Берегите птиц
Представьте себе ясный майский день, тепло и... ни одной птицы... С волнением ждете и прислушиваетесь Вы, чтобы хоть на несколько секунд порадоваться пению птиц. Но его почему-то нет, и окружающая природа без птичьих голосов сразу теряет свою прелесть.
Это только предположение. Но оно может оказаться близким к истине, если не охранять птиц.
У некоторых, к сожалению, в оценке птиц бытует правило делить их на хороших и плохих по случайным поверхностным наблюдениям: поймала птичка комара — она хорошая, а вот если ястреб утащил цыпленка — вредный он, стреляйв него...
Установлено давно, что за редким исключением нет абсолютно вредных птиц и животных. Уничтожение какого-либо вида из них приводит к ряду изменений в природе и даже к тяжелым для человека последствиям. Примеров таких приведено немало в школьных учебниках и рассказывается о них на уроках.
Трактористы осенью при вспашке зяби видят, как за плугом летают и ходят по бороздам вороны. А серых ворон часто можно встретить охотящихся за майскими жуками и их личинками, иногда за мелкими грызунами. И очень редко они разоряют гнезда других птиц.
Возможно, в промысловых хозяйствах есть необходимость иногда уменьшать количество серых ворон, если не удается их отпугнуть. А черных ворон вообще запрещается уничтожать.
Подробнее: Берегите птиц«Родная улица моя»
Сначала я намеревался описать лишь главные, самые старые, улицы по состоянию на конец 1995 года, да какие здания стоят и когда были построены при моей жизни. Пройдет много лет, думал я, все здесь изменится, и кто-нибудь из коренных красноуфимцев, встретив в моих записках упоминание о своем доме на 3 окошечка на улице... вспомнит годы, проведенные в нем... Я сам часто хожу к дому моего детства, подолгу смотрю на освещенные окна. Хочется войти в свои комнаты, извиниться, назвать себя, попросить разрешения посмотреть, как теперь все там устроено...
Я прошел главные, самые старые улицы от первого дома до последнего, помечая какой это дом: деревянный или каменный, полукаменный, одно-двух этажный или, новый или старый, сколько в нем окон, какой у него уличный номер.
Потом появилась мысль разузнать, что здесь было раньше, составить послужной список наиболее заметных зданий и домов. К тому времени у меня уже были старые названия всех улиц. Но первое же знакомство с архивными документами повергли в недоумение, появились два новых названия: Писцова и Красноуфимская. По названиям улиц, которые они пересекали, по номерам домов и кварталов удалось установить, что это нынешние Куйбышева и Кирова (нынешняя улица Писцова называлась в 1922 году Петровской).
Гораздо труднее восстановить старую нумерацию домов. Дело осложняется тем, что усадебные участки между деревянными домами были большими, чем теперь, в целях пожарной безопасности. Позже между некоторыми домами построили еще да «нарезали» переулки. На богатых усадьбах стояли иногда по два-три дома, а номер у них был один. Например, Пролетарская, 67 - дом Краева, а на самом деле их было два под одним номером. Теперь у каждого из этих домов свой номер.
Часты были пожары, выгорали целые кварталы деревянного города. Мне попались два прошения о выделении земельных участков под застройку жилыми домами. Написаны они были в одно примерно время, необходимость постройки домов объяснялась тем, что прежние дома этих владельцев сгорели при пожаре 23 августа 1924 года. Причем, один дом стоял на углу нынешних улиц Советской и Мизерова. Другой на углу улиц Ленина и Рогозинниковых. В разрешении об отводе земли сказано: «... на горелом месте после пожара 23 августа 1924 года».
В наше время сносятся целые кварталы, перекраиваются улицы, строятся многоквартирные дома...
Подробнее: «Родная улица моя»Кое-что о Соболях...
Всем известен один из микрорайонов Красноуфимска с названием «Соболя». При желании, оказывается, можно найти «тезок» этого топонима. Например, в Московской и Рязанской областях, Кунгурском уезде есть Соболеве. И не единичный случай. Здесь имеет факт перенесения географического названия с прежнего места жительства.
О дате основания поселения есть два варианта: указывается 1824 и 1830 годы. Первые поселенцы «Соболи» (так и писалось первоначально), выходцы из Кунгурского и Чердынского уездов Пермской губернии, были заселены в приказном порядке, т.е. по правительственному указу. Это была последняя волна колонизации бывших башкирских вотчинных земель, тогда же возникли Живодерково, Погорелово, Чухари, Криулино, Колмаково, Крылово, Никитино.
Некоторые знатоки связывают топоним с ценным пушным зверем - соболем. На это нет никаких оснований. Соболь живет в кедровых лесах, границы его распространения находятся на северных окраинах. Правда, есть молва, что де среди первых активистов-переселенцев был некто Соболев, но такой фамилии среди коренных соболевцев не наблюдается, тут среди таковых - Вальневы, Иглины, Коневы, Обвинцевы.
Впервые Соболи указываются в официальных документах при подворной переписи 1888-91 гг.: «Соболи - Криулинской волости, Соболевского общества, на реке Уфе, на заброшенном Бирском тракте, от волости летом - 8, зимой - 4, Красноуфимска, школы, врача, церкви и ближайшего селения и базара - 3 версты, 1 кузня, 1 мельница-ледянка (зимой), хлебный магазин, вода из реки и 8 колодцев. Русские государственные Красноуфимского прихода».
Тогда в поселении было 57 дворов, проживало всего 290 человек, из них мужчин - 136, 154 женщины, на 1 работника приходилось 22,2 земли, в хозяйствах было лошадей - 132, коров - 144, на 1 двор приходилось 5,4 живности. В пояснительной записке есть такие подробности: «Соболи -на бывших казачьих казенных дачах (землях - прим. авт.). Лес в 1 версте; сосны, березы. В 1830 году - из Кунгурского и Черды некого уездов на 106 душ. Удворной пашни на 2,5 перемены. Покосы луговые - на 3 перемены. Часть покосов под льном. Поскотина в лесных наделах, около 150 перемен. За использование казенной дачи - 50 копеек с головы. Арендуют 300 десятин по 300 рублей в год. Землю эту делят по душам, по 4,5 перемены. Местные промыслы: катальщиков - 1, кузнецов - 1, мельников - 1, сапожников - 1, токарей - 1. Охотничий промысел: плотников - 2».
Соболи серьезно пострадали в годы гражданской войны: при контрнаступлении Восточного фронта в начале июля 1919 года здесь, на частично эксплуатируемой железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, держал оборону 2-й батальон Верхне-Удинского полка Сибирской дивизии, артиллерия 43-го стрелкового полка (комполка В.И. Чуйков), 28-й дивизии вел обстрел Криулино, снаряды падали в район, где сейчас магазин. Жители спасались в погребах и подвалах, некоторые усадьбы серьезно пострадали - пришлось заново строиться в низине.
При переписи в 1926 году в Соболях было уже 258 домов, население составляло 884 человека: мужчин - 406, женщин 478. Тогда Соболи стали центром Совета, куда входили железнодорожные бараки на 641 и 645 км, деревни Никитино, Рябиновый лог, хутор Тюремный, кордон Шиховский.
Подробнее: Кое-что о Соболях..."Откуда ты, мариец?"
Возвращаясь к напечатанному
Под таким заголовком в газете «Вперед» были опубликованы две статьи жителя Натальинска И. П. Хамзина (16 октября и 12 декабря 1990 года). Иван Павлович предлагал читателям газеты, интересующимся историей марийского народа, откликнуться, поделиться своими знаниями.
Сразу же после их публикации в редакцию пришел краевед Л. С. Зеленцов и принес почитать свое письмо И. П. Хамзину. Начиналось оно так. «Уважаемый Иван Павлович, с интересом прочитал в газете Ваши очерки «Откуда ты, мариец?» и, воспользовавшись приглашением, решил принять участие в разговоре. Но не через газету. Боюсь, подумают, что я выставляю себя осведомленнее Вас. Меня всегда удерживает от
публикации материалов мысль, что есть кто-нибудь, знающий в этом вопросе больше меня. Если разговор у нас состоится, мы сможем потом по взаимной договоренности опубликовать нашу переписку».
А дальше состоялась встреча двух краеведов, после которой редакция получила согласие обоих авторов опубликовать письма, которые и предлагаем читателям с некоторыми изменениями.
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
О том, что местные марийцы делятся на йыпонышей и кунгуров я узнал лет двадцать с лишним назад, занимаясь топонимикой юго-западной части Свердловской области. Сбор коллективных прозвищ входит в программу топонимических исследований. Сначала и у меня возникла мысль, что происхождения этих прозвищ связано с направлениями миграционных процессов. Но настораживала простота объяснения, а она часто бывает обманчива. Потом возникло множество вопросов, на которые я не нашел ответа до сих пор. Не внесли ясности и Ваши очерки.
ПЕРВАЯ ГРУППА ВОПРОСОВ. Кто дал эти прозвища и за что? Называют ли так себя сами марийцы («Мы йыпоныши», «Мы кунгуры») или одна группа другую («Они йыпоныши», «Это все кунгуры»)? Или их так прозвали на прародине (нынешняя Марийская АССР)? А может быть, эти прозвища перешли из лексикона царских чиновников?
Было непременным правилом в документах указывать географическую принадлежность человека, группы людей, например «...что допустили крестьян Чердынского уезда Башкирцевых к заселению деревни, называемой Чувашской, состоящей близ Красноуфимска», «...дали сию запись рудопромышленнику кунгурцу посадскому человеку Пасьянову и по нем же его жене и детям в том, что они (башкиры) припустили его, Пасьянова, на вотчинную свою землю для постройки винокуренного завода», «...на тех-де урочищах по речке Карше живут Усольского уезда черемисы более 30 дворов», «...Оная деревня стоит на реке Юве, а в оной жители черемисы Уфимского уезда, более 35 дворов».
Для того, чтобы какая-то группа людей получила прозвище по тому месту, откуда пришла, необходимо, чтобы эти люди проживали там достаточно долго, чтобы у них появились какие-то отличия в языке, обычаях и чтобы по этим признакам они отличались на новом месте от населения той же национальности (народности). Другими словами, чтобы стали этнической группой.
Подробнее: "Откуда ты, мариец?"История земли Ачитской
История земли Ачитской
Каждому, будь то школьник или человек преклонного возраста, интересно знать историю края, в котором он живет: время и порядок его заселения, развитие, занятия и бытовой уклад предков, топонимику и целый ряд других вопросов, связанных с родными местами.
Статьей краеведа Л С. Зеленцова «История земли ачитской» мы и начинаем разговор об истории нашего края.
Леонид Сергеевич Зеленцов родился в 1927 году в городе Красноуфимске. Географ по образованию. Работает преподавателем в Красноуфимском педагогическом училище.
Леонид Сергеевич на протяжении многих лет увлеченно занимается краеведческой работой и, в частности, топонимикой.
Топонимика происходит от двух греческих слов, которые в переводе обозначают: место и имя. Вот что сказано в Советской энциклопедии: «Топонимика — это отрасль языковедения, изучающая географические названия, т. е. совокупность географических названий в какой-либо стране, на какой-либо территории (наименование населенных пунктов, рек, озер и др.). Топонимы служат важным источником познания истории народа и истории языка: помогают очертить границы прежнего распространения языков и пути расселения, воссоздать социально-экономическую картину прошлого, сохраняют архаичные черты, утраченные языком»...
Л. С. Зеленцов за много лет кропотливого труда собрал по двумстам с лишним населенным пунктам Красноуфимского, Ачитского и Артинского районов сведения о том, когда и откуда пришли новые поселенцы; наиболее распространенные и самые старые фамилии; коллективные прозвища жителей; название околотков населенных пунктов; географические названия рек, гор, полей, лугов и т. д.
Статьи по топонимике Л. С. Зеленцова публиковались в сборниках, издаваемых Уральским госуниверситетом, в газетах.
Сейчас Леонид Сергеевич готовит для нашей газеты очередную статью «К вопросу о происхождении названия Ачит».
Итак: «История земли Ачитской».
КТО СТАРШЕ
Живут рядом два населенных пункта — Красноуфимск и Ачит. Оба — районные центры, территории, к ним относящиеся, почти равны по площади (3,4 и 2 тыс. кв. км), по природным условиям. Однако по численности населения, по уровню промышленного развития Ачит значительно уступает Красноуфимску. Любой школьник скажет, что все дело в железной дороге, делающей, географическое положение Красноуфимска более выгодным по сравнению с Ачитом. А как было в прошлом? Всегда ли Красноуфимск так явно опережал Ачит?
Подробнее: История земли Ачитской