Материалы краеведа В. Д. Ганькина

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

В 2019 году, в День города Красноуфимска, ожидается двойной праздник. В этом году отмечается 100-летие прихода первого поезда на станцию Красноуфимск и 100-летие красноуфимских железнодорожных предприятий: дистанции сигнализации и блокировки (ШЧ-14) и локомотивного депо, которое теперь реструктуризировано на три предприятия (ТЧЗ-16, СЛД-61, ТМХ Сервис), а в годы становления просто паровозного депо станции Красноуфимск, в те времена (1919 год) Казанбургской железной дороги.

Этой статьёй мы открываем серию публикаций об истории строительства Казанбургской железной дороги, об истории возникновения железнодорожных предприятий и о славных династиях красноуфимских железнодорожников.

В газете «Городок» в разные времена были опубликованы материалы Валерия Дмитриевича Ганькина, почётного краеведа, который в течение долгого времени занимается изучением истории строительства Казанбургской железной дороги.

Сегодня мы публикуемего краткий рассказ.

Красноуфимск изначально был образован как крепость, затем по реформе Екатерины II в 1781 году стал уездным городом, и как уездный город он занимал обширную территорию. Было 44 волости с населением на 1917 год 200 тысяч человек. Как уезд, он был связан с окраинами и делился на сельскохозяйственные и горнозаводские районы. А связан был с пермскими, шалинскими окраинами, частью северо-востока Челябинской области. То есть, чтобы попасть в уездный город, нужно было на чём-то добираться. Было четыре сухопутных дороги, самая главная из них - Московская, или, как её называли, Сибирский тракт: от Москвы до Иркутска. Вторая дорога - Златоустовская - сегодняшняя на Башкирию. Третья дорога - в сторону Нязепетровска, которая называлась Ураимской дорогой. И четвёртая дорога была малоизученной - Бирский тракт - через Нижнеиргинск на Бирск. Водным путём служила река Уфа, по которой один раз в год в большое половодье сплавляли продукцию Артинского, Нязепетровского, Саранинского и других заводов.

Подробнее: "Чтобы нам избежать голода - нужно строить железную дорогу на Красноуфимск"

1868 г - опубликован проект Уральско-Сибирской железной дороги, проект южного её направления: Казань - Сарапул - Красноуфимcк - Екатеринбург - Камышлов - Тюмень, автор Е.В. Богданович;

1903 г. - АО «Московско-Казанская железная дорога» («МКЖД») предложено строительство линии от ст. Чепца через г. Осу на г. Красноуфимек и далее на г. Екатеринбург:

1906 г. - Красноуфимская уездная управа вышла в правительство с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимек, Управление МПС отклонило его ввиду затруднительного состояния государственной казны:

1910 г. (лето) - несколько партий инженеров провели изыскания но направлению предполагаемого строительства новой железной дороги, изыскания коснулись окрестностей г. Красноуфимска;

1911 г. (март) - в результате конкурсного отбора разрешение на строительство магистрали Казань - Екатеринбург получило АО «МКЖД»;

1913 г. (14 мая) вышел Высочайший указ, утвердивший строительство линии Казань - Екатеринбург;

Подробнее: Памятные даты железнодорожной линии Казань-Екатеринбург

Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».

Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.

Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.

Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.

Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).

Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.

Подробнее: Кое-что о фамилиях

Географические объекты на нашей планете исключительно разнообразны. Здесь и природные, и возникшие как результат деятельности людей объекты, которые должны каким-то образом называться, т.е. иметь собственные названия. В топонимике их определяют как объекты номинации.

Соответственно все топонимы можно разделить на классы в зависимости от специфики объекта номинации. Таким образом, топонимический класс - это сумма названий однотипных географических объектов.

Очевидно, что выделяется несколько основных классов топонимов. Они соотносятся с основными типами географических объектов. Однако количество классов довольно значительно, поскольку таким же большим является и количество разнообразных типов географических объектов.

Каждый класс делится на подклассы топонимов. Рассмотрим основные классы топонимов.

ОРОНИМЫ - класс топонимов, включающий названия форм рельефа. В состав этого класса входят наименования гор, вершин. Равнин, впадин, пещер оврагов и других геоморфологических объектов. Среди оронимов выделяются несколько подклассов. В частности спелеонимы - названия подземных природных образований и форм рельефа. Это наименования пещер, гротов, пропастей, лабиринтов и т.д.

ГИДРОНИМЫ - класс топонимов, который включает названия всех водных объектов - рек ручьёв, источников, колодцев прудов озёр, океанов и их частей.

Ввиду обилия водных объектов номинации гидронимы подразделяются на подклассы. Потамонимы - названия рек, ручьёв. Это один из многочисленных топонимических подклассов на планете. Лимнонимы - вид гидронимов, который включает названия озер, прудов, водохранилищ. Океанонимы - названия океанов. Это самый маленький по количеству названий топонимический класс - ведь океанов на Земле немного. Пелагонимы - вид гидронимов, включающий названия морей или других частей океана.

Подробнее: Географические топонимы

Будучи одним из древних народов Поволжья, марийцы в течение длительного ряда веков выработали имена собственные. Источниками древнемарийских имён являются мифы, предания, сказки, старинные песни, топонимы, память народная.

Имена уральских марийцев интересны для исследователей тем, что вплоть до 20-30-х годов XX столетия были неизменны со времени их переселения в наши края.

Автор предлагает читателям в алфавитном порядке небольшое количество имён собственных уральских угро-финнов.

Айвика - женское имя, буквально - красавица.

Али - в финском языке есть аналогичное слово в значении «умный».

Алипа - буквально - подруга.

Алмакай - мужское имя, от слова «олма» - яблоко; из числа имён-пожеланий, чтобы был красивым.

Анавий - женское имя, буквально - молодая сила.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом