Александро-Невский храм г. Красноуфимска

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Православная газета № 23-24 (79) 1997 г.)

Дивный храм, как светильник над нами,
Он над городом словно парит,
Он давно без крестов куполами
Кротко в Божии очи глядит.
Храм, людскими слезами омытый,
Излучает молитвы тепло.
Не пока он, как голубь подбитый,
Только правое поднял крыло...

12 марта 1881 г. Красноуфимская городская управа по предложению гласного городской Думы С.П. Сигова (отца известного уральского писателя Алексея Сергеевича Сигова (Погорелова) постановила построить в городе храм во имя Александра Невского в целях увековечения памяти царя-освободителя крестьян Александра II убитого народовольцами 1 марта 1881 г Постановили ежегодно отчислять из городской казны на строительство храма не менее 100 руб. Проект храма безвозмездно выполнил пермский губернский архитектор Д.П.Рябов (племянник С.П.Сигова), руководил строительными работами по возведению храма подрядчик Мальков Фаддей Николаевич.

В 1901 г. был организован строительный комитет в основном из купеческого сословия. В 1903 г. храм был заложен.

В 1914 г. строительство храма было завершено и по благословению преосвященного Андроника, епископа Пермского и Соликамского, храм был освящен протоиереем Красноуфимского Свято-Троицкого собора Алексеем Будриным, расстрелянным впоследствии большевиками в начале 20-х годов.

Храм крестово-купольный построен в стиле русского барокко в традициях древнерусского культового зодчества. Купола храма луковичной формы были увенчаны четырехконечными ажурными коваными золочеными крестами шары под ними были тоже позолочены. Восьмигранная вонница заканчиваемся шатровым перекрытием и куполом. На восток обращены три алтарные апсиды. Карниз крыши украшен выполненным из кирпича орнаментом. Вокруг окон выложен кирпичный декор, напоминающий наличники. В настоящее время здание храма является архитектурно-историческим памятником и находится под охраной государства.

Внешне Александро-Невская церковь была очень красивой и совершенно непохожей на Свято-Троицкий собор. Оба прекрасных храма украшали наш город.

Внутри храм был высок и светел. Стены, своды, колонны, алтарь и барабан купола сияли ослепительной белизной. Свет падал сверху из трех верхних окон алтаря и из окон купола как с небесных высот.

Настенная живопись представлена запрестольным изображением Спасителя в архиерейском облачении и митре с Евангелием в руке сидящего на троне и предстоящими ему Богоматерью и Иоанном Крестителем Фигуры изображены в натуральную величину. Над иконостасом, над алтарной аркой - Распятие.

Полукругом выступающий на амвон трехъярусный голубого цвета иконостас отделял алтарь от храма Красивой формы резные. Царские Врата колонны рамы вокруг образов, изящная художественная резьба - сияли золотом и украшали иконостас. Очень красивые иконы написаны талантливым иконописцем в стиле. В Васнецова Серебряные семисвечники за престолом, подсвечники, паникадило и люстра были изящнюй формы.

Над сходом в церковь на задней стене висела трогательно прекрасная огромная икона Христа, благословляющего детей. Обращал внимание образ Спасителя, написанный художником В.П.Верещагиным для земской больницы на деньги собранные верующими и большая икона Богоматери под на-званием "Августовская", изображающая явление Божией Матери в стане русских воинов.

Украшали церковь прекрасно написанные иконы преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Стефана-святителя Великопермского, праведного Симеона Верхотурского святителя Иоасафа Белгородского и святителя Феодосия Черниговского. Храм был электрифицирован.

Красивое двухъярусное серебряное паникадило, спускающееся в центре храма из купола, освещало храм 24 электрическими лампочками, вмонтированными в макеты свечей. Такой же была 12-свечная люстра в задней части храма Арку Царских Врат и иконостас густо окружали электролампочки.

Алтарь располагается в средней большой апсиде с увенчанной крестом луковичной главкой на крыше. В двух боковых апсидах размещались ризницы и библиотека храма, хранились иконы и утварь. Особой роскоши и богатства в храме не было, но все, что имелось, было добротно и хорошего вкуса. Отопление храма было калориферным через котельную в подвале.

Вся церковь, новенькая, изящная, блистала красотой, привлекая восхищенные взоры.

Причт храма, являющегося приходским, состоял из священника, диакона и псаломщика. Настоятелем был священник Сергей Николаевич Сапожников, окончивший Пермскую духовную семинарию диакон Михаил Иванович Тихонов, а после него о Николаи Пшеничников старостами - Иван Харлампиевич Минин и Сурганов, регентами хора певчих - Александр Васильевич Пантелеев и Александр Васильевич Лукин.

После революции борьба с религией, церковью и духовенством была объявлена государственной задачей. Цель была - искоренить и уничтожить все, что имеет отношение к религии. 14 мая 1932 г был подписан Декрет о начале "безбожной пятилетки", цель которой определена так "к 1 мая 1934 г. имя Бога должно быть забыто на всей территории страны!" Было уничтожено 70000 храмов, около З00000 священников репрессировано (расстреляно, заключено в лагеря).

6 января 1930 г. в Рождественский сочельник Александро-Невский храм был опечатан местными властями одновременно со Свято-Троицким собором. Были грубо нарушены установленные законом порядок и правила закрытия храмов, чем воспользовались прихожане Свято-Троицкого собора и добились отмены решения местных властей.

Но члены церковного совета и староста Сурганов побоялись обжаловать беззаконное закрытие Александро-Невского храма опасаясь мести со стороны местых властеи. Боясь преследования и ареста предпочлипокориться и, безропотно уступив свой храм властям, перешли служить в Иннокентьевскую церковь.

Невыносимо тяжело, больно было смотреть прихожанам на дикое варварство разорения, разгрома и осквернения прекрасного храма были сброшены колокола, низвергнуты красивые ажурные кресты, разрушен купол звонницы. Крушили иконосгасы, выкидывали утварь, жгли иконы и книги прямо на площади перед храмом. Вместо снятых с колокольни крестов водрузили на их место красный флаг как символ победы над поверженным в прах храмом Кто они были, эти дикари? Это были дети тех, кто строил этот храм и молил-ся в нем. Команда пожарных, комсомольские акгивисты быстро расправились с храмом сопровождая его разгром глумлением, надругательством и осквернением.

Горячие головы из числа воинствующих безбожников требовали взорвагь храм. Но к счастью, здравый смысл победил. Здание приспособили под краеведческий музей, а здание где находился музей (дом про-мышленника Шевелина И.А., бывшего агронома), заняло печально извесшое ОГПУ.

Храм вступил в новый период существования. Внутри был перестроен, утратил внугреннюю высь, красоту и простор. Воцарилась печальная тишина умершего юного и прекрасного храма. Таким образом, здание как православный храм просуществовало немногим более 15 лет.

Новые хозяева как могли, заботились о сохранении здания, периодически производи-ли ремонт. Так в 1977-1978 гг. были произведены реставрационно-восстановительные работы, была заменена кровля куполов и крыши, восстановлен разрушенный купол звонницы, очищены от копоти стены. Мы обязаны музею тем, что здание Александро-Невского храма сохранилось до наших дней, не было взорвано, как это неоднократно собирались сделать, и не было изуродовано, как Свято-Троицкий собор. Внешний вид храма в основном прежний, кроме нелепого вида окна со стороны алтарной апсиды.

С сентября 1990 г. по апрель 1992 г. на страницах газеты "Вперед" шла ожесточенная дискуссия сторонников и противников передачи верующим Александро-Невского храма. Борьба за храм продолжалась до 1995 г. 5 декабря 1995 г. впервые за прошедшие 65 лет в честь праздника Дня памяти святого благоверного князя зем ли русской Александра Невского в правом приделе храма было совершено богослужение.

К возрождению Александро-Невской церкви А.С.Луканин написал небольшое стихотворение, которым я и заканчиваю очерк о "Красной церкви". Снова есть в Красноуфимске Александро-Невский храм. И его архиепископ Осветил на радость нам. Святый княже Александре! Тебе молимся, прости, Что твой храм от поруганья Не отважились спасти В светлый праздник освященья Образ Твой внесли мы в храм, Со слезами умиленья Припадем к твоим ногам.

Л.ВИШНЕВСКАЯ, (внешт. корр.)
Газета "Городок" г.Красноусфимск

Источник: Православная газета

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом