Праздники, чтимые населением
В 1890 году местными краеведами были собраны в Красноуфимском уезде сведения «о праздниках, чтимых населением, святых, обычаях или приметах, связанных с этими днями». Приведу некоторые из этих сведений. Июнь. День святой Троицы (праздник переходящий). Девицы и парни снаряжают берёзку после обеда. День святого духа (праздник переходящий). Земля именинница. В этот день никакие земледельческие орудия не употребляются в дело».
Июль. 8 июля - день мученика Прокопия. Прокопьев день. До него не выезжают косить траву или косят ее тайно. Кто накосил травы ранее Прокопьего дня. того судили деревенским судом- виновный покупал водки и угощал ею стариков.
20 июля - Ильин день. Считают пророка Илью воеводой небесных
сил, сердитым богом: Илья убьет громом или не даст дождя. Работать в этот день, значит, себе убыток причинять. На Ильин день зима с летом борются. Трава растет до Ильина дня. (Адрес-календарь Пермской губернии на 1894 год. Пермь, 1893 год, стр. 32).
// Вперед. - 1992. – 16 июня. - C. 2.
Из путевых заметок Н. Л. Скалозубова
Статистик Красноуфимского уездного земства Николай Лукич Скалозубов в 1887 году опубликовал «Заметки во время разъездов по Красноуфимскому уезду», в которых есть упоминание о некоторых селениях, входящих в Красноуфимский район.
Деревня Юва. Пожар 1881 года уничтожил здесь до 150 дворов, разорил черемис. хотя раньше они жили неплохо. В русско-черемисскую школу поступают дети 5-6 лет. Черемисы сильно пьянствуют, пьют мужчины и женщины, поят ребят, Женщина, поучившая стакан водки от хозяина, выпивает его, а остатки льет в рот ребенку, которого держит у груди. В деревне Юве есть до 40 семей вотяков, землей пользуются вместе с черемисами. Вотяки имеют свой язык.
Деревня Верхний Бугалыш. Учитель черемисской школы: Бектемиров
рассказывал, что черемисы относятся к школе недоверчиво, боятся, чтобы их не стали крестить. Учитель принят недружелюбно. Пьянство сильно развито, люди ленивы.
В Большой Тавре проходила генеральная репетиция «Сабантуя» (верховые гонки).
Чигвинцы Криулинской волости - так называлось нынешнее селение Чигвинцево в то время.
// Вперед. - 1992. – 16 июня. - C. 2.
Торжки, ярмарки
Красноуфимское уездное земское собрание 30 сентября 1871 года разрешило в Саранинском заводе проводить однодневные торжки ежегодно 29 июня и 27 января.
8 октября 1898 года собрание поддержало ходатайство Краснолужского сельского общества Сажинской волости об открытии в селе Русско-Тавринском двух трехдневных ярмарок - с I января и о 29 июня.
Д. Губанов
// Вперед. - 1992. - 30 сент. - C. 2.
Пожары буйно гуляли
Пожары были обычными спутниками жизни людей в недалеком прошлом, поскольку большинство домов были деревянными, а крыши построек - соломенными.
В 1809 году в Красноуфимске был сильный пожар. По этому случаю завели даже архивное дело № 130 в губернском архиве.
В 1895 году пожарами было уничтожено в деревне Чатлык Ачитской волости 4 строения, в Русском Турыше - 12 строений, в деревне Подтитечной (ныне Подгорной) Александровской волости - 225 домов, да еще 30 домов частично потерпели бедствие от огня, в деревне Ташкинова Белянковской волости - 6 домов, в деревне Сарсы Ювинской волости - 26 домов пострадали от пожара. 108 строений сгорели совсем за один большой пожар.
В 1905 году особенно пострадали от пожаров деревня Сарсы-Вторые
Ювинской волости (сгорело 67 дворов). Русская Тавра Сажинской волости (27 дворов), Большая Ока (25 дворов), Ключики Александровской волости (13 дворов).
В период с 1 января по 1 августа 1909 года были сильные пожары в деревне Ключики Александровской волости, от которых пострадали дома 8 хозяев, о деревне Живодерки (ныне Калиновка) Криулинской волости пострадали от огня 27 домов.
Д. Губанов
// Вперед. - 1992. - 30 сент. - C. 2.
Перевозы требовали денег
В 1900 году перевозы, переправа на которых совершалась в течение всего лета, имелись только при проселочных дорогах с небольшим движением. В частности, такие перевозы имелись в деревне Крылово Криулинской волости через реку Уфу, в деревне Азигулово через Уфу, в деревне Биткино Азигуловской волости через реку Уфу, в деревне Ялым Афанасьевской волости через реку Бисерть и в некоторых других местах.
На проселочных же дорогах с более значительным проездом перевозы содержались только во время весеннего половодья, а на остальное время устраивались временные деревянные мосты. Такие перевозы содержались через реку Уфу Красноуфимским городским обществом, Соболевским обществом Криулинской волости, Саранинским, Пристанинским обществом Артинской волости, Михайловским обществом, Шамахинским обществом и башкирами деревни Перевозной Белянковской волости.
Плата за перевоз взималась значительная - за год до 5 рублей и хлебом. Кроме того, взимание этих сборов влекло иногда за собой печальные последствия. Так, например.
один больной, только что выписавшийся из Красноуфимской больницы, не имея средств для оплаты за проезд по мосту в городе Красноуфимске. «принужден был отправиться вброд и утонул». Нередко случалось и другое: люди, не имеющие денег, просили прохожих перед мостом подать им «ради Христа» по 2-3 копейки, чтобы уплатить за пользование мостом или паромом.
Д. Губанов
// Вперед. - 1992. - 30 сент. - C. 2.