Вечно юные стихи Юнны Мориц

ruenfrdeelitptsres

В серебряном столбе
Рождественского снега
Отправимся к себе
На поиски ночлега,

Носком одной ноги
Толкнем другую в пятку
И снимем сапоги,
Не повредив заплатку.

В кофейнике шурша,
Гадательный напиток
Напомнит, что душа —
Не мера, а избыток

И что талант — не смесь
Всего, что любят люди,
А худшее, что есть,
И лучшее, что будет.
Из биографии:

2 июня 1937 года в Киеве родилась поэт переводчик  Юнна Петровна Мориц.

Изумительная Юнна», – так называл ее Иосиф Бродский. А сама она называет себя «поэткой». Первые стихи опубликовала в 1954 году. Первая книга вышла в 1957 г. В 1961 окончила Литинститут им. А. М. Горького, несмотря на то, что в 1957 её исключили оттуда вместе с Г. Айги за «нездоровые настроения в творчестве».

В 1963 году в журнале «Юность» было опубликовано стихотворение Мориц, посвящённое памяти Тициана Табидзе, которое, согласно комментарию Евтушенко, «вызвало гнев в ЦК, но не очень понравилось своей жёсткостью и многим либералам».

Её книги не издавали (возможно, за стихи «Памяти Тициана Табидзе») с 1961 по 1970 год (в то время существовали «чёрные списки» для издателей и цензуры) и с 1990 по 2000 год. Гражданской теме посвящены поэма «Звезда сербости» ( о бомбёжках Белграда), которая издана в книге «Лицо», а также цикл короткой прозы «Рассказы о чудесном» (печатались в «Октябре» и за рубежом).

Её лирические стихи написаны в лучших традициях классической поэзии. О своих литературных учителях и пристрастиях Юнна Мориц говорит: «Моим современником был постоянно Пушкин, ближайшими спутниками — Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Заболоцкий, а учителями — Андрей Платонов и Томас Манн».

Лауреат премий им. А. Д. Сахарова — «За гражданское мужество писателя», премии «Триумф» (Россия), «Золотая роза» (Италия) и премии Международной Московской книжной ярмарки в номинации «Книга года» — «Поэзия 2005».

Из интервью:

«Если человек с детства читает поэзию и ему от природы дано вещество, откликающееся на тайны ритмичной Вселенной, которая, по сути, и есть поэзия, тогда он не то чтобы начинает поэзию любить — он начинает поэзией жить, в какие-то мгновенья вспоминая какие-то строки. А иногда он начинает жить в поэзии как поэт. Но источник один — «чужая поэзия», и она, безусловно, даёт очень мощную энергию, которая движет и развивает способности человека проникать в ритмы Вселенной, где мы пребываем» («Литературная газета», 7–13 февраля 2001 г.)

«После окончания школы с медалью я пыталась поступить в Киевский университет на журналистику. Меня не приняли за отсутствие литературных способностей. На собеседовании мне объяснили, что я не попаду в этот вуз ни при каких обстоятельствах. Но потом я при помощи всяческих ухищрений поступила на заочное отделение филологического факультета. А через год прошла творческий конкурс в Литинституте — и уехала в Москву» («Грани плюс», Киев, 25 марта 2006 г.)

«Для младших братьев и сестёр»

Поэтесса стала сочинять стихи для детей после рождения сына. В то время атмосфера в детских издательствах была более свободной и позволяла реализовать многие авторские фантазии.  Юнна Мориц работала в журнале«Юность», где вела рубрика «Для младших братьев и сестёр».

Детские стихи Юнны Петровны - добрые, искренние, ироничные, юмористичные и парадоксальные - многие увековечены в мультфильмах («Ёжик резиновый», «Большой секрет длямаленькой компании», «Любимый пони»).

Поэтесса легко и красиво играет со словами: «Вот идет большая драка, Снег идет, идетсобака, Я иду, идут часы, Королю идут усы!», показывая, что слово «идти» может интерпретироваться по-разному, что кроме буквального смысла, этот глагол имеет и переносноезначение. Мориц вообще любит словесные перевертыши: «танец-хохотанец», «кролик накроликовых коньках, королик на короликовых коньках», «верхаться на слонокоте». «Раз в галошусела Лошадь и сказала: Я - Галошадь.». Она разговаривает с детьми на их языке.

У Юнны Мориц вы не найдёте назидания, поучения. Грустить, творить, фантазировать,дурачиться, капризничать ребёнок имеет полное право. По мнению Юнны Петровны, детей нужновоспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые ненаносят им и окружающим физический вред». Своим творчеством поэтесса пытается оградить детейот этого мира насколько это возможно. Ритмичные, порой абсурдные стихи Мориц не имеютвозрастных ограничений, удовольствие от их прочтения и море смеха, даже хохота, гарантировановсем.

Особую популярность завоевали песни, написанные Сергеем Никитиным на стихи ЮнныМориц. Многие дети вместе с родителями приходят на концерты, чтобы «посвистеть дырочкой вправом боку», спеть «Когда мы были молодыми», «Большой секрет для маленькой компании» и др.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube