Внедрение сельхозмашин

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

И. Шевелин, председатель Красноуфимской уездной управы, в статье «Краткий очерк распространения сельскохозяйственных орудий и машин среди крестьянского населения Красноуфимского уезда», опубликованной в 1884 году, писал, что в 1880 году была открыта ферма при Красноуфимском реальном училище (ныне совхоз-колледж). которая стала изготовлять сельскохозяйственные машины и орудия для крестьян уезда. Посевы фермы в первый год были ничтожны, но машин и орудий было приобретено много по всем сельскохозяйственным операциям. Возле дороги установили в сарае молотилку и показывали ее работу крестьянам. Любопытных было много, но никто не хотел брать молотилку даже бесплатно, опасаясь, что она сомнет солому и ее не будет есть скот. Крестьянин Иуда Зайков из деревни Чухари увез было молотилку за 15 верст от фермы, но вернул обратно, не доехав до дома... Только весной 1881 года Зайков решился взять в аренду конную сеялку, а осенью комиссия земской управы совместно с директором реального училища осмотрела его посевы и убедилась в их качественном преимуществе перед ручными посевами соседних крестьян.

Осенью уговорили безлошадного мещанина Красноуфимска Андриана Якимова, имевшего лишь две трети десятины (один переезд) посева пшеницы, обмолотить его хлеб прямо в поле из суслонов даром, но с условием, чтобы он говорил, что платит за молотилку по 1 рублю за овин (то есть за 50 суслонов). Хлеб был обмолочен в одно утро, и эта работа стянула к себе зрителей, которые убедились в том, что при машинной молотьбе не требуется сушить хлеб в овинах. Уже к вечеру молотилка была перевезена на соседний посев Булатова, затем - к Кулакову, Садиову, Галкину, Бобину и другим.

За осень и зиму 1881-1882 годов ферма заработала на молотьбе 400 рублей, Отношение крестьян к машинам, наконец-то, изменилось. Летом 1882 года, кроме сеялки, крестьянин Чупин из Иргинокой волости воспользовался бороной и пароконным плугом, чтобы обработать землю, которую не брала ни одна соха из-за ее вязкости и зарослости. Это вызвало желание у его соседей вспахать и их кочковатые луга теми же орудиями. Так и пошло далее. Сельскохозяйственные орудия увозили даже за 80 верст, например, лугорез и подпочвенный плуг возили в Петропавловскую волость, конную сеялку - в Поташинскую волость, жатвенную машину - в Сарсы.

Затем ферма сама изготовила 2 топчака под молотилку, один из которых отправила на работу в деревню Кадочниково (ныне Артинского района), а потом - в Манчаж и Приданниково, где было выручено 282 рубля (по 4 рубля в день), а другой был уступлен за 351 рубль Екатеринбургскому земству, где он простоял даром, хотя крестьяне деревень Кошаевки и Ключиков просили оставить его у них. где он окупился бы за одну зиму.

1 ноября 1883 года была организована маленькая мастерская при Красноуфимском реальном училище. В ней установили паровую машину, пожертвованную училищу Сергинскими заводами, она приводила, в движение самоточки, долбежные и сверлильные машины. В течение одного года эта мастерская при учебно-опытной ферме училища произвела 73 плуга пароконных с передками, 10 конных веялок. 6 ручных молотилок и 14 одноконных топчаков на колесах, усовершенствованных фермою (с молотилками) и 1 пароконный топчак. Все эти машины и сельхозорудия были проданы Соликамскому и Камышловскому уездам, а также жителям Красноуфимского уезда.

Сделала мастерская еще 6 зерносушилок, но из-за тесноты в мастерской заказы на них были выполнены не всем. Позднее топчаки начали делать в Артях, Дуване, Ярославке, Сергах и Иргинском - и все это благодаря Красноуфимской ферме.

Д. Губанов, краевед

// Вперед. - 1992. - 24 июня. - C. 4.

 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ