Железной дороге - 80 лет
В 60-70 годы 19 века интерес к строительству железной дороги в восточном направлении был огромен. Десятки проектов, предложений, настойчивых требований к улучшению путей сообщения по маршруту Центр-Урал-Сибирь высказывались многими и обсуждались в правительственных кругах. Вокруг этих проектов развернулись широкие дискуссии на страницах газет и журналов, в Обществе для содействия русской промы шленностии торговли, Географическом обществе.
Для рассмотрения вопроса о направлении дороги через Уральский хребет Комитет железных дорог решил создать комиссию. Она была создана весной 1870 года под председательством инженера Гельмерсона. Комиссии, выезжающей на Урал, было указано, что главным должно быть удовлетворение нужд Уральской промышленности, а «удовлетворение Сибирского транзита - желательно».
За год до этого, в 1869 году, в записке Александру IIгенерал-губернатор Западной Сибири Хрущов поддержал вариант строительства, предложенный Е.В. Богдановичем. Благосклонен был и Комитет железных дорог: «Эта железная дорога и принадлежит к числу самонужнейших, именно на пространстве от реки Кама до реки Тобол, протяжением около 700 верст». Был и проект специальной комиссии построить две линии: первая - от Перми через уральские заводы и угольные месторождения в северном направлении; вторая - транзитная линия - Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург.
Комиссия Гельмерсона нашла, что решение одновременно обеих задач несовместимо и предпочтение следует отдать Уральской дороге.
Подробнее: Железной дороге - 80 летДеревни как не бывало
Рядом с деревней Красная Поляна, что по Башкирскому тракту, находилась когда-то деревня с простым названием Чухари. Бесспорно, названа она была по фамилии первопоселенца. Чухарев, в северных говорах «чухарь» - глухой человек, глухарь, искаженное - «чухарь». Истоки фамилии с Онежья, Холмогор, позднее с Чухломы (Костромкая область), а древние истоки - с Новгорода Великого, от; названия финского племени «чудь». В «Списке населенных мест Пермской губернии» (Санкт-Петербург, 1875 г.) записано, что деревня Чухари основана в 1862 году новопоселенцами из Златоустовской волости (ныне - Суксунский район). В 1864 году в Чухарях при ключах было 16 дворов, мужчин - 47, женщин - 50. При повторной переписи 1888-91 гг. отмечено: «Чухари - Криулинской волости, Чухаревского общества, на реке Чухаревке (значит, там была речка - авт.). Указано и расстояние: от волости и школы - 8, Красноуфимска и врача - 13, Савиновской церкви и базара -7, ближайшая деревня Погорелово - в 1 версте; 1 мельница, хлебный магазин, вода из колодцев. Русские государственные» Тогда в Чухарях уже было 28 дворов, 87 мужчин, 76 женщин, всего 163 жителя. Земли на одного работника по 9,6 десятин, лошадей -78, коров - 69, всего 170 голов живности - в среднем по 6 голов на один двор.
При первой советской переписи в 1926 году в Чухарях было уже 45 дворов, проживало мужчин -111, женщин - 147 (всего 258 жителей).
В 60-е годы деревни не стало.
Более поздних данных о ней нет.
В. ГАНЬКИН,
краевед.
г. Красноуфимск.
Ганькин В. Деревни как не бывало:[Дер. Чухари: исчезнувшая деревня; К 80-летию Красноуфим. р-на]/ В. Ганькин // Вперед. - Красноуфимск, 2003. - 14 янв. - С. 2.
Межевая
Среди десятков исчезнувших с лица земли деревень и бывшая деревня Межевая, которой в 2002 году исполнилось бы 150 лет. Год ее основания - 1832. В «Списке населенных мест» от 1864 года указывается, что есть Межева в Кунгурском уезде, Межевая - в Ирбитском, Межевая Утка - в Верхотурском, Межевая - в Пермскодо, Межевой Ключ - в Поташкинской волости, Меженка - в Осинском.
Первоначальное официальное название деревни - Межевая Гора.
Запись 1864 года гласит: «Межевая Гора - при ключе, дворов -11, мужчин - 19, женщин - 19.
При следующей подворной переписи приведены уже следующие данные: «Межевая (Межевая Гора) - Криулинской волости, Межевского общества, на реке Уфе, от волости, красноуфимского врача и базара - 4, церкви - 6, близлежащая деревня - Крылова - 2,5 версты; хлебный магазин, вода из реки. Русские государственные. Тогда здесь уже было 14 дворов, мужчин - 41, женщин - 46, всего - 87; земли на 1 работника - 21,6 десятин, лошадей - 38, коров -33, всего - 79, живности на 1 двор - 5,7.
В 1926 году при первой советской переписи здесь числилось дворов - 23, мужчин - 65, женщин - 83, всего - 148 человек.
В. ГАНЬКИН.
Ганькин В. Межевая:[Исчезнувшие деревни; К 80-летию Красноуфим. р-на]/ В. Ганькин // Вперед. - Красноуфимск, 2003. - 28 янв. - С. 4.
О тюркоязычных народах нашего края
О происхождении башкир
Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Якутии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.
На Урале эта языковая группа представлена башкирами и татарами, которые имеют свои государственные образования, хотя в реальности за границами этих республик находятся сотни тысяч их соплеменников (что станет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).
Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».
Существует две точки зрения на происхождение этнонима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактовка зародилась еще в древние времена, когда люди занимались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное племя, объединившее разрозненные башкирские племена.
Башкиры не коренные жители Урала, их древние соплеменники пришли сюда с далекого Востока. По преданиям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней родиной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейских башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследователи говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими племенами: с киргиз-кайсаками, волжскими булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.
Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно недавно: это произошло при хане Узбеке в 1313-1326 гг.
Подробнее: О тюркоязычных народах нашего краяМалые Карзи
Деревня получила название по небольшой речке, впадающей в Оку. «Новоселы пришли лет 130 назад», - записано в «Материалах для статистики Красноуфимского уезда», выпуск 3-й, стр. 70, пункт 257. Поселенцы прибыли из Кунгурского уезда, откуда растущим русским населением шло вытеснение «инородцев»: в частности, Демидовы в районе Молебского завода вели хищническую политику на общинных землях местных марийцев, которые появились в присылвенских краях в 2-х годах 12 века.
Малокарзинские марийцы относятся к особой группе «кунгурских» марийцев из-за произношения: автор считает, что их предки относились к активной группе сопротивления колонизации их земель, когда они жили в Поволжье, поэтому вынуждены были отодвигаться на Восток из-за невыносимых притеснений, а жили они на стыке с горномарийцами и чувашами.
Те, кто воспринимает деревни по реке Малой Карзе и по Оке как единое целое, глубоко ошибаются: по Оке - деревня Иванайково, их предки пришли из башкирских земель, относились к Большеокинской волости, записаны «тентарями, бывшими военными - припущенниками», т.е. это были совершенно разные деревни еще в 1897 году, хотя в бытовых разговорах и даже записях иногда их считали одной деревней.
По переписи 1864 года, в Малых Карзях было 68 дворов, мужчин - 168, женщин - 173.
Подробнее: Малые Карзи