История образования

ruenfrdeelitptsres

В качестве бренда нашего города выбрано название древней акулы. Научное название этого древнего ископаемого - геликоприон-Бессонова. Кто такой Бессонов, что сделал Красноуфимск известным и за пределами России?

Александр Григорьевич БЕССОНОВ работал в качестве инспектора народных училищ Красноуфимского уезда Пермской губернии в течение 16 лет, с 1891 года по 1906 год. Это было время перехода от одноклассных школ с 3-х годичным сроком обучения на 4-х годичный. Время введения в России всеобщего бесплатного (без слова «обязательного») начального образования. Требовались грамотные учителя, необходимо было расширять помещения существующих в уезде школ, открывать новые школы, строить помещения для них. Красноуфимское Земское собрание активно сотрудничало с инспектором и уездным училищным советом, выделяло средства по их ходатайствам.

Особое внимание уделялось подбору кадров еще со времени работы предыдущего инспектора В. В. Корватовского. Он в 1884 году поднимал вопрос о награждении достойных учителей, об увеличении жалования на 30 р. за каждые 5 лет работы в качестве учителя начальной школы. Решение Земским собранием было принято, но не всегда это выполнялось. Бессонов напомнил о принятом, но выполняемом с перерывами решении. Уездное Земское собрание в 1895 г. поручило Земской Управе составить совместно с уездным училищным советом список преподавателей и преподавательниц начальных народных училищ уезда, достойных увеличения оклада содержания, и представить его Уездному Земскому собранию на сессии 1896 г. Требуемый список был составлен, в него включили 29 человек. Всего прослуживших более 5 лет в начальных школах уезда было 67 человек. Еще учителя, учительницы и их помощники, прослужившие достойно более 10 лет, по положению о начальных народных училищах, награждались серебряными медалями с надписью «за усердие» на Александровской ленте для ношения на груди. В 1896 г. удостоились такой награды 4 учителя: Собакин, Лыбин, Лукашкин, Калашников и 6 учительниц: Р. Скачкова, Соколова, Попова, Бехтерева, Боголепова, Фокина, и помощница Вяткина. В уезде 17 человек уже были награждены ранее.

Не забывал Бессонов ходатайствовать перед Земским собранием о выражении благодарности людям, проявляющим заботу о начальных школах, независимо от их статуса. Так в 1896 г. среди уже широко известных в уезде людей отмечен крестьянин Антон Николаевич Дерягин, торгующий по зимам разной мелочью. Ему объявлена благодарность Земским собранием за то, что бесплатно дает ученикам местного начального училища перья, ручки, карандаши, грифели.

Подробнее: Бренд Красноуфимска

Что хранят архивные документы? Память о каких-то важных событиях в стране, в городе, в жизни отдельного человека. Но, кроме того, и память о людях нашего города, служивших прогрессу.

Меня интересовали материалы, связанные с развитием народного образования в г. Красноуфимске в XIX веке. Работая с протоколами заседаний Красноуфимской Городской думы за 1886 год, я постоянно наталкивалась на интересные деловые предложения гласного (т.е. депутата) П.П. Станова. Возникал вопрос: кто по профессии этот человек, так горячо и самоотверженно борющийся за развитие грамотности и культуры в городе.

На заседании Думы 18 февраля 1887 года был зачитан доклад городской Управы, где сообщалось, что гласный П. П.Станов подал заявление на имя городской Управы. В этом заявлении он напомнил, что несколько месяцев назад город был свидетелем торжественного открытия Кирилло-Мефодьевского училища, которое временно размещено в частном доме Т. А. Пятова (Пятов - гласный городской Думы, купец, владелец мельницы). Как сообщает в заявлении Станов, «это низкое, без устройства хотя бы примитивным способом вентиляторов, угарное и крайне мало вместимое с неудобным расположением комнат помещение преждевременно делает детей неспособными к пониманию того, что им говорится и объясняется в классе... Таким образом, училище не только не оправдывает того высокого назначения, для которого оно открыто, но наоборот, при таких условиях приносит вред, действуя ослабительно на крайне слабый детский организм». Городская Управа в это время была переведена во вновь построенное здание (ныне здание районной администрации), а старое помещение «напротив тюремного замка» (ныне «Энергосбыт»?) стояло свободным. Поэтому г. Станов просит Управу «не найдет ли она возможным, не ожидая заседания городской Думы, уступить свободное помещение после соответствующего ремонта под Кирилло-Мефодьевское училище, учитывая назревшую потребность в обучении детей и большой наплыв таковых в училище». Городская Управа передала это заявление инспектору народных училищ г. Красноуфимска В.В.Корватовскому. Он отношением от 21 февраля за № 226 уведомил Управу, что помещение, занимаемое Кирилло-Мефодьевским училищем, хотя и не в такой степени неудобно, как заявлял г. Станов, но, тем не менее, перевод его в здание, бывшее под городской Управою, после надлежащей его ремонтировки и приспособления для школьных надобностей весьма желательно, тем более что со следующего года число учащихся значительно увеличится и представится необходимым отделить девочек от мальчиков».

Гласный П.П. Станов еще просил, в случае перевода училища в городской дом, при распределении классов учесть мнение доктора. А кроме того, устроить при училище гимнастику для учащихся, для чего выделить необходимые средства». Городская Дума проголосовала утвердительно за это предложение. Затем неугомонный Станов выступает еще с одним заявлением. Он просит городскую Думу, «не признает ли она возможным дополнительно ассигновать 60 рублей в год на вознаграждение учителя пения» при другом городском смешанном училище. По его мнению, «обучение пению в значительной степени содействует скорейшему развитию детей, как в умственном, так и в нравственном и даже физическом отношении». Он считает, что подготовленные таким образом дети под руководством опытного учителя могли бы с успехом заменить исчезнувший из собора хор учеников реального училища и в немалой степени содействовать благолепию при священнодействиях в местном храме». Но мнения разделились. Против выступили купцы О.А. Юшманов, Е.И. Лаврентьев. Гласный Т. А. Пятов, не вдаваясь в обсуждение, полезно или нет пение для детей, «в виду предполагаемых расходов, необходимых для ремонта казарм и городского дома» предложил ходатайство Станова отклонить. Отстаивая свое мнение в отношении полезности пения для детей, гласный Станов предлагал обучать пению всех детей - учащихся начальных училищ. Но окончательное голосование по этому вопросу (9 голосов «за» и 10 «против») было отрицательным.

Подробнее: Первая городская библиотека

ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Отечественная война 1914 года породила массу проблем. Государь Император в своем обращении к россиянам просил в переживаемое страной трудное время оказывать посильную помощь. Красноуфимский уезд выполнял и военные заказы, и размещал на своей территории беженцев из Прибалтики и Польши. Оказывали всевозможную помощь семьям воинов, находящихся на фронте или ставших инвалидами от полученных ранений. Помощь требовалась и детям погибших на полях сражений, особенно в многодетных семьях, которых в то время было немало. Так бывший инспектор народных училищ Красноуфимского уезда А. Г. Бессонов пожертвовал принадлежащее ему имение в селе Дружино-Бардымском для устройства приюта для детей воинов, павших в 1914-1915 годах. Особенно в трудном положении оказались в период уборки хлебов те семьи, где трудоспособные мужчины были на фронте и не было средств, чтобы нанять кого-либо.

Когда появился в нашем городе первый студенческий отряд? В Красноуфимском государственном архиве есть документы, дающие ответ. Сохранился отчет директора Красноуфимского Промышленного училища В. Новикова, направленный в Красноуфимскую Уездную Земскую управу «О работахъ дружины изъ учащихся города Красноуфимска Для уборки хлебов въ 1915 г. на поляхъ доблестныхъ защитниковъ Родины».

18 июня 1915 года педагогический совет промышленного училища на специальном заседании решил, что священный долг каждого - помогать кто чем может тем семьям, где мужчины ушли на фронт. «Дабы они зная, что Родина печется об их семействах, со спокойным духом могли довершить великое дело защиты отечества от жестокого врага». Постановили; опросить родителей и самих учащихся технических и общеобразовательных классов, кто из них пожелал бы добровольно принять участие в полевых работах по уборке хлебов в тех крестьянских хозяйствах, в которых из-за ухода мужчин в действующую армию не хватает рабочих рук. Из пожелавших работать организовать дружину, «технический надзор за исполнением полевых работ» поручить заведующему учебной фермой преподавателю технических классов Петру Владимировичу фон Берингу.

Довольно быстро дружина была организована. В ее состав вошли 19 учащихся первого сельскохозяйственно-технического класса, 16 человек из второго сельскохозяйственно-технического класса и 5 учащихся общеобразовательных классов.

Кроме того, в городе нашлись еще желающие. Это были 8 учащихся высшего начального училища и 4 народных учителя. Всего в отряде собралось 52 человека.

По ходатайству директора Промышленного училища Земская управа указала те крестьянские хозяйства, в которых не хватало рабочих рук. Руководителю отряда Земская управа выдала в виде аванса 75 рублей на расходы, связанные с продовольствием для учеников и для покупки некоторых материалов.

Подробнее: Первый студенческий красноуфимский отряд

Из истории народного образования Красноуфимска

Моя родная школа № 1 скоро отметит 90-летие, а реальному училищу, существуй оно и поныне, сегодня перевалило бы за сто тридцать. Однако установить, когда появилась в нашем городе первая школа, сейчас трудно. Дело в том, что статус уездного города Красноуфимск получил по указу Правительствующего сената только в 1781 году. А до этого был Красноуфимской крепостью в составе Уфимской провинции Оренбургской губернии с тремястами дворов, деревянной церковью и гарнизоном из одной роты пехоты и трехсот служилых казаков. Возможно, была какая-то школа у казаков или при церкви. Но уездный город существовать без школы не мог. Получив такой статус, Красноуфимск вошел в Оренбургский учебный округ, под контролем которого учебные заведения уезда оставались до 1919 года. Вероятно, в Пермском и особенно Оренбургском архивах есть сведения о первых учебных заведениях нашего города. Но вот и в наших архивах я нашла сведения о городском мужском двухклассном училище (три отделения - младшее, среднее и старшее - по два класса в каждом), открытом в 1842 году и преобразованном в 1867 году, аналогичном женском училище, открытом в 1872 году. Основные предметы: русский язык, арифметика и закон божий - на младшем отделении; на среднем и старшем добавлялись русская история, география, в мужских училищах еще геометрия и черчение, в женских - рукоделие. В одном из инспекторских отчетов по результатам выпускных экзаменов приведены средние баллы по перечисленным предметам и общий средний балл. В мужском училище он был 3,57, а в женском - 4,25.

До образования земств в 1870 году часть училищ была в ведении Министерства народного просвещения, часть в ведении Палаты государственных имуществ, были церковные безвозмездные школы. На первой же сессии Красноуфимского уездного Земского собрания в 1870 году сообщались сведения о народных училищах Красноуфимского уезда, кроме казенных и церковных. Таких училищ в уезде было 13, и в них «учащихся обоего пола 560 человек». За 1870 год в уезде открыто 5 училищ. Принято решение: открыть еще хотя бы 6 училищ в наиболее многолюдных местностях. «Предоставить Управе на средства, ассигнованные на новые школы, открывать их там, где сами общества осознают пользу грамотности и заявляют желание иметь училища».

Если училища открывались на средства правительства или совместно с земством, то это делалось по распоряжению Министерства народного просвещения; а если на пособия от земства, общества и частных лиц, тогда просто с его разрешения. Поступали они в распоряжение попечителей учебных округов.

Подробнее: Истоки

Реальное училище

В чем отличие реального училища от гимназии? Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Большое внимание в них уделялось изучению латинского языка. Многие ученые в 16-17-м веках настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ, в которых на первом месте стояли математика и естествознание.

С введением учебных округов в России царь Александр I в 1803 году приказал «... в каждом губернском городе открыть гимназию». По Уставу 1804 года целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Были открыты в России 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Гимназии были бесплатными и всесословными. В них были запрещены телесные и нравственные наказания. Урок длился 75 минут. М.М. Сперанский ввел в гимназиях экзамены на чины.

Устав 1804 года неоднократно дополнялся и изменялся. Была введена форма для учащихся. В 1837 году установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии, когда выдавался аттестат. В 1864 году введена пятибалльная система, успехи, поведение и прилежание учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Получившие на экзаменах баллы 4 и 5 награждались книгами и почетными грамотами. 21 марта 1849 года в России была проведена очередная реформа, и курс обучения стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделения. Первое готовило для чиновничьей службы, второе – для поступления в высшие учебные заведения.

В 1864 году был введен новый Устав, отражающий потребности общества. Гимназии стали делиться на классические и реальные. Окончившие классическую гимназию принимались в университеты без экзаменов, а после реальной могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический или медицинский факультеты университетов. Телесные наказания были отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ в России. В 1871 году был издан Устав гимназий и прогимназий (действовал с некоторыми изменениями до 1917 года), а в 1872 году – Устав реальных училищ. Это было своего рода звено средней школы с 6-7 летним сроком обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т.е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. В программе реальных училищ отсутствовали древние языки, но были значительно шире, чем в классических гимназиях, курсы математики, физики и естествознания. Преподавались два «новых» иностранных языка. Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и в классических гимназиях. Но, тем не менее, выпускники реальных училищ (кроме общеобразовательного отделения) могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Подробнее: Учебные заведения Красноуфимска

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube