История образования

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Во второй половине XIX века рост числа начальных школ опережал рост количества учителей, и дефицит кадров был постоянным. Земства различных губерний уже в 70-х годах открыли несколько учительских семинарий и школ по программе, разработанной в 1861 году К.Д. Ушинским.

К концу XIX века на территории Красноуфимского уезда с населением 261 000 человек, кроме русских, проживали башкиры, пермяки (удмурты), черемисы (марийцы), вогулы, зыряне. В пяти волостях уезда из 44-х компактно проживали магометане, но у них были свои школы - мектебе. В 12 волостях, кроме русского населения, было много инородческого, которое составляло 1/3 населения уезда. Инородцы не оказывали материальной поддержки существующим начальным школам и неохотно отдавали детей в русские школы. Но земские сборы, часть которых шла на образование, они платили исправно. Поэтому земство считало себя обязанным открывать в таких населённых пунктах для них начальные школы на средства казны. Четырёхгодичный курс обучения в одноклассных инородческих школах вёлся по программе просветителя инородцев Н.И. Ильминского учителями из черемисов или русскими, знавшими язык этого народа. Но таких среди русских учителей было мало.

На 23-м съезде (1892 г.) Уездного Земского собрания по предложению пермского губернатора рассматривался вопрос об открытии в малых населённых пунктах «школок грамотности». Эти «школки» должны были дать основы грамоты значительному числу детей 8-9 лет, не отрывая их от семьи. Они готовили бы детей к поступлению в средние классы одноклассных училищ (малокомплектные школы с 3-летним сроком обучения), где нередко у одного учителя занимались 50 и более разновозрастных детей. Это облегчало бы труд учителей и давало бы основы грамоты большему числу детей. Но для открытия таких школок требовались дополнительные учительские кадры. Возникла необходимость учреждения в каждом уезде двух или более церковно-приходских школ с учительскими и сельскохозяйственными курсами при них. Для избежания лишних расходов предлагалось преобразовать в школы с учительскими курсами те из одноклассных земских или церковно-приходских школ, которые имели «вместительные школьные здания и участки земли». Главная задача такой школы - подготовка учителей как для русских, так и для инородческих школ грамоты уезда. Вторая важная задача этой школы - дать местному обществу таких людей, которые могли бы «с большею пользою послужить на общественных крестьянских должностях: волостного писаря, волостного старшины, сельского старосты и др.» (Правительственный Вестник № 80, 1892 г.). Но работа в школах грамоты - это главная задача в деле всенародного образования для будущих выпускников предполагаемой школы. «Только школы грамоты, - писал Рачинский, - в состоянии пронизать лучами света всю мглу безграмотности и осветить те уголки и закоулки, против которых бессильны и наикратчайшие школьные радиусы». (С.А. Рачинский - профессор Московского университета, в 1867 году оставил кафедру физиологии растений. Поселившись в имении в Смоленской губернии, основал там образцовую народную школу, посвятив себя делу народного образования, разрабатывал методики по разным предметам. Выступал в печати пропагандистом народной школы. Эпизодам из жизни школы посвятил несколько картин художник Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.)

Подробнее: Учительская школа Савиново

В качестве бренда нашего города выбрано название древней акулы. Научное название этого древнего ископаемого - геликоприон-Бессонова. Кто такой Бессонов, что сделал Красноуфимск известным и за пределами России?

Александр Григорьевич БЕССОНОВ работал в качестве инспектора народных училищ Красноуфимского уезда Пермской губернии в течение 16 лет, с 1891 года по 1906 год. Это было время перехода от одноклассных школ с 3-х годичным сроком обучения на 4-х годичный. Время введения в России всеобщего бесплатного (без слова «обязательного») начального образования. Требовались грамотные учителя, необходимо было расширять помещения существующих в уезде школ, открывать новые школы, строить помещения для них. Красноуфимское Земское собрание активно сотрудничало с инспектором и уездным училищным советом, выделяло средства по их ходатайствам.

Особое внимание уделялось подбору кадров еще со времени работы предыдущего инспектора В. В. Корватовского. Он в 1884 году поднимал вопрос о награждении достойных учителей, об увеличении жалования на 30 р. за каждые 5 лет работы в качестве учителя начальной школы. Решение Земским собранием было принято, но не всегда это выполнялось. Бессонов напомнил о принятом, но выполняемом с перерывами решении. Уездное Земское собрание в 1895 г. поручило Земской Управе составить совместно с уездным училищным советом список преподавателей и преподавательниц начальных народных училищ уезда, достойных увеличения оклада содержания, и представить его Уездному Земскому собранию на сессии 1896 г. Требуемый список был составлен, в него включили 29 человек. Всего прослуживших более 5 лет в начальных школах уезда было 67 человек. Еще учителя, учительницы и их помощники, прослужившие достойно более 10 лет, по положению о начальных народных училищах, награждались серебряными медалями с надписью «за усердие» на Александровской ленте для ношения на груди. В 1896 г. удостоились такой награды 4 учителя: Собакин, Лыбин, Лукашкин, Калашников и 6 учительниц: Р. Скачкова, Соколова, Попова, Бехтерева, Боголепова, Фокина, и помощница Вяткина. В уезде 17 человек уже были награждены ранее.

Не забывал Бессонов ходатайствовать перед Земским собранием о выражении благодарности людям, проявляющим заботу о начальных школах, независимо от их статуса. Так в 1896 г. среди уже широко известных в уезде людей отмечен крестьянин Антон Николаевич Дерягин, торгующий по зимам разной мелочью. Ему объявлена благодарность Земским собранием за то, что бесплатно дает ученикам местного начального училища перья, ручки, карандаши, грифели.

Подробнее: Бренд Красноуфимска

Что хранят архивные документы? Память о каких-то важных событиях в стране, в городе, в жизни отдельного человека. Но, кроме того, и память о людях нашего города, служивших прогрессу.

Меня интересовали материалы, связанные с развитием народного образования в г. Красноуфимске в XIX веке. Работая с протоколами заседаний Красноуфимской Городской думы за 1886 год, я постоянно наталкивалась на интересные деловые предложения гласного (т.е. депутата) П.П. Станова. Возникал вопрос: кто по профессии этот человек, так горячо и самоотверженно борющийся за развитие грамотности и культуры в городе.

На заседании Думы 18 февраля 1887 года был зачитан доклад городской Управы, где сообщалось, что гласный П. П.Станов подал заявление на имя городской Управы. В этом заявлении он напомнил, что несколько месяцев назад город был свидетелем торжественного открытия Кирилло-Мефодьевского училища, которое временно размещено в частном доме Т. А. Пятова (Пятов - гласный городской Думы, купец, владелец мельницы). Как сообщает в заявлении Станов, «это низкое, без устройства хотя бы примитивным способом вентиляторов, угарное и крайне мало вместимое с неудобным расположением комнат помещение преждевременно делает детей неспособными к пониманию того, что им говорится и объясняется в классе... Таким образом, училище не только не оправдывает того высокого назначения, для которого оно открыто, но наоборот, при таких условиях приносит вред, действуя ослабительно на крайне слабый детский организм». Городская Управа в это время была переведена во вновь построенное здание (ныне здание районной администрации), а старое помещение «напротив тюремного замка» (ныне «Энергосбыт»?) стояло свободным. Поэтому г. Станов просит Управу «не найдет ли она возможным, не ожидая заседания городской Думы, уступить свободное помещение после соответствующего ремонта под Кирилло-Мефодьевское училище, учитывая назревшую потребность в обучении детей и большой наплыв таковых в училище». Городская Управа передала это заявление инспектору народных училищ г. Красноуфимска В.В.Корватовскому. Он отношением от 21 февраля за № 226 уведомил Управу, что помещение, занимаемое Кирилло-Мефодьевским училищем, хотя и не в такой степени неудобно, как заявлял г. Станов, но, тем не менее, перевод его в здание, бывшее под городской Управою, после надлежащей его ремонтировки и приспособления для школьных надобностей весьма желательно, тем более что со следующего года число учащихся значительно увеличится и представится необходимым отделить девочек от мальчиков».

Гласный П.П. Станов еще просил, в случае перевода училища в городской дом, при распределении классов учесть мнение доктора. А кроме того, устроить при училище гимнастику для учащихся, для чего выделить необходимые средства». Городская Дума проголосовала утвердительно за это предложение. Затем неугомонный Станов выступает еще с одним заявлением. Он просит городскую Думу, «не признает ли она возможным дополнительно ассигновать 60 рублей в год на вознаграждение учителя пения» при другом городском смешанном училище. По его мнению, «обучение пению в значительной степени содействует скорейшему развитию детей, как в умственном, так и в нравственном и даже физическом отношении». Он считает, что подготовленные таким образом дети под руководством опытного учителя могли бы с успехом заменить исчезнувший из собора хор учеников реального училища и в немалой степени содействовать благолепию при священнодействиях в местном храме». Но мнения разделились. Против выступили купцы О.А. Юшманов, Е.И. Лаврентьев. Гласный Т. А. Пятов, не вдаваясь в обсуждение, полезно или нет пение для детей, «в виду предполагаемых расходов, необходимых для ремонта казарм и городского дома» предложил ходатайство Станова отклонить. Отстаивая свое мнение в отношении полезности пения для детей, гласный Станов предлагал обучать пению всех детей - учащихся начальных училищ. Но окончательное голосование по этому вопросу (9 голосов «за» и 10 «против») было отрицательным.

Подробнее: Первая городская библиотека

ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Отечественная война 1914 года породила массу проблем. Государь Император в своем обращении к россиянам просил в переживаемое страной трудное время оказывать посильную помощь. Красноуфимский уезд выполнял и военные заказы, и размещал на своей территории беженцев из Прибалтики и Польши. Оказывали всевозможную помощь семьям воинов, находящихся на фронте или ставших инвалидами от полученных ранений. Помощь требовалась и детям погибших на полях сражений, особенно в многодетных семьях, которых в то время было немало. Так бывший инспектор народных училищ Красноуфимского уезда А. Г. Бессонов пожертвовал принадлежащее ему имение в селе Дружино-Бардымском для устройства приюта для детей воинов, павших в 1914-1915 годах. Особенно в трудном положении оказались в период уборки хлебов те семьи, где трудоспособные мужчины были на фронте и не было средств, чтобы нанять кого-либо.

Когда появился в нашем городе первый студенческий отряд? В Красноуфимском государственном архиве есть документы, дающие ответ. Сохранился отчет директора Красноуфимского Промышленного училища В. Новикова, направленный в Красноуфимскую Уездную Земскую управу «О работахъ дружины изъ учащихся города Красноуфимска Для уборки хлебов въ 1915 г. на поляхъ доблестныхъ защитниковъ Родины».

18 июня 1915 года педагогический совет промышленного училища на специальном заседании решил, что священный долг каждого - помогать кто чем может тем семьям, где мужчины ушли на фронт. «Дабы они зная, что Родина печется об их семействах, со спокойным духом могли довершить великое дело защиты отечества от жестокого врага». Постановили; опросить родителей и самих учащихся технических и общеобразовательных классов, кто из них пожелал бы добровольно принять участие в полевых работах по уборке хлебов в тех крестьянских хозяйствах, в которых из-за ухода мужчин в действующую армию не хватает рабочих рук. Из пожелавших работать организовать дружину, «технический надзор за исполнением полевых работ» поручить заведующему учебной фермой преподавателю технических классов Петру Владимировичу фон Берингу.

Довольно быстро дружина была организована. В ее состав вошли 19 учащихся первого сельскохозяйственно-технического класса, 16 человек из второго сельскохозяйственно-технического класса и 5 учащихся общеобразовательных классов.

Кроме того, в городе нашлись еще желающие. Это были 8 учащихся высшего начального училища и 4 народных учителя. Всего в отряде собралось 52 человека.

По ходатайству директора Промышленного училища Земская управа указала те крестьянские хозяйства, в которых не хватало рабочих рук. Руководителю отряда Земская управа выдала в виде аванса 75 рублей на расходы, связанные с продовольствием для учеников и для покупки некоторых материалов.

Подробнее: Первый студенческий красноуфимский отряд

Из истории народного образования Красноуфимска

Моя родная школа № 1 скоро отметит 90-летие, а реальному училищу, существуй оно и поныне, сегодня перевалило бы за сто тридцать. Однако установить, когда появилась в нашем городе первая школа, сейчас трудно. Дело в том, что статус уездного города Красноуфимск получил по указу Правительствующего сената только в 1781 году. А до этого был Красноуфимской крепостью в составе Уфимской провинции Оренбургской губернии с тремястами дворов, деревянной церковью и гарнизоном из одной роты пехоты и трехсот служилых казаков. Возможно, была какая-то школа у казаков или при церкви. Но уездный город существовать без школы не мог. Получив такой статус, Красноуфимск вошел в Оренбургский учебный округ, под контролем которого учебные заведения уезда оставались до 1919 года. Вероятно, в Пермском и особенно Оренбургском архивах есть сведения о первых учебных заведениях нашего города. Но вот и в наших архивах я нашла сведения о городском мужском двухклассном училище (три отделения - младшее, среднее и старшее - по два класса в каждом), открытом в 1842 году и преобразованном в 1867 году, аналогичном женском училище, открытом в 1872 году. Основные предметы: русский язык, арифметика и закон божий - на младшем отделении; на среднем и старшем добавлялись русская история, география, в мужских училищах еще геометрия и черчение, в женских - рукоделие. В одном из инспекторских отчетов по результатам выпускных экзаменов приведены средние баллы по перечисленным предметам и общий средний балл. В мужском училище он был 3,57, а в женском - 4,25.

До образования земств в 1870 году часть училищ была в ведении Министерства народного просвещения, часть в ведении Палаты государственных имуществ, были церковные безвозмездные школы. На первой же сессии Красноуфимского уездного Земского собрания в 1870 году сообщались сведения о народных училищах Красноуфимского уезда, кроме казенных и церковных. Таких училищ в уезде было 13, и в них «учащихся обоего пола 560 человек». За 1870 год в уезде открыто 5 училищ. Принято решение: открыть еще хотя бы 6 училищ в наиболее многолюдных местностях. «Предоставить Управе на средства, ассигнованные на новые школы, открывать их там, где сами общества осознают пользу грамотности и заявляют желание иметь училища».

Если училища открывались на средства правительства или совместно с земством, то это делалось по распоряжению Министерства народного просвещения; а если на пособия от земства, общества и частных лиц, тогда просто с его разрешения. Поступали они в распоряжение попечителей учебных округов.

Подробнее: Истоки

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом