Жертвы произвола
Жестокий закон для народа создали —
Настроили тюрем, кругом лагеря
И тысячи тысяч этапами гнали
Туда, где в безмолвии стынет земля.
Относительно недавно вышли в свет два первых тома сборника «Жертвы политических репрессий», которые проводились органами ГПУ-ОГПУ-НКВД-МГБ с 1926 года до начала 50-х гг. Всего за этот период по Свердловской области было репрессировано 59308 человек, среди них и фамилии жителей тех районов, жители которых читают газету «Городок». Авторы этого издания считают своей целью - «вернуть жертвам политических репрессий доброе имя, поименно назвать всех безвинно замученных и прошедших сквозь ад тюрем и лагерей, и сказать о каждом из них: «Этот человек не виновен».
Абрамов Павел Васильевич, 1898 г.р., из д. Подгорной Красноуфимского р-на, колхоз «Вперед», бригадир, арестован 6.08.1937 г., осужден 27.09, расстрелян 1.10.1937 г.
Абросимов Александр Иванович, 1899 г.р., из с. В. Тисы Ачитскогор-на, колхоз «Свобода», кузнец, арестован 7.08.1937 г., осужден 10.10, расстрелян 14.10.1937 г. (далее первая дата - арест, вторая - осуждение, третья - мера наказания).
Абросимов Матвей Михайлович, 1891 г.р., из с. Ут Ачиткого р-на, работал в д. Подгорной Красноуфимского р-на в райлесхозе лесником, 6.08.1937 г., 3.10, 10 лет исправительно-трудового лагеря (ИТЛ).
Абросимов Павел Ефимович, 1904 г.р., из д. В. Тисы Ачитского р-на, колхоз «Свобода», бригадир, 7.08.1937 г., 10.10, 10 лет ИТЛ.
Абросимов Павел Михайлович, 1906 г.р., из д. В. Тисы, колхоз «Свобода», тракторист, 7.08.1937 г., 10.10, 10 лет ИТЛ.
Абросимова Александра Ивановна, 1871 г.р., из с. В. Тисы, рабочая колхоза «Свобода», 20.10.1937 г.,2.11, 10 лет ИТЛ.
Аверин Василий Михайлович, 1904 г.р., из п. В. Серги, работал в паровозном депо ст. Красноуфимск машинистом, 16.03.1938 г., 14.10, 26.10.38 г.
Авхадеев Вахидулла, 1897 г.р., из д. Бугалыш Красноуфимского р-на, без определенных занятий, 8.05.1935 г., 31.03.1936г., 5 лет ИТЛ.
Авцын Анатолий Алексеевич, 1899 г.р., из д. Ельтма Рязанской обл., машинист ст. Красноуфимск, 30.12.1936 г., 11.04.1937 г., 8 лет ИТЛ.
Агапов Никифор Григорьевич, 1902 г.р., изд. Н. Сарана Красноуфимского р-на, плотник стройартели, 6.08.1937 г., 21.08, 31.08.
Агапов Николай Федорович, 1909 г.р., бухгалтер Нижнесергинского завода, 15.12.1935 г., 9.03.1936 г., 4 года ИТЛ.
Азанов Илларион Иванович, 1895 г.р., из д. Корзуновка Ачитского р-на, колхоз «Коминтерн», 27.04.1937 г., 15.10, 10 лет ИТЛ.
Подробнее: Жертвы произволаКумышковарение - величайшее зло России в 20-е годы
Одной из серьезных проблем России в 20-е годы XX века (не считая разруху и голод) было самогоно- и кумышковарение и, как следствие этого явления — повальное пьянство и алкоголизм населения. В Красноуфимском уезде, как и по всей стране, оно имело массовое явление.
Кумышка - национальный алкогольный напиток удмуртского народа, полученный посредством перегонного аппарата из зерновой браги. Несмотря на это, кумышковарение было достаточно распространенным явлением среди русских, марийцев и других народов края. Свежая, парная кумышка имела отвратительный запах и вкус, она была беловатого цвета и скорее напоминала жидкую кашицу, в которой плавала хлебная шелуха и частицы муки. Ее действие хуже обыкновенной водки в том отношении, что она вызывала одурение и сильную головную боль.
Проблема была настолько серьезной, что кумышковарение и пьянство считалось тягчайшим государственным преступлением и приравнивалось к государственной измене. Из протокола заседания Пленума Красноуфимского Уисполкома Совета Рабоче- крестьянских и Красноармейских депутатов: «…предложить президиуму Уисполкома и судебным органам на работу по борьбе с кумышковарением обратить особое внимание, беспощадно карая всех уличающихся в кумышковарении и сбыте; обратить внимание культпросвета на работу среди крестьянства, разъясняя, что кумышковарение есть величайшее зло, которое уничтожает десятки тысяч пудов хлеба на отравление человеческих организмов…».
Нельзя было допустить, чтобы хлеб переводился на изготовление спиртных напитков, когда большая часть населения испытывала страшные муки голода. Безрассудной расточительности и порче хлеба, который мог спасти от смерти десятки и сотни человеческих жизней, и пьянству, влекущему за собой развитие актов насилия, грабежа и убийств, должен был немедленно положен конец.
Подробнее: Кумышковарение - величайшее зло России в 20-е годыКосмические виражи в детской библиотеке
Команда дошколят прибыла в библиотеку, чтобы отправится в космическое путешествие на Луну. Перед полетом поговорили о том, что это за день — день космонавтики и почему он празднуется 12 апреля. Библиотекарь рассказала интересные факты о Луне и о том какие опасности подстерегают неподготовленного человека на этой планете.
И вот две команды космонавтов отправились на спутник Земли, чтобы выполнить трудную миссию — добыть лунный грунт. Трудным был их путь: им пришлось преодолеть дождь из космических загадок, «пролететь» под Луной, преодолеть загадочные и опасные черные дыры. А прежде чем «высадиться» на спутник Земли необходимо было подкрепиться лунным завтраком в условиях невесомости. Прибыв на Луну, отважные покорители космоса надели специальную «космическую» обувь и вышли на лунную поверхность. Взяв пробы и поместив их в «Банк лунных грунтов», экипажи благополучно вернулись на Землю. А по прибытии на родную планету устроили веселую вечеринку.
Клементьева О. А., зав. отделом
Космический рейс 2021
12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным на корабле «Восток». В 2021 году этому событию исполняется 60 лет.
Библиотека-филиал №1 пригласила маленьких читателей совершить космический рейс. Но в начале дети узнали, что такое космодром, космос, спутник, экипаж и приготовились к полёту. Для этого им надо было собрать изображение ракеты и ответить на вопрос: каким должен быть космонавт. Затем прозвучал сигнал «старт!», и все отправились в полёт.
Попав на планету «Звёздную», увидели настоящий звездопад из космических загадок, а на Луне с удовольствием поиграли в лунные шары, вспоминали героев сказок, летающих на волшебных предметах, играли в игру «Летает – не летает». Весело прошла игра-импровизация «Невесомость», где дети под спокойную музыку изобразили состояние невесомости в космосе.
На планете «Мульти-пульти», смотрели интересный мультфильм. В конце мероприятия ребята приземлились на Марс, где примерили космический скафандр и участвовали в эстафете, но желающих остаться на этой планете на всю-всю жизнь среди присутствующих не оказалось. Ребята решили, что лучше нашей Земли нет ничего дороже и милее. И в полном составе вернулись в библиотеку.
В заключение мероприятия библиотекарь познакомила ребят с книгами об астрономии и звездах, и поздравила всех присутствующих с Днем космонавтики.
История детского технического творчества в архивных документах
В документах Государственного архива в г. Красноуфимске значится, что 30-е годы XX века (период развития индустриализации в России) повышенное внимание уделялось техническому образованию детей и молодежи. «…[Необходимо] заранее ориентировать подрастающее поколение на естественно-научные и технические знания, соединенные с задачами общественного переустройства…», - выдержка из постановлений ЦК ВКП(б). Основной формой детской самодеятельной работы был утвержден детский технический кружок.
В Красноуфимске в 1935 году успешно функционировала детская техническая станция, которая располагалась по ул. 3-го Интернационала д. 90, охватывала 120 человек (из них 103 – мальчика, 17 – девочек). Ребята посещали разнообразные кружки: авиамодельный, планерный, транспортный, игрушечный, радио и фото. Документы рассказывают, что основная работа кружковцев заключалась в техническом любительстве. Ребята занимались изготовлением вещей, имеющих практическое значение в быту, принимали участие в оборудовании своих школ (делали модели, простейшие приборы для учебного процесса), обсуждали вопросы рационализации производства и проведения технической пропаганды среди взрослых. В результате воспитывалось не только техническое творчество детей, но и закладывались основы добросовестного отношения к труду, к народному имуществу. Руководителям кружков рекомендовалось всеми способами бороться за знание, за политехнизм, включить в процесс обучения чертеж, моделирование, элементарные основы технологии, механики и т.д., использовать занимательные формы работы и все виды наглядных пособий.
Подробнее: История детского технического творчества в архивных документах