Материалы краеведа В. Д. Ганькина

ruenfrdeelitptsres

"С тобою я готов и в темницу, и на смерть"

Евангелие от Луки

Сталинские репрессии почти поголовно уничтожили первое поколение молодой марийской интеллигенции. Среди них был и наш земляк - Алексей Николаевич Семенов (Акреев), который взял псевдоним - Эрыкан (свободный) и имя которого тесно связано с нашим краем, чему свидетельством предлагается хроника его жизни. Он был первым марийским писателем Урала.

1905 год - отец Эрыкана в родной деревне Кокшамары участвует в антиправительственном движении, боясь преследований, вместе с однокурсником и земляком Алексеем Лисовым выезжает на Урал: сначала работет в Сажино. затем в Курках, где его женой становится Лидия Михайловна, уроженка вятской стороны; после перевода в дер. Анд-рейково родилось четверо детей, затем семья Семеновых работала в Мараканово, Афонасково.

1912 год (16.II) - в д. Андрейково Сажинской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии в семье сельских учителей Семеновых - Акреевых родился первенец - сын Алексей, позже семья пополнилась тремя дочерьми - Валентиной, Зоей и Верой.

1924 год (07.10) - выпускник Андрейковской школы получил удостоверение об окончании школы первой ступени (4 класса).

В том же году на смерть В.И. Ленина написал стихотворение "Ильич", которое было опубликовано в московском журнале "У илыш" (Новая жизнь); внизу была подпись - "Деревенский юноша - Семенов".

1925 год - в марийскую деревню приезжает агитколлектив Красноуфимского Урал-Мари педтехникума; их выступление производит неизгладимое впечатление на юношу. 08.08 после годичной домашней подготовки по ходатайству отца он получил удостоверение о командировании в Урал-Марийский педтехникум (вместо двух лет курсы прошел за один; бывал в Красноуфимске). Свое первое стихотворение он посылает в журнал "У илыш".

1929 год - В Верхнем Бардыме, будучи студентом-практикантом, участвует в организации колхоза, в педтехникуме ведет краеведческую работу, что послужит одним из аргументов обвинения со стороны политической полиции - ОГПУ. Пишет рассказы, которые публикуются в марийских изданиях за подписью Ал. Акрейн; состоит в техникуме в литкружке молодых марийских писателей.

1930 год- получил диплом учителя, преподает марийский язык и литературу в опорной школе, хотя поначалу язык уральских угро-финнов знал плохо. Мать была русская, не поощряла в освоении этого языка, и он мало общался со своими андрейковскими сверстниками.

Подробнее: Эрыкан – наш земляк

к 100-летию этого события

Каждые сутки на земном шаре происходит в среднем более 200 землетрясений, за год - около 1000000. По балльности (по системе Рихтера) получается такая картина: в среднем за год бывает 8-балльных землетрясений - 2, 7-ми - 3, 6-ти - 100, 5-ти – 3000, 4-х -1500, 3-х - 10000. Люди же ощущают землетрясения только при амплитуде (м), равной 3-4 баллам. По некоторым данным, от землетрясений с начала цивилизации погибло около 150 млн человек, а количество жертв за исторический период составило 4200000. В "год катастрофических землетрясений", каким был назван 1976 год, жертв было более полумиллиона. Только в Европе с 1953 по 1978 год погибли от землетрясений 34 000 человек. С развитием письменности люди стали собирать описания землетрясений. Старейшее из таких собраний - китайское, уходящее в прошлое на 3000 лет. Полагают, что в этот удивительный каталог вошли все умеренные и сильные землетрясения от 780 года до н.э. и по настоящее время. А японский каталог охватывает меньший период времени, начиная примерное 1600 года н.э., а менее достоверные списки восходят к 416 году н.э.

Первый сейсмограф - прибор для фиксации землетрясений - был создан в Китае в 132 году н.э. Чжан Хжном: он представлял собой сосуд с 4-мя головками дракона, обращенными на четыре стороны света.

Наиболее распространены тектонические землетрясения. Они возникают, когда в горных породах под воздействием тех или иных геологических сил происходит разрыв земной коры Урал считается горной системой, покоящейся на твердой платформе, но и она подвергалась тектоническим катаклизмам. Так, в 1798 году было зафиксировано землетрясение в Перми, Екатеринбурге, Кунгуре и Верхотурье: "В ночь на 12 мая (23 по нов. ст.) выпал снег. В тот же день послышался глухой шум землетрясения. Оно не принесло особого вреда, но от бывшей в это время стужи на всем пространстве Пермской губернии пострадал местами хлеб, который, впрочем, потом поправился". (Ч. Мушкетов, А. Орлов, стр. 188).

Другое свидетельство: "В 1798 году, 23 мая, в 4 часа 30 минут, произошло землетрясение в Перми. Направленное с севера на юг. Продолжительность несколько секунд. Особенно убедительно было в каменных зданиях. В соборной церкви качались паникадила, тряслись связи и мебель, и трещали окна. Сила землетрясения - 4 балла".

В том же издании Мушкетова - Орлова говорится о землетрясении в Пермской губернии (стр. 296): "В 1847 году, 27 апреля, в первом часу полуночи, на Кыновском заводе было землетрясение, и так, что дома жителей Кыновского завода потряслись и был большой недуг между жителями. Сила - 5 баллов".

Подробнее: Землетрясения на Урале

Который год в известном поселке отмечают модный сейчас ежегодный праздник "День поселка", датируя годом основания 1919 год. Который год ко мне обращались по этому вопросу, но тогда у меня не было весомых аргументов, а за это время местные знатоки указывают только на приведенную дату. Так ли это?

Во-первых, отчего такое название - Пудлинговый.

Пудлингование (англ. puddling, от puddle - месить), пудлинговый передел - металлургический процесс передела чугуна в мягкое малоуглеродистое (пудлинговое) железо, получающееся в тестообразном состоянии (в виде крицы) на поду пламенной отражательной (пудлинговой) печи (см. Крица, Пудлинговое железо). Пудлингование было изобретено в 1784 г. Кортом в Англии. К началу XIX в. в промышленных странах оно заменило кричный передел чугуна, развитие которого, особенно в Англии, привело к истреблению лесов и уже не удовлетворяло увеличивающимся требованиям на железо. В топках пудлинговых печей сжигался (вместо древесного угля в кричных горнах) каменный ушпь, впоследствии, в зависимости от экономических условий, иногда заменявшийся топливом других видов. Применение пудлингования дало в 1-й половине XIX в. значительное по тому времени количество железа и стали, необходимых для быстрого развития промышленности и транспорта. С появлением во 2-й половине XIX в. конвертерных способов передела чугуна (см. Бессемеровский процесс, Томасовский процесс), а затем мартеновского производства постепенно вышло из употребления. В XX в. оно сохранялось в некоторых промышленных странах (гл. обр. в Англии) в небольших размерах для производства железа специального назначения, отличающегося повышенной свариваемостью, к середине XX в. производство в Англии пудлинговой стали составляло около 1 % общего производства стали.

Во-вторых, обратимся к карте Красноуфимского района 20-х годов прошлого столетия, район входил в состав Кунгурского округа Уральской области. Тогда указаны только такие поселения - Верхняя и Нижняя Сарана и станция Саранинский завод.

В третьих, берем материалы первой советской переписи 1926 года. В составе Верхнесаранинского сельского Совета 270 хозяйстве населением 1131 человек, из них мужчин 543, женщин - 588, в том числе в Верхнесаранинском заводе (107 дворов - 430: 200-230), в кордоне Голый мыс (1 - 7: 4 - 3), в поселке Долгий Мост (254 - 94:45 - 49), в кордоне Журавлиный Лог (7 - 36:17- 19), в деревне Ломаная Нога (49 - 235:120-235, из них белорусов -1, украинцев-52), в деревне Петухова (50-271:106-111), в хуторе Печи (2 - 6:2-4), в поселке Тигинский Ключ (9 - 43:27-16, все украинцы), в ж.д. разъезде Черная Речка (21 - 63:27-36).

Подробнее: Загадки поселка Пудлинговый

"И дым Отечества нам сладок и приятен... "

А.С. Пушкин

И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.

Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.

Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.

Подробнее: Вот моя деревня

"И дым Отечества нам сладок и приятен... "

А.С. Пушкин

И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.

Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.

Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.

Подробнее: Вот моя деревня

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube