Материалы краеведа А. Трофимова

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Истоки возникновения Ювинской средней школы обозначиваются еще с одноименного миссионерского хутора, располагавшегося ранее за деревней Савиново в сторону тракта Красноуфимск-Арти. В самой Юве еще до начала нашего века существовала школа начального образования, здание которой стояло посреди села до прошлого 1989 года (недавно его снесли).

Из рассказа отца помню, что он там обучался в 1909-1911 годах.

В миссионерском хуторе после революции учились дети крестьян-марийцев на родном языке. Сюда принимали ребятишек из прилегающих деревень Артинского, Манчажского, Ачитского районов. Там же при школе имелось подсобное хозяйство от Красноуфимского марпедтехникума. Таким образом, подрастающему поколению с детства прививались навыки крестьянского ремесла, а полученная продукция являлась существенным подспорьем в Обеспечении питании учащихся.

Как вспоминает Анатолий Андреевич Андреев, в действительности это была начальная образовательная школа. Директором школы крестьянской молодежи в миссионерском хуторе был Никита Михайлович Комисаров, уроженец д. Верхний Бугалыш. Эта школа просуществовала до 1930 года, затем основной контингент учащихся перевели в Сарсы-Вторые. До этого в Сарсах была школа колхозной молодежи татарского направления на базе татарско-башнирского детдома. Теперь она стала марийской с обучением до семи классов, разместилась в бывшем женском монастыре. Возглавлял школу директор Василий Агафонович Рыбников, уроженец д. Большие Карзи, крещеный мариец (в Приуралье в основном проживают марийцы-язычники).

Часть преподавателей и старшеклассников из миссионерского хутора перевелась в опорную школу Уралмарийского педагогического техникума в г. Красноуфимск. Здесь учащиеся проходили предварительную подготовку для поступления в техникум.

В это же время в Красноуфимске стала издаваться газета «Социализм корно» («Путь социализма») для марийцев Приуралья.

Так небольшой городок над Уфой превратился в столицу духовной культуры и образовательного центра уральских марийцев. Этот период действительно можно назвать возрождением восточных мари. Этот маленький и забитый народ начал приобщаться к великой русской культуре, получать среднее и высшее образование.

Но школа колхозной молодежи в Сарсах просуществовала только до 1932 года и была переведена в Юву. Причиной тому, на мой взгляд, был волюнтаризм псевдореволюционеров, стремящихся разрушить все старое. Так прекрасный ансамбль женского монастыря - бывший оплот и символ «опиума народа», поражавший своим великолепием и мощью всю округу, был разрушен до основания сразу же после ухода учащихся. Как не назвать все это варварством и вандализмом!

Директором Ювинской школы был назначен тот же В. А. Рыбников. А с 1933 года с небольшим перерывом до самой войны директорствовал Николай Александрович Акиев.

Школа колхозной молодежи размещалась в старой дореволюционной начальной школе, посреди села, и еще в трех домах раскулаченных крестьян. В этом же году заложили новую школу. Для ее строительства лес рубили неподалеку от Ювы. Это был отборный сосновый бор - марийская святыня, где очи молились своему богу- Юмо.

Строительство школы шло под непосредственным руководством неутомимого директора Н. А. Акиева. Он носился по колхозам в поисках транспорта, лесорубов, плотников. Бригадиром был Юман Янгубаев. Тес пилили вручную Михаил Теплых со Шпеневым на пару и Яныш Хамзин с Ильей Шараповым, плотничали Куликай Кулямин, Михаил Сташкин, Семик Семенов, Михаил Утаев. Было много строителей

из других деревень, особенно из Натальинска. За два года, к 1935-36 учебному году, школа была построена. В то время я пошел в четвертый класс. Тогда же мы пережили трагическую смерть - убили нашу соученицу-пионерку Олю Яналину. Она стала жертвой морального и нравственного падения учителя И. В. Азинбаева.

Теперь уже в Ювинской школе колхозной молодежи обучались крестьянские дети не только из прилегающих деревень, но и из соседней Пермской области.

С вводом новой школы появились параллельные русские классы. Русский язык вела жена директора Клавдия Федоровна Буракова, марийский язык - Николай Николаевич Сташкин и Михаил Михайлович Микочин.

На базе Ювинской школы проходили практику будущие учителя из Красноуфимского марпедтехникума. Студенты на практику прибывали в году два раза. Их приезд для ювинцев, особенно молодежи, был настоящим праздником. Питомцы техникума вели большую просветительную работу среди селян: организовывали лекции, ставили концерты и спектакли, обучали местную молодежь танцам, пляскам. Надо было видеть, как плясали лезгинку и цыганочку с выходом наш директор Акиев и местный плясун Иван Евлашкин. Это было настоящим общением забитых крестьян с передовой марийской интеллигенцией, духовным обогащением и пробуждением марийцев от многовековой спячки. Так марийцы одухотворяли свою жизнь, постигали знания.

Организатором и душой всей этой самодеятельности был Иван Барсаевич Яникиев из Нижнего Бардыма. Его красивая кудрявая голова всегда мелькала на концертных представлениях и в спектакле «Акпатр». Он мог увлечь любого закоренелого консерватора. В свою концертную группу привлек даже пожилых жителей села: волынщика Ивана Петрунина, Апуся Комисарова с барабаном, Анай Сенькину, Ивашку Капитонова, Зантииа Тастинова и многих других.

Скрипачи-студенты под руководством учителя музыки Василия Ильича Марина исполняли марийские мелодии композиторов Палантая (Ключникова), Якова Эшпая и других. А шумовой оркестр из волынки, барабана, бубенцов, гармошки и разных немыслимых «инструментов» извлекал знакомые и родные напевы, жгучие марийские пляски. Народ был в восторге. Концертные группы выезжали в ближайшие деревни, чаще к Усть-Маш и Бугалыш.

Логическим продолжением обучения детей стало открытие в 1939 году восьмого класса на марийском языке. С избранием И. И. Акиева председателем колхоза  «Интернационал» директором школы назначили Ивана Евдокимовича Евдокимова, вернувшегося с фронта раненым.

Из-за войны десятый класс так и не открылся. Марпедтехникум был переведен в Марийскую АССР.

К нашей радости, еще некоторые учителя-ветераны, питомцы Уралмарийского педагогического техникума продолжают здравствовать и поныне. Так, в Юве живут Анатолий Андреевич Андреев, Дарья Ильинична Сергеева, Татьяна Степановна Юмакова, Мария Николаевна Юмакова, в Марийских Ключиках - Мария Ильинична Шурманова, в Ревде - Анна Васильевна Ванюшкина, Николай Александрович Акиев, в Красноуфимске - Екатерина Ильинична Дмитриева-Ильина (она ветеран Великой Отечественной войны).

Поскольку в Юве раньше готовили учителей для марийских школ, то и сейчас это село может стать таким центром. Почему бы здесь не открыть техникум или училище для марийцев Приуралья? Ведь Ювинская школа органически вплелась в культурно-просветительный механизм марийцев Приуралья. Пусть подумают об этом соответствующие учреждения и организации, горком КПСС, народные депутаты районного и областного Советов.

И. ХАМЗИН, ветеран Великой Отечественной войны, пенсионер, пос. Натальинск.

// Вперед. - 1990. - 3 нояб. - C. 2.

Хранит людская память были-небыли о местных помещиках дворянах Голубцовых. Подборку об уже услышанном привожу с надеждой, что еще многие поделятся своими воспоминаниями и напишут письмо на адрес редакции "ГОРОДКА".

Начинаю со сказания о том, что пришедшие к власти коммунары содрали синюю, зеленую... материю, которой были обиты комнаты господской усадьбы, и сшили из нее себе "шаровары". Поведал мне об этом Николай Никитин, живший в Александровском. Еще он пересказал молву о том, что один из Голубцовых в тридцатые годы, ушедшего уже двадцатого века, побывал в Александровском. Он выбрал для своего приезда в него такое время, когда все местное начальство было вызвано в Красноуфимск. Жителей же позднее допрашивали: “У кого же останавливался Голубцов?.."

А предание гласит, что Голубцов в тот раз сумел взять “кое-какое золотишко", припрятанное им в гражданскую войну.

На снимке Евдокия Кулябина вместе с госпожой Ольгой Васильевной - женой Владимира Владимировича Голубцова (среднего). На руках у няни Анастасия Владимировна Голубцова, родившаяся в 1912 году, а рядом стоит Владимир - на два года старше своей сестры (фотокопия автора подборки).
На снимке Евдокия Кулябина вместе с госпожой Ольгой Васильевной - женой Владимира Владимировича Голубцова (среднего). На руках у няни Анастасия Владимировна Голубцова, родившаяся в 1912 году, а рядом стоит Владимир - на два года старше своей сестры (фотокопия автора подборки).

Александр Федорович Майданов, корни которого из Подгорной - Подтитешной, рассказывал, что Голубцов приезжал и позднее - где-то в 60-70 годы. Знавшие об этом посмеивались, что он прибыл посмотреть на свое имение, узнать о сохранности фамильного клада. От своих родителей Майданов слышал, что предки их были переселены сюда Голубцовыми с Поволжья.

Александр Федорович Салаев поделился легендой, что прадеды их были проиграны в карты госпожой Морозовой помещику Голубцову, и с Подмосковья полтора года добирались они на телегах до Александровского с Подтитешной. От старичков он слышал, что в Александровском пруду в специальных клетках по указу господ выращивался линь.

А вот рассказ Елизаветы Филимоновны Кожакиной. Ее прабабушка Серафима была выдана замуж в Подтитешную за крепостного Иона Бакунина, отец которого был помещиком то ли в карты выигран, то ли за пса выменян Поведала она и о том, что брат владельца Александровского помещичьего имения “командовал лесом, но умом был слабоват”, а “жена господина лечила людей”. О прадеде Ионе она говорила как о знатном бочаре, что и в его бочках Голубцовы отправляли спирт в различные места со своего винного завода. Еще Елизавета Филимоновна добавила:

-Из дикой вишни, собранной на Титечных горах, бары изготовляли вишневку и употребляли во время балов.

Вишневым вареньем из ягод с сих гор угостила меня Татьяна Павлова. С ней познакомился, благодаря Голубцовской теме, в терапевтическом отделении Ачитской районной больницы. Медсестра Павлова ездила сюда на работу из Александровского, а корни ее в Подгорной. Она считает себя гамаюнкой и рассказала, что коренных же александровцев и ныне называют заводскими. Упомянула она и о том, что на месте Голубцовского стекольного завода можно еще найти оплавленные стеклышки.

В больничной палате беседовал и с Василием Андреевичем Торгашовым, который родом из Шиловки. Селение это ранее так же принадлежало Голубцовым. Его мама Василиса Яковлевна Майданова отзывалась о господах как о вежливых, обходительных людях. Она вспоминала, что, проезжая по селению, барыня детям монеты кидала. Василий Андреевич рассказывал и чертил для меня схему: где плотина на речке Ачитке, возведенная еще при Голубцовых, “из лиственниц, проложенных кошмой, пропитанной смолой, господские пилорама и пасека". Он поведал, что помещики следили за лесом, советовали жителям до Иванова дня не собирать раннюю землянику и запрещали на прудах рыбачить в икромет.

Беседу с Торгашовым поддержал Анатолий Григорьевич Швалев, живущий ныне в Судницыно. Он сказал, что старожилы сего селения называют один из логов вблизи их селения Голубцовским, что около него раньше простирались поля помещика.

В семье у александровцев Родионовых мне показали старинные фотографии, на которых их предки. Мария Яковлевна мне поясняла, что на одной из них в центре, с бородой, ее дед Алексей Александрович Кулябин. Он прибыл сюда из- за нехватки земли с Вятки и устроился у Голубцовых садовником. С ним же работал и его сын Яков-отец собеседницы, и ее мать Аграфена Васильевна трудилась у господ прачкой. На фото и Евдокия Алексеевна Кулябина, что была у Голубцовых горничной и няней. Еще Мария Яковлевна рассказала и предание о своем дяде Михаиле Алексеевиче Кулябине. Он служил у Голубцовых лакеем и перед отступлением укрыл от красных в местном пруду богатую господскую коллекцию оружия, а сам сгинул на дорогах гражданской войны.

Пелагея Михайловна Новоселова вспомнила рассказ-байку своего деда Федора Гавриловича Роднаева, работавшего у Голубцовых. Он говаривал, что как-то во время еды сын барина вымазался, и мать урезонила его:

-Что как поросенок-то...

Он же, подумав, ответил ей:

-Хорошо, я - поросенок. А кто же у меня тогда мать-то?..

Приведу и выдержку из воспоминаний Анны Иосифовны Леушкановой (Тетериной), родившейся в Александровском в 1908 году. С ней встречалась екатеринбургская исследовательница рода Голубцовых М.Б. Летфулова. Старушка ей поведала, что дед ее Иван Васильевич Тетерин работал у Голубцовых мельником. Однажды он повздорил из-за чего- то с господским управляющим, который ему за это “выдал триста розог”. Но Анна Иосифовна через много лет уточнила, что помещик в этом был не виноват, хотя Иван Тетерин после такого наказания уже не поднялся.

Таковой вышла подборка людских воспоминаний о местных дворянах - помещиках Голубцовых, чье владение располагалось вблизи Титечных гор.

Ее подготовил Александр Трофимов, член Общества уральских краеведов, р.п. Ачит.

 // Городок. – 2001. – 27 апр. (№ 17). – С. 2, ; 11 мая (№ 19). – С. 2

Площадь Красноуфимского уезда в энциклопедиях указана в 21514 квадратных верст. В “Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона” 1895 года издания, жителей в уезде отмечено 244310 человек (мужчин - 120040) и дана такая раскладка: “225537 крестьян, 766 мещан, 16436 военного сословия, раскольников 9354". На 1897 год в “Большой Энциклопедии” (1903 год) в Красноуфимском уезде жителей уже 261006 человек - увеличение на 16696. В 1900 году по уезду было заключено 2554 брака и родилось 14273 ребенка. Прирост населения за год составил в 5151 человека. В соседнем Кунгурском уезде естественный прирост населения в названное время выразился в 1472 человека.

В словаре отмечено, что в Красноуфимском уезде "основные виды промышленности - хлебопашество и горное дело”.

Посевные площади на 1900 год составили в уезде 154038 десятин. Зерна с них собрано более 9350 тысяч пудов. Основными зерновыми культурами тогда были рожь, овес и пшеница. Под картофелем было занято 2269 десятин, с которых выкопано 852360 пудов клубней.

Для интереса подсчитана урожайность. Зерновых получается 60,7 пуда с десятины или 9,1 центнера с гектара, картофеля - 375,7 пуда с десятины (56,3 центнера с гектара).

В соседнем Кунгурском уезде урожайность зерновых выразилась в 70,6 пуда с десятины (10,6 центнеров с гектара) и картофеля - 663,1 пуда с десятины (99,4 центнера гектара).

Важнейшими горными заводами в Красноуфимском уезде названы Верхний и Нижний Артинский. В “Энциклопедическом словаре..." также перечислены “бумажный и картонный заводы, два винокуренных два стекольных”. Сказано, “более заводско-фабричных предприятий считалось (1893 год) 507, в том числе 188 мельниц, 30 кожевенных заведений 95 кузниц, 35 заводов металлических изделий, 16 кирпичных" и “смолокурни, скорняжные и овчинные заведения, круподерки, маслобойни, войлочные и пимоваляльные заведения, экипажные и колесоделательные мастерские также довольно многочисленны (от 7 до 18 предприятий в группе)”.

Из земских расходов по Красноуфимскому уезду в 239 тысяч рублей в 1893 году, 24,5 процентов шло на народное образование и чуть более 17 процентов - на врачебное дело.

Школ в то время в нашем уезде имелось 61, и в них обучалось 3624 ученика. Больниц было всего 5, врачей - 7 и фельдшеров - 29.

В Красноуфимском уезде в то время было 44 волости, 522 селения и 280 сельских общин.

Энциклопедии изучал А. Трофиме член Общества уральских краеведов, р.п. Ачит

// Городок. – 2001. – 13 апр. (№ 15). – С. 2

Сто лет назад закончился девятнадцатый век, но часть дел из 1900 года передавалась Красноуфимским уездным земством - органам местного самоуправления - на следующий 1901 год.

В нем в Санкт-Петербурге планировалось проведение Всероссийской кустарно-промышленной выставки. Местное Земство по данному вопросу решило:

“1) ассигновать на приобретение для выставки образцов кустарных изделий и на провоз их до Санкт-Петербурга - 1163 рубля; 2) поручить Управе совместно с Экономическим комитетом пополнить список экспонатов на средства Экономического комитета; 3) разрешить продавать все изделия на выставке по покупной цене без стоимости провоза”.

В смету 1901 года было заложено и 335 рублей, из которых 325 шло на приобретение для канцелярии земской Управы “второго экземпляра пишущей машины Ремингтона”, а десять - на ее “пересылку с упаковкой”.

Пятьдесят рублей закладывалось земством в смету первого года двадцатого века для единовременного пособия Пермской ученой архивной комиссии и сто рублей - для пособия Кунгурскому обществу пчеловодства.

В смете Земства на 1901 год учитывалось и сложение долга “с Красноуфимского тюремного отделения за медикаменты, отпущенные для тюремной больницы в сумме 745 рублей 85 копеек.№

Это лишь несколько штрихов по названной теме, а для сравнения такие цифры: к концу девятнадцатого века лошадь - работница оценивалась примерно в пятьдесят рублей и корова-кормилица - в тридцать.

По земским документам подготовил Александр Трофимов, член общества уральских краеведов, р.п. Ачит.

// Городок. – 2001. – 26 янв. № 4. – С. 3

Красноуфимское земство - орган местного самообразования - обычно отзывалось на различные новые предложения. В 1900 году в местную земскую Управу обратился В.И. Яковенко, являющийся душеприказчиком по делам недавно умершего книгоиздателя Флорентия Федоровича Павленкова. Издатель биографической серии “Жизнь замечательных людей”, “Энциклопедического словаря” и многих других, полезных для народа книг, завещал сто тысяч рублей своих сбережений на открытие двух тысяч бесплатных народных библиотек “в наиболее бедных и глухих селениях”.

Яковенко рассчитывал в своем обращении на то, что земство укажет селения, где надобны такие библиотеки, да и примет материальное участие в их создании, а затем и в дальнейшей деятельности сих библиотек. Душеприказчик пояснил Управе, а она докладывала земским гласным в октябре 1900 года на Тридцать первом очередном Красноуфимском уездном земском Собрании, что “определяя по 50 рублей на библиотеку”, покойный Павленков не думал, конечно, что этих средств достаточно для устройства библиотеки, могущей удовлетворить запросы населения даже глухих местностей; он желал положить начало и вызвать местные учреждения и силы к дальнейшей деятельности.

В Красноуфимском земстве библиотеки открывались обычно при народных училищах и назывались училищно - народными, “этим путем устанавливается более тесная связь между школою и обществом”.

В называемое время такие библиотеки имелись при Златоустовском, Алтыновском, Быковском, Манчажском и Березовском училищах, и одна из них была открыта после 1 января 1900 года. Таким образом, вместе с восемью библиотеками попечительства о народной трезвости в 1899 году в уезде имелось 12 библиотек, а жителей где-то 250 тысяч человек. При подсчете и получается, что на 1 библиотеку в нашем Красноуфимском уезде приходилась тогда 21 тысяча человек, что и указывалось в документах губернского земства, а для сравнения: в Пермском уезде - 7 тысяч человек на библиотеку, а в благополучном в этом вопросе Оханском уезде - 4,6 тысяч человек.

На средства, выделенные Ф.Ф. Павленковым и местным земством тоже по 50 рублей на библиотеку, инспектор народных училищ наметил открытие в уезде десяти библиотек при училищах: Средне-Арганчинском, Сухановском, Утинском, Алмазском, Петропавловском, Шипицинском, Кленовском, Усть-Машском, Тебеняковском и Каргинском.

Училища Утинское, Усть-Машское и Тебеняковское находились в районе марийского населения, которое в то время было “на очень низ: кой ступени развития, и в то же время черемисские мальчики охотно поступали в школу”.

Местная земская Управа предложила эти открываемые библиотеки назвать именем Ф.Ф. Павленкова, и с таким мнением согласилось и Собрание - “чтобы увековечить память завещателя - труженика по книгоиздательству для народа”.

В 1903 году в Красноуфимском уезде уже имелось 6 земских библиотек и десять имени Павленкова, в списке которых еще Сухановская, хотя земская сметная комиссия отмечала вместо нее Мостовскую. Книг в каждой из библиотек имелось на сумму чуть более ста рублей.

Земская Управа поручила крестьянину Ннжне-Сергинской волости М.К. Юдину сделать переплет книг для Павленковских библиотек. Он подремонтировал 3794 книги и истратил на материалы и наем помещения 118 рублей 20 копеек. За работу в течение пяти месяцев ему от подрядной суммы осталось всего один рубль

восемьдесят копеек. Юдин обратился с ходатайством за дополнительной суммой в тридцать рублей, но оно земством было отклонено по причине того, что эта работа была им взята с торгов и что другие мастера заявляли цены выше, а он сам согласился на более низкую.

На 1909 год “за заведывание народными библиотеками-читальнями и исполнение библиотекарских обязанностей по 21 вновь открываемой библиотеке и 20 существующим библиотекам земства и имени Павленкова” земством назначалось по 2 рубля в месяц или 24 рубля в год на каждую из библиотек.

В 1912 году местное земство отмечало, что “в настоящее время в Красноуфимском уезде функционирует 55 народных библиотек, из них 10 уездного Комитета попечительства о народной трезвости, 10 Павленковских, 31 - земские школьнонародные, 4 общественные”, и “книжный инвентарь библиотек состоит преимущественно из самых дешевых народных книжек”.

При изучении библиотечной сети в уезде в 1913 году получается, чтя сейчас библиотек имеется: 1 центральная в уездном городе Красноуфимске, открытая в 1907 году, 3 районные, 8 сельских, из которых 2 преобразуются в районные, 10 Павленковских и 12 пришкольных, подлежащих в сельские библиотеки.

В списках Павленковских библиотек за текущее время произошли изменения. Вместо Сухановской указана Мостовская, а Сухановская по библиотечной сети названа как сельская. Нет в списке Тебеняковской и Усть-Машской библиотек, вместо них - Киргишанская и Шайтанская.

В сих Павленковских библиотеках на это время имелось 6568 томов книг на 2251 рубль 13 копеек.

На 6 сельских библиотек-читален и на 10 Павленковских на 1914 год земство планировало израсходовать 1920 рублей, на каждую из них по 120 рублей. Интересно и то, что такая сумма расходов рассчитывалась аж до 1923 года. Еще для сравнения: ежегодные расходы по содержанию центральной библиотеки составляют 1300 рублей, а одной районной - 500 рублей.

Тогда наиболее читаемыми авторами были Толстой, Короленко, Гоголь н Мамин-Сибиряк.

На 46 очередном Красноуфимском уездном земском Собрании (15-24 ноября 1915 года) за отчетный период указывается 47 земских библиотек. В десяти Павленковских насчитывается 6700 томов книг, стоимостью 2244 рубля 45 копеек. В этих библиотеках записано 599 человек. Их доля по книгам в целом по библиотекам уезда составляет свыше 21 процента, по числу читателей - свыше 10 процентов от общего их количества.

Через год на 47 очередном уездном земском Собрании библиотек в уезде называется 49. По всем ним, кроме 2 районных вновь открытых, за год книг увеличилось на 4812 томов и стало 36233. Читателей сейчас 7202 человека, что на 1435 человек больше.

В списке Павленковских библиотек вновь изменение: вместо Средне-Арганчинской внесена Березовская библиотека.

На этом изыскание по библиотекам имени Ф.Ф. Павленкова заканчиваю. Они внесли свой весомый вклад в просвещение простого народа. Ныне называемые библиотеки, дожившие вместе с селениями, объединяются в Содружество Павленковских библиотек Юнеско. Председателем Совета Содружества является Ю.А. Горбунов, сотрудник журнала “Уральский следопыт”.

Юний Алексеевич познакомил меня с несколькими книгами, выпущенными в издательстве Ф. Павленкова, которое существовало до 1917 года.

Изучаю книгу В. Лункевича “Подземное царство”, изданную в 1902 году. В ней описывается история развития жизни на нашей планете: "... Растения и животные существовали за много-много тысяч лет до того, как на земле появился человек..." и что: “...земная кора - вот та “Великая Летопись”, где начертана история животных и растений всех времен, начиная с тех дней, когда жизнь впервые загорелась на земле, и кончая тем, что видим мы сейчас .

Описываются в книге диковинные животные и растения прошлого. Меня привлек рисунок мегатерия, который некогда наводил ужас “на земляков своих”. Он “нескладно скроенный, но крепко сшитый урод был ростом чуть-чуть поменьше слона”.

Но больше-то меня заинтересовала книга В. Лункевича “Небо и звезды”, вышедшая в 1903 году. В ней Земля сравнивается с Солнцем, “как муравей с человеком”.

Нахожу описания Венеры:

“Даже по величине этот шар такой же почти, как Земля. На нем есть и горы, и долины, и ущелья, а кругом него так же, как и вокруг Земли, есть воздух. Поэтому, кто знает, может быть, там, как и на нашей Земле, есть какие-нибудь живые существа, о которых мы, конечно, узнать не можем...".

И о Марсе:

“...Вокруг него есть воздух, там по небу ходят облака, дуют легкие ветерки и с шумом мчатся ураганы, там среди темных грозовых туч сверкают молнии, раздаются удары грома, льются ливни, сыплется град, снег белым саваном одевает горы и равнины...". Книги начала двадцатого века...

А. Трофимов, член Общества уральских краеведов, р.п. Ачит

 // Городок. – 2001. - № 7. - С. 2; № 9. - С. 2

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ