и обилие живности вполне устраивали переселенцев. По названию самого села Юва можно полагать, что здесь произрастали заросли черемши. Черемшу и по- марийски, и по-татарски называют юа. Русские переиначили это в Юву.
Конечно, марийцы селились на возвышенных местах и по родовому признаку (тогда были очень сильны кровные связи). До недавнего времени марийцы признавали свою родословную до четвертого и пятого колена. Каждый род образовывал свой хуторок.
Если проследить по названиям улиц Ювы, по ландшафту местности и оставшимся следам проживания (домам, огородам, хозяйственным постройкам), то можно установить, вернее, восстановить становление единой деревни до настоящего момента. Я полагаю, что первоначальное зарождение Ювы началось с поселений Агытан (Петух- Петухово) и Арка (возвышенное место).
Под воздействием человеческой деятельности начала изменяться и окружающая природная среда: вырубались вековые кондовые леса, сужались границы пойменных болот. На пример, выше нынешней фермы сейчас проходит глубокий каменный овраг под названием Пюнчеран корем (пончё - старая кондовая сосна). На местах вырубок образовывались поля. Так обживался край.
После Агытан и Арка по мере пребывания переселенцев появились другие хуторки, как Ерсола (Озерный хутор). Перебравшиеся через речку на север обосновали Якын кутьер (татарское название Ближний хутор), далее Куго одо (Большие вотяки), Изе одо (Маленькие вотяки), Памаш умбал (Надключевая).
Позже появились и русские, образовав свою улицу под названием Самосуд - Самосудово. Здесь же, наравне с марийцами, поселились и удмурты.
По мере высыхания болотистой поймы рек в результате интенсивной деятельности человека стало возможным заселение и низины на берегах речушек. С увеличением численности населения эти хуторки разрастались вширь и соединились в одну деревню. Соединяющиеся поселения стали называться урем-улицей, а не отдельными хуторами. Куго урем (Большая улица), затем Курык урем (Нагорная улица) и Изе урем (Маленькая улица).
В древности на Бродке (Юа тур - край черемшаника) существовала мельница. При тщательном осмотре и сейчас можно обнаружить остаток запруды. Вот по топонимии
наших деревень, улиц, урочищ, даже оврагов можно восстановить историю целого народа.
В 1950 годах при бытности председателя Ювинского сельского Совета О. М Микостина все старые, исторически сложившиеся названия улиц Ювы были переименованы на имени Ленина, Советскую, Свободы, Фрунзе и т. п. Этим самым Юву оторвали от своей первородной истории.
Кроме этого, сильно порушили марийскую культуру, почти извели национальный язык. Я не буду говорить поименно, но и сейчас в Юве среди марийцев есть такие, кому претит родной язык. Давайте, пока не все еще потеряно, каждый, кто сколько и как может, восстанавливать историю своего края, села. Чтобы наши потомки помнили своих предков, какими они были и как они жили.
Я обращаюсь к жителям нашего района всех национальностей с предложением вернуться к своей истории, оставив улицам своих сел и деревень исторически сложившиеся названия, т. е. отказаться от современных. Пусть история живет среди нас.
В заключение хочу напомнить учителям-историкам, н не только из Ювы, что наши дети знают больше о бурбонах, габсбургах, стюартах и прочей заграничной знати, чем историю родного села и деревни Изучайте свой край, любите свою Родину, и большую, и малую, познавайте ee!
В своем очерке я не претендую на 100-процентную историческую достоверность фактов. Написал то, что слышал от старых людей, читал или наблюдал сам. Возможно, кто-то откликнется на эту публикацию, поправит или дополнит меня, поделится воспоминаниями, своим мнением.
И. ХАМЗИН, ветеран Великой Отечественной войны, пенсионер, п. Натальинск.
// Вперед. - 1990. - 16 окт. - C. 3.
КНИГА В КИНОФОРМАТЕ
Центральная библиотека представляет интерактивную викторину, посвящённую Международному дню кино. Международный день кино — праздник кинематографистов — работников этого удивительного искусства — и его любителей по всему миру. В представленной викторине вы можете проверить свои знания в области литературы и кино. По многим книгам снимаю фильмы и мультфильмы, которые становятся классикой кинематографа.