Откуда ты, мариец?

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Исторический очерк

Поскольку я принадлежу к числу национальных меньшинств нашей многоязычной федерации, то меня всегда волновала и сейчас волнует история малых народов, особенно марийцев, выходцем из которых являюсь сам. Моей малой родиной является Юва, частица моей необъятной Родины.

Юва - самое большое село не только среди марийских, но и во всем районе. Исторические корни появления моего народа на Урале, как известно, уходят в далекую древность. Вольный и свободолюбивый народ лесов, покидая свое Поволжье. уходил на восток от притеснения, в поисках счастья на новых землях, под покровительство непокоренных еще татар и башкир. Они двигались двумя потоками: на севере - кунгурское направление, южное - через башкирские земли. Теперь так и называют: кунгурские и йыпоныш-мари. В Красноуфимском районе все марийцы, кроме  марийключиковских, относятся к йыпоныш. Это две языковые группы, говорящие на различных наречиях.

Йыпоныш можно расшифровать как марийцы «из-за Уфы-рек». Эти два слова (кунгурские и йыпоныш) нам раскрывают исторические пути миграции этого народа.

У йыпоныш-мари путь пролегал через башкирские земли. Переправившись через реку Уфу, они шли на Тавру и Юву. В районе Тавры была первая остановка в виде табора. Отсюда и название деревни Тавра (по-марийски - «Табра», с мягким произношением Нунен «а»). Потому Тавру можно считать праматерью приуральских йыпоныш-мари.

Марийцы селились в глуши, как можно дальше от оживленных мест, куда не мог добраться никакой пристав или налогосборщик. Конечно, нам сейчас трудно представить, что наши края были покрыты дремучими, не проходимыми лесами, по- марийски - «кожла».

Помню, рассказывали, старые люди, что между Ювой и Савиново стоял сосновый лес. И сам я в детстве видел, что между Ювой и Заимкой (На тальинском) были остатки делянок хвойного леса с величественной елью в три-четыре обхвата, к которой марийцы приносили жертвы богам. А за старой школой в сторону аремы простиралось непроходимое болото.

Юва стала последним пунктом в пути движения марийцев «из-за Уфы». Путь им преградили болота и чащобы в пойме речушек от нынешнего Бродка до реки Уфы. Такая глушь и обилие живности вполне устраивали переселенцев. По названию самого села Юва можно полагать, что здесь произрастали заросли черемши. Черемшу и по- марийски, и по-татарски называют юа. Русские переиначили это в Юву.

Конечно, марийцы селились на возвышенных местах и по родовому признаку (тогда были очень сильны кровные связи). До недавнего времени марийцы признавали свою родословную до четвертого и пятого колена. Каждый род образовывал свой хуторок.

Если проследить по названиям улиц Ювы, по ландшафту местности и оставшимся следам проживания (домам, огородам, хозяйственным постройкам), то можно установить, вернее, восстановить становление единой деревни до настоящего момента. Я полагаю, что первоначальное зарождение Ювы началось с поселений Агытан (Петух- Петухово) и Арка (возвышенное место).

Под воздействием человеческой деятельности начала изменяться и окружающая природная среда: вырубались вековые кондовые леса, сужались границы пойменных болот. На пример, выше нынешней фермы сейчас проходит глубокий каменный овраг под названием Пюнчеран корем (пончё - старая кондовая сосна). На местах вырубок образовывались поля. Так обживался край.

После Агытан и Арка по мере пребывания переселенцев появились другие хуторки, как Ерсола (Озерный хутор). Перебравшиеся через речку на север обосновали Якын кутьер (татарское название Ближний хутор), далее Куго одо (Большие вотяки), Изе одо (Маленькие вотяки), Памаш умбал (Надключевая).

Позже появились и русские, образовав свою улицу под названием Самосуд - Самосудово. Здесь же, наравне с марийцами, поселились и удмурты.

По мере высыхания болотистой поймы рек в результате интенсивной деятельности человека стало возможным заселение и низины на берегах речушек. С увеличением численности населения эти хуторки разрастались вширь и соединились в одну деревню. Соединяющиеся поселения стали называться урем-улицей, а не отдельными хуторами. Куго урем (Большая улица), затем Курык урем (Нагорная улица) и Изе урем (Маленькая улица).

В древности на Бродке (Юа тур - край черемшаника) существовала мельница. При тщательном осмотре и сейчас можно обнаружить остаток запруды. Вот по топонимии

наших деревень, улиц, урочищ, даже оврагов можно восстановить историю целого народа.

В 1950 годах при бытности председателя Ювинского сельского Совета О. М Микостина все старые, исторически сложившиеся названия улиц Ювы были переименованы на имени Ленина, Советскую, Свободы, Фрунзе и т. п. Этим самым Юву оторвали от своей первородной истории.

Кроме этого, сильно порушили марийскую культуру, почти извели национальный язык. Я не буду говорить поименно, но и сейчас в Юве среди марийцев есть такие, кому претит родной язык. Давайте, пока не все еще потеряно, каждый, кто сколько и как может, восстанавливать историю своего края, села. Чтобы наши потомки помнили своих предков, какими они были и как они жили.

Я обращаюсь к жителям нашего района всех национальностей с предложением вернуться к своей истории, оставив улицам своих сел и деревень исторически сложившиеся названия, т. е. отказаться от современных. Пусть история живет среди нас.

В заключение хочу напомнить учителям-историкам, н не только из Ювы, что наши дети знают больше о бурбонах, габсбургах, стюартах и прочей заграничной знати, чем историю родного села и деревни Изучайте свой край, любите свою Родину, и большую, и малую, познавайте ee!

В своем очерке я не претендую на 100-процентную историческую достоверность фактов. Написал то, что слышал от старых людей, читал или наблюдал сам. Возможно, кто-то откликнется на эту публикацию, поправит или дополнит меня, поделится воспоминаниями, своим мнением.

И. ХАМЗИН, ветеран Великой Отечественной войны, пенсионер, п. Натальинск.

// Вперед. - 1990. - 16 окт. - C. 3.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ