Происхождение имен и фамилий

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Будучи одним из древних народов Поволжья, марийцы в течение длительного ряда веков выработали имена собственные. Источниками древнемарийских имён являются мифы, предания, сказки, старинные песни, топонимы, память народная.

Имена уральских марийцев интересны для исследователей тем, что вплоть до 20-30-х годов XX столетия были неизменны со времени их переселения в наши края.

Автор предлагает читателям в алфавитном порядке небольшое количество имён собственных уральских угро-финнов.

Айвика - женское имя, буквально - красавица.

Али - в финском языке есть аналогичное слово в значении «умный».

Алипа - буквально - подруга.

Алмакай - мужское имя, от слова «олма» - яблоко; из числа имён-пожеланий, чтобы был красивым.

Анавий - женское имя, буквально - молодая сила.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Собственные имена с давних пор привлекали ученых и философов. С архаических времен именами были наделены не только географические «объекты, все существа живой природы, но также все люди, все племена и народы.

«В слове и в особенности имени - все наше культурное богатство, накапливаемое в течение веков» - писал ученый-энциклопедист Д.Ф. Лосев.

Будучи одним из древних народов Поволжья, марийцы в течение длительного ряда веков выработали имена собственные. Источниками древнемарийских имен являются мифы, предания, сказки, старинные песни, топонимы, память народная.

Последнее издание «Словарь марийских личных имен» (1995 г.) имеет в своей коллекции 16120 таковых. Они включают в себя имена собственные, древнемарийские. А также перенятые от родственных угро-финов, от племен и народов, от которых зависели, волжских булгар, казанских татар, уральских башкир.

Марийские имена корнями примерно из 25 онимов - от названий тотемных животных (медведя, лося, оленя), птиц (гуся, утки и др.), рыб, тотемного рода, видов растений, места рождения и т.п.

Имена уральских марийцев интересны для исследователей тем, что вплоть до 20-30-х годов 20-го столетия были неизменны со времени их переселения в наши края.

Автор предлагает читателям в алфавитном порядке небольшое количество имен собственных уральских угро- финов.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Значительная часть русского населения - "вольные" люди, переселившиеся по правительственным указам. Старообрядцы - не имели фамилий и на вновь освоенной территории, на Урале. Доходило до парадоксов и, собственно, даже и фамилии не было, а только прозвища в деревне.

"Как же я вас буду по книге записывал»? - говорил священник. - Вот в нынешнем году три Ивана Шалаевых умерли и три Ивана Шалаевых родились, а в прошлом году было то же с Матренами - две Матрены умерли, две Матрены родились". "Уж так с испокон веку, - отвечал староста, - все Шалаевы, и делу конец. Значит, прадед-то наш назывался Шалаем, вот и вышли все Шалаевы, по прадеду, значит. От начальства тоже прижимки бывают. Как-то 5 лет назад возился сдагь в солдаты наших парней, и, как на грех попались три Сидора и все Иванычи. Воинский начальник даже обиделся". "Надо бы все-таки фамилии придумывать, - советовал священник. - Оно для вас же удобнее". А для чего нам, батюшка, фамилии? Живем в лесу с испокон веку и друг дружку знаем... А покойников на том свете господь батюшка разберет и без нас, кто чего стоит". Короче, был большой простор для "изобретения" фамилий. Большую группу составляют так называемые географические - по месту прежнего жительства - губернии (Вяткины, Калугины), по городу или уезду (Сарапуловы, Кунгуровы), селу или деревне, по реке или роднику, озеру. Автор предлагает партию фамилий, которые составлены по изданию "Список населенных мест по сведениям 1869 года"; СПБ, 1875 г. Читателю надо иметь в виду три обстоятельства: 1. За этот период исчезли с карты страны не десятки, а сотни и тысячи сел и деревень. 2. Носители одинаковых фамилий в каком-то двудесятом колене могут быть родственниками. 3. Большинство переселенцев в теперешний юго-запад области были из ближних и дальних уездов и волостей Пермской губернии.

Андрюков - указывается деревня с таким названием в Пермском уезде.

Анисимов - д. Анисимов в Кунгурском и Аниеимо в Чердынском уездах.

Бабин - населенные пункты с таким названием были в Пермском, Оханском и Соликамском уездах.

Брагин - в Оханском уезде были хутора Братина 1 и 2-й.

Белобородов - в Оханском уезде были деревни Белобороды и Белобородова.

Белослудцев - корни Белослудцевых из Архангельской губернии - из бассейна реки Белая Слуда встречаются поселения Слуда в вятских, вотских и пермских землях.

Подробнее: Откуда твоя фамилия

Сапа - женское имя, перенято у тюр­ков, буквально, благородная, достой­ная. Есть фамилии Сапин, Сафин.

Саркий - мужское имя, произошло от тюркского слова «сары» - желтый.

Сарман - мужское имя, перенято у тюр­ков. Имеет несколько значений: желтый, взошла луна, облако желтого цвета.

Сейлан - женское имя, с тюркского - дра­гоценный камень. Есть вариант Сайлан.

Селей - мужское имя. Перенято у род­ственных угро-финнов, коми. «Шелей, «Шель» - молодой. У марийцев «шольо» - младший брат. У горных мари «шольы». Есть фамилия Селеев, искажены писарями-«грамотеями» во время бес­численных подворных переписей.

Суербай - мужское имя. Перенято у тюрков. «Суер» - птица. Есть вариант Сербаев.

Суянгул - мужское имя. «Суян» с ма­рийского - свадьба. Видимо, ребенок родился во время свадьбы, скорее все­го, одного из близких родственников. Есть фамилия Суянгулов.

Такий - женское имя, буквально, бодрая.

Танай - мужское имя. «Тан» с марий­ского - друг, приятель. «Таны» с тюрк­ского - друг, знакомый. «Танай» с мон­гольского – 1.ваш; 2.ваш дом, семья.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Автухов - "авдюшка" - рыба - голец, или от имен Авдотья(от греч.Евдокия - милая, умная, симпатичная), Евдоким ( с греч. уважаемый, почтенный). "Овдух; крестьянин, 1545 год - "Псков" (здесь и далее, когда впервые была зафиксирована фамилия (имя), - С. Б. Веселовский "Ономастикон". М. 1974 г.).

Алабышев - "алабыш" - колобок; "олабыш" - круглый хлебец из кислого теста. "Федор Федорович Алабыш Ярославский, конец 15-го века", ему принадлежало сельцо Афанасьевское в Московском уезде, ныне село Алабышево. Есть варианты - Алябышев, Алябьев.

Аржанухин - "аржанец" - бескорневищный пырей; "аржанина" - ржаной хлеб; "аржануха" - девушка или женщина, выросшая на ржаном хлебе, неприхотливая и здоровая. В старину рожь была главной зерновой культурой: "Рожь родит сплошь, а пшеница по выбору".

Бабакин - от слова "Бабушка". "Бабахин Иван Никифорович, 1540 год - Арзамас".

Байкалов - правильно Байкулов - "раб богача. " Байкулов Федор Тимофеевич, 1597 год - Рязань".

Безруких - не имеющий руки или не владеющий ими. "Безрукий Кузьма, посадский человек, 1606 год", на Урале с 17-го века.

Блаженков - "блажный" - шальной, горячий, "блажить" - ублажать, величать. Блаженный: 1.благополучный, счастливый. 2.тронутый умом. "Блаженков Истома Петрович, 1553 год - Новгород".

Бородавкин - буквально, усеянный бородавками. Кроме того, "борода" в северных говорах - помочь при осенней молотьбе суслонов. В дохристианский период существовало личное имя Борода. "Федор Федорович Бородавкин Мещерский, 1550 год; Василий и Дементий Бородавкины, конец 15-го века - Новгород".

Подробнее: Кое-что об уральских фамилиях

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом