Московско-Казанская
Из цикла «Детство Казанбургской»
Сеть железных дорог Российской империи на 1913 год состояла из 21-ой государственных магистралей и 13-ти частных. Среди самых преуспевающих было акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, основанное на основе Московско-Казанской железной дороги в 1891 году (председатель Н.К. фон Мекк).
Московско-Казанская железная дорога имела в своем ведомстве 2486 верст стальных магистралей, за год перевозила по ним в среднем 530 миллионов пудов груза, имела чистый годовой доход в размере 8 миллионов 532 тысячи рублей (серебром) или 7522 рубля с версты (данные на 1913 год).
Энциклопедия «Железнодорожный транспорт» (М. 1994г. с.242) дает такую справку: «Московско-Казанская железная дорога - частная железная дорога, построенная в 1864-1912г.г. Проходила по территории Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской губерний. Связывала центр России с восточными районами страны, с водными магистралями, реками Окой и Волгой. Основные линии: Москва-Рязань (движение открыто в 1864 году), Рязань-Казань (1894г.), Рузаевка-Пенза (1895г.), Рузаевка-Сызрань-Заметино-Тимирязево-Нижний Новгород (1912г.). Состояла из 2486 верст 188 двухколейного пути. В подвижном составе было 1499 товарных и 536 пассажирских вагонов, железнодорожные мастерские в Москве, Алатыре, Перово, депо - в Москве, Рузаевке, Сасово, Сызрани. Крупнейшие мосты через Оку у Коломны (проект А.Е. Струве, через Волгу у Свияжска (проект Н.А. Белелюбского, К.Я. Михайловского, В.И. Березина.
Подробнее: Московско-КазанскаяКазачья изба
Казачья изба - одна из первых жилых построек Красноуфимска, образец деревянного зодчества XVIII в. Деревянная изба середины XVIII века является уникальным памятником жилищной архитектуры. Построена из лиственницы, изба рублена топором, сруб состоит из 6 венцов. Пол и потолок из таких же плах – подлинник строительного искусства. Диаметр бревен 45-46 см., ширина половиц – 68-70 см.
Конечно, за 200 лет эксплуатации она подверглась значительным перестройкам, но сам сруб из шести венцов толстой лиственницы, пол и потолок из таких же плах — это подлинник строительного искусства. Прямоугольный план избы и высотные отметки обнаруживают удачные пропорции строения, что говорит о высоко развитом чувстве меры безымянного зодчего.
Очень интересна одна деталь, сохранившаяся в этом строении до сих пор — отверстие-бойница во втором венце сруба. Очевидно, дом совмещал в себе две функции: жилища и крепости. Потому и архитектурные формы берут начало от крестьянской избы, но материал применён чрезвычайно прочный, толстый.
Вход в дом устроен со стороны двора, через пристроенные сени. Планировка дома традиционна для деревянных изб: внутреннее пространство делится большой русской печью на жилую часть и кухню. Жилая часть включает две комнаты, расположенные вдоль уличных фасадов. Помещение кухни обращено во двор.
Часовня Иосифа Песнопевца (Песнописца)
Кирпичная ротондальная часовня с обходной галереей, сооружённая "на камешке", на небольшой возвышенности над Уфой, рядом с Троицким собором. По легенде она была построена в честь основания крепости. Закрыта не позже 1930-х, полуразрушена. В настоящее время ведется восстановление.
Восьмигранное центрическое строение покоится на бутовом цоколе, завершающем естественное скальное основание. Каждую грань высокого первого яруса заполняет полуциркульная арка, опирающаяся на угловые столбы. На углах граней невысокого второго (собственно «дозорного») яруса — столбики, поддерживающие пологое восьмигранное шатровое перекрытие, увенчанное коротким шпилем. Одна из арок была входной (крыльцо не сохранилось), остальные были оконными проемами, заполненными коваными решетками в виде кольца в центре дуги арки и расходящихся от него прутьев-лучей. Конструкции ярусов были оштукатурены, а кладка цоколя из естественного камня оставалась открытой, подчеркивая связь строения с основанием - скалой.
«От 1910-го до 1914-го».
Из цикла «Детство» Казанбургской»
Красноуфимск ждал начала строительства Казанбургской дороги не только четыре раза на протяжении 40 лет (см. ст. «С 4-ой попытки»), но и четыре года.
1910 год. Год 6ыл памятен тем, что правлением АО МКЖД было возбуждено ходатайство о предоставлении концессии на сооружении линии Казань — Екатеринбург. Кроме того, по линии предполагаемой трассы были проведены изыскательские работы. Как правило, такие предварительные работы проводились с привлечением местных жителей. Вот материал из фонда Н.Ф. Ведианцева, одного из пионеров по истории железной дороги: «С. А. Фоминых, 1906 года рождения, рассказывает, что он был участником изыскательной партии при прокладке трассы дороги в обход горных массивов по первоначальному проекту. Он вместе с группой изыскателей прошел трассу пешком, минуя Красноуфимск» («Вперед. № 127 за 1988 г.). К слову сказать, Сергей Александрович Фоминых, бывший старший мастер ЖУ-2.
1911 год стал годом получения разрешения на сооружение этой железнодорожной линии, что было не просто в условиях конкурса, участниками которого было несколько возможных подрядчиков. 1912 год прошел в подготовке проектных документов, подборе кадров, подготовке снабжения.
1913 год был ознаменован тремя событиями:
1. Министр путей сообщения (С.В. Рухлов) утверждает проект строительства линии Казань - Екатеринбург, согласованный с Комиссией по строительству новых железных дорог при МПС; (надо подчеркнуть, что линия строилась при «чехарде» министров — их было в дооктябрьский период восемь (!), а в советский период тоже – 8 (с 1917 по 1922 г.);
2. 14 мая этого же года был утвержден Высочайший указ об отчуждении земель для сооружения этой Ж.Д. линии - Николай II подписал его в Царском селе 14 мая 1913 года;
Подробнее: «От 1910-го до 1914-го».Адамович Иван Климентьевич
Родился в 1914 году Белоруссии, в Минской области, сын крестьян.
Закончил семилетку, потом — Слуцкое педучилище, преподавал в школе белорусский, русский язык, литературу. По комсомольскому набору направлен в Сталинградское военное училище, где выучился на летчика в 1938 году. Был в Иране в апреле 1942 года в качестве командира стрелковой роты, в звании лейтенанта получил медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Был ранен, полгода находился в госпитале.
В 1943-1945 годах заведовал учебной частью курсов «Выстрел», после окончания войны был направлен в Свердловский облвоенкомат, где прослужил до 1947 года. Затем — военкоматв Билимбае, и с 1952 г. — военком в Краноуфимске. Имел звание подполковника. Возглавляемый им военкомат был одним из лучших в области. Имеет ордена Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, медали.
После выхода в отставку два года работал замполитом в ремесленном училище, затем три года - начальником созданного автопредприятия, был директором пивзавода, и, наконец, последнее место работы — городское общество «Знание». 20 лет возглавлял организацию ветеранов города.
За подвижническую деятельность, за прошлые заслуги городская ветеранская администрация выдвинула его кандидатуру на звание «Почетный гражданин города Красноуфимскa» и в 1990 г. это звание было присвоено.