Почему горы стали Уральскими

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Более трех столетий Уральские горы носят свое название, но до настоящего времени остается загадкой его смысловое значение и происхождение.

Еще в XVIII века ее пытались разгадать В. Татищев и Г. Миллер. В XIX веке этим занимались известные знатоки Уральского края: И. Кривощеков, А. Дмитриев, Н. Чупин. И в наш век опубликовано много всевозможных версий. Но, как пишет А. Матвеев в своей книге “От Пай-Хоя до Мугоджар”, ни одна из них не выдерживает критики.

Так, например, Н. Дьячков в своей книге “Уральский край”, изданной в 1901 г., пишет: “На языке киргизов “Урал” значит “Земной пояс”. Такое заключение несостоятельно, так как в то время еще не было карт у местных жителей.

Горы также нельзя назвать “Земным поясом” - по длине и высоте они значительно уступают многим горам мира. Да и перевода такого не существует”.

Другие авторы представляют происхождение названия от всевозможных преданий и легенд. В одном из них говорится, что Уральский хребет - это пояс верховного бога, сброшенный им с неба при сотворении мира. Но такую версию нельзя принимать за истину, так как горы были названы не в древние времена, а в недалеком прошлом. При Геродоте (V век до нашей эры) их назвали Гиперборейскими или Рипейскими (Рифейскими) - от холодного северного ветра Борея, который, по преданиям, живет в горных пещерах. Александрийский географ Птоломей (II век нашей эры) также обозначает Северный Урал “Рипейскими” горами, Средний Урал - “Римнийскими”, по названию реки Римнос (Уфа), которая стекает в них, Южный Урал - “Норосскими”, с которых берет начало река Дайкс (Урал).

Начиная с VII века, норвежские конунги совершают набеги на Восточный торговый путь. В исландских сагах написано, что Ингвар, сын конунга Эйстейна, грабил летом в том месте, которое зовется “У Камня”. (Недалеко от Волосницы, по которой проходил Восточный торговый путь, имеется овраг, где, по преданиям местных жителей, был притон разбойников). Возможно, что конунги действительно были в этих местах и первыми стали называть Уральские горы “Камнем”.

Новгородцы впервые столкнулись с Уральскими горами в XI веке на Печерском пути, где горы представляют каменные осыпи и голые скалы без всякой растительности, в полном соответствии с Камнем. С этого времени во всех древнерусских документах Уральские горы именуются “Камнем” Иногда северную часть называют “Югорским Камнем”.

В 1483 году Москва подчиняет себе Великую Пермь и Югру. Печерский путь отмирает, и появляется более близкий путь для перехода гор из Перми Великой (Чердыни) по реке Вишере, затем в Лозьву и Обь.

Этим путем пользовались не только торговцы для перехода в Сибирь, но и местные жители, совершая небольшие походы для промысла зверя, рыбы. При таких походах был отыскан другой переход, в 60-ти верстах южнее первого, по которому можно было из Чердыни через Вишеру и ее приток Улсуй (Уле) переходить на восточный склон гор, а Лозьвой и Ивделем возвращаться снова на Вишеру.

Перейти горы в другом месте было затруднительно из-за высокого и протяженного хребта. Поэтому местное население вынуждено было обходить его, или, как раньше называли, - “опоясывать”. Из-за чего хребет был назван “Поясовым Камнем”.

В словаре Семенова - Тянь - Шаньского он назван главным водораздельным хребтом Северного Урала. Действительно, Поясовый Камень удивляет своей величавостью. Особенно если к нему подъезжать со стороны Кривинской сопки. При этом можно увидеть настоящий “край земли”. Перед взором предстает в дымке высокая синеватая стена, верх которой скрывается в облаках, а в длину' стена не имеет ни начала, ни конца. (На современных картах Поясовый Камень показан севернее ранее названного).

В те далекие времена в широком употреблении было слово “пояс”. Не только как предмет одежды, но и как символ власти, силы и богатства. Пояса ми также называли замкнутые линия на земле. Даже до нашего времени дошли широтные и временные пояса земли.

Торговцы из прикаспийских окрестностей также ходили за пушниной на Северный Урал. Для удобства пользовались водными путями рек. Тоболом, который начинается недалеко от истока реки Урал, добирались до Тавды и Лозьвы. Достигнув мансийских поселений, производили выгодный обмен товаров. Затем, чтобы плыть по течению рек, переходили на западный склон гор у Поясового Камня и Вишерой, Камой и Волгой, возвращались обратно. Следуя таким путем, торговцы опоясовали уже не хребет, а большую часть гор, у так же, как и хребет, называли их “Поясовым Камнем”.

Начиная с XVI века, татарские племена все дальше и дальше проникают на север Урала и в Сибирь. Они подчиняют себе северные на роды, собирают с них дань, ведут торговлю, совершают набеги на русские поселения, расположенные на Вишере и Каме. При этом также пользуются известным путем и также говорят, что ходили "опоясоваться". Но произносят слово “опоясоваться” по-татарски - “уралу”. Видимо, в то время такие походы пользовались огромной популярностью и привлекали к себе большую массу населения, так как со временем вся местность, которая опоясовалась, стала называться “Уралу”.

Русские, осваивая горную промышленность Урала, в XVII веке проникают на Южный и Средний Урал. И, не вдаваясь в значение этого слова, тоже называют эти места “Уралу”. Со временем это слово стали произносить как “Урал” и говорить о горах - “Урал-Камень”. Такое название встречается уже в документах конца века.

В дальнейшем слово “камень” заменяется на “горы”, так как большинство вершин Среднего и Южного Урала не имеют каменных обнажений и применять его стало неуместным. Таким образом, горы получают загадочное неясное название - Уральские.

Василий Ищенко

// Городок. — 2000. — 27 окт. (N 43). — C. 2

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ