Персоналии

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Климентий Федорович Борисов родился 21 января 1899 года в селе Кривцы Катайского района Курганской области, в семье крестьянина. Ровесник XXвека, К. Борисов стал свидетелем и участником всех важнейших событий нашего столетия.

Учеником наборщика в типографиях Екатеринбурга и Перми он встретил отречение царя и Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Красноармейцем Туркестанского отдельного артдивизиона с 1919 по 1921 год сражался на фронтах гражданской войны. Рабочим типографий Омска, Петропавловска, а затем журналистом красноуфимской районной газеты   «Ленинский путь» участвовал в первых пятилетках и проведении коллективизации. Командиром орудий различных калибров и старшим вычислителем дивизиона воевал на Калининском и 3-м Белорусском фронтах, штурмовал Кенигсберг, был среди тех, кто разгромил японских милитаристов на Дальнем Востоке. После войны вновь работал в газетах Красноуфимска и Верхней Салды. Первая книга К. Борисова — повесть «Дружная осень» — вышла в Свердловске в 1955 году. Автор более пятнадцати книг, изданных в Свердловске и Перми. Герои этих книг — современники автора: рабочие, солдаты всех поколений века. Особенно хорошо это видно в романе «Единомышленники», три книги которого — «Суровый канун», «Семь ветров» и «Календарь войны» — рисуют судьбу рабочей династии Харитановых, их духовное мужание в годы революционной борьбы, первых пятилеток и Великой Отечественной войны, свидетельствуют о неразрывности жизни героев романа с жизнью народа, раскрывают сложный, богатый мир современников. У К. Борисова зоркое писательское зрение, он видит самые мельчайшие психологические и пейзажные детали.

Возраст не снизил творческой активности К. Борисова, в журналах появляются его новые повести и рассказы.

К. Борисов награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны Iстепени, тремя медалями «За отвагу» и многими другими медалями.

Член Союза писателей СССР с 1959 года.

Член КПСС с 1943 года.

Живет и работает в г. Свердловске.

Подробнее: Борисов Климентий Федорович

К. Боголюбов пишет в воспоминаниях: «В моей литературной судьбе Павел Петрович сыграл немалую роль», и то жесамое можно сказать о его роли в литературной судьбе П. Бажова, хотя может возникнуть вопрос о правомерности такой мысли, ведь они были людьми разных поколений, у них разница в возрасте примерно двадцать лет. И тем не менее они тесно общались, иногда сотрудничали. П. Бажов дорожил мнением К. Боголюбова, ценил его литературную эрудицию. У них было много общего, и об этом пойдет речь.

К. Боголюбов приехал в Свердловск в 1926 г. с одной целью: стать писателем. Он писал с юных лет, когда учился в старших классах гимназии, на историко-филологическом факультете Пермского университета, когда служил в армии на Урале и в Сибири, когда работал сельским учителем в Прикамье. Его стихи были опубликованы в «Пермских губернских ведомостях», один из рассказов - в армейской газете «Красный стрелок», военкоровские заметки, частушки, фельетоны - в «Красноярскомрабочем». Это были пробы молодого пера.

В Свердловске литературная деятельность К. Боголюбова началась с педагогической работы: он преподавал русский язык и литературу слушателям различных курсов и студентам-журналистам сначала в Урало-Сибирском коммунистическом университете, затем в Свердловском коммунистическом институте журналистики. Двадцатые-тридцатые годы, по словам К. Боголюбова, были временем «поголовной учебы»: «Народ жаждал знаний, а страна нуждалась в новых кадрах. Создавалась бесчисленная сеть курсов, школ, кружков, вечерних и рабочих университетов. Помню, мне пришлось работать одновременно в ком вузе, в вечернем университете, вечерней совпартшколе, на курсах красных директоров». Конечно, нужно было много готовиться к занятиям, читать и читать различные тексты - не случайноК. Боголюбов пишет: "Кажется, за всю жизнья не прочел столько книг, сколько за один 1926 год». Занятия по русской словесности требовали также аналитического и историографического углубления в литературный материал и, видимо, поэтому для молодого К. Боголюбова естественным оказался переход к критическим статьям и рецензиям, которые он начинает писать в конце двадцатых годов. Эти критические публикации заметил И. Панов, позже ставший руководителем Свердловской писательской организации: он высоко оценил рецензии, статью о М. Горьком, напечатанные в «Уральском рабочем», газете «На смену!» и посоветовал заняться «критикой всерьез». К. Боголюбов пишет, что этот совет И. Панова во многом «определил профиль» его дальнейшей работы: "Я нашел свое место в уральском литературном строю».

И в это время, и в последующие десятилетия К. Боголюбов активно участвует в литературном процессе как критик и литературовед. Он писал рецензии о произведениях А. Исетского, И. Панова, А. Маленького, Н. Поповой, О. Марковой, В Старикова, Б. Рябинина, Ю. Хазановича, П. Макшанихина, Б. Дижур... Он писал о фольклористе В.П. Бирюкове и литературоведе М.А. Батине, его перу принадлежат статьи о А. Савчуке, А. Бондине, И. Ликстанове, А. Куштуме и далее можно назвать многих других литераторов, «отрецензированных» К. Боголюбовым: это Э. Бадьева, Я. Резник, Е. Ружанский, В. Очеретин, О. Коряков, М. Найдич, В. Шустов, Н. Никонов - всего около сорока писателей и поэтов. И, конечно, сюда входит П. Бажов, о котором К. Боголюбов написал больше, чем о каком-либо другом уральском писателе.

Подробнее: Константин Боголюбов и Павел Бажов

Певец Урала — так называют Павла Петровича Бажова в нашей области. Особенно этот писатель дорог трудящимся города Красноуфимска и района, которые дважды — в 1946 и 1950 годах — избирали его своим депутатом в Верховный Совет СССР. Вот что говорил «дедушка Слышко» на первой встрече с избирателями, состоявшейся 23 января 1946 года в зале средней школы г. Красноуфимска:

— Я с огромным интересом следил за ходом выдвижения, с непередаваемой радостью слушал, как народ в качестве кандидатов называл имена людей, прославленных на фронте и в советском тылу. И вдруг среди выдвинутых наших лучших товарищей я услышал свое имя. Сначала это показалось мне слуховой ошибкой и, признаюсь, несколько смутило меня. Но когда это подтвердилось еще и еще раз, я почувствовал высокую радость и воодушевление потому, что нет у советского гражданина большей радости, большего счастья, чем доверие, которое может оказать ему народ.

А первыми в Красноуфимском районе назвали Павла Петровича Бажова своим кандидатом в депутаты колхозники артели «Вперед» (теперь это Подгорновское отделение совхоза «Красноуфимский»).

В январе 1946 года в деревню Подгорную на встречу с писателем приехали избиратели Чатлыковского, Большетурышинского и Ключиковского сельсоветов, всего около 400 человек.

Для подгорновцев 1945 год был знаменательным. Выступающий на встрече с кандидатом в депутаты председатель колхоза Павел Никандрович Галкин рассказал, что колхозники сдали государству 6 тысяч центнеров хлеба, 482 центнера молока, 250 центнеров мяса, 30 тысяч яиц, 6700 центнеров картофеля и других сельхозпродуктов. Сам бывший фронтовик, Павел Никандрович сказал, что за годы Великой Отечественной войны Урал прославлен патриотическими делами его людей. В этом великая заслуга Павла Петровича, который горячо призывал уральцев отстаивать свободу и независимость Родины. Он зажигал пламя патриотизма у всех советских воинов.

И соседний с подгорновским колхоз «1 Мая» (ныне Александровское отделение совхоза «Красноуфимский») тоже трудовыми успехами встречал первые послевоенные выборы. В 1946 году этот колхоз стал миллионером. Его неделимые фонды составили 1 миллион 21 тысячу рублей. Колхозники получали на трудодень по 2,4 килограмма хлеба и по 5 рублей. В 1946 году александровцы получили урожай зерновых по 14,2 центнера с каждого гектара.

Об этих успехах и рассказывали колхозники своему кандидату, крупному и одаренному знатоку Урала, русской народной речи, уральского фольклора.

Первая встреча трудящихся г. Красноуфимска с П. П. Бажовым состоялась 23 января в зале бывшей средней школы № 1. На встрече выступили директор железнодорожного училища Н. И. Рубочкин, председатель сельхозартели «1 Мая» Н. И. Чащин, преподаватель сельскохозяйственного техникума Б. П. Митропольский.

Подробнее: Певец Урала - народный депутат

В “Рассказах об уральских книгах”, говоря о следующих изданиях пермской типографии, в частности об “Историческо-географическом описании Пермской губернии, сочиненном для атласа 1800 года” (1801), мы, опираясь на разыскания историка Ю. Власова33, так сказать, восстановили “авторское право” на это произведение школьного учителя Никиты Саввича Попова. В течение многих десятков лет авторство “описания” приписывали генерал-губернатору Карлу Федоровичу Модераху. К сожалению, отголосок прежней приписки докатился и до наших дней34.

Труд Н.С. Попова не случайно связывали с именем Модераха. В 90-е годы XVIII в. по указанию Географического департамента во всех губерниях началось составление карт для общего атласа России. В Перми карту делали “под смотрением”, т.е. руководством, Модераха, а к ней решили приложить подробное описание губернии. Материалы с мест доставлялись по приказу Карла Федоровича. Обрабатывал же их Н.С. Попов. В итоге получилась монография о губернии. Она должна была служить не широкому читателю, а подспорьем в деятельности местной администрации. В связи с этим о полиграфической аккуратности и красоте издания не очень-то заботились.

Более тщательно был подготовлен другой труд Попова — “Хозяйственное описание Пермской губернии сообразно начертанию Вольного Экономического Общества, сочиненное в 1802 и 1803 годах в г. Перми”. Книга вышла в свет в 1804 г. в двух томах внушительного объема35. В “Предуведомлении” автор отметил, что сочинена она и напечатана “по приказанию Пермского гражданского губернатора господина тайного советника и разных орденов Кавалера Карла Федоровича Модераха”. Много позднее библиограф и краевед Д.Д. Смышляев высоко оценил качество книги. Он писал: “Попов выполнил возложенный на него труд с редкой добросовестностью и знанием дела”36.

Важно подчеркнуть и то, что пермская полиграфия сделала шаг вперед: в книгу вошла заводская графика, акцидентный набор. Чертежи и карта губернии, конечно, были сделаны граверами по требованию Модераха. Он же просматривал и рукопись книги… Так что одним из тех, кто стоял у начала книжного дела на Урале, следует назвать и К.Ф. Модераха, который, кстати, немало сделал для развития губернии и его центра. Много лет спустя “пермский Нестор” В.Н. Шишонко запишет: 22 марта 1811 г. — “Высочайший указ об увольнении Карла Федоровича Модераха, согласно его прошению, от должности генерал-губернаторской и о пожаловании его в сенаторы, — за долговременную и полезную службу. Страна наша (Пермская губерния. — В.П.) в нем потеряла многое!”37

“Хозяйственное описание Пермской губернии…” впервые в истории уральской книги удостоилось чести быть переизданным в столице империи. Случилось это в 1811—1813 гг. Переиздание было подготовлено и осуществлено Вольным экономическим обществом как образец и в назидание другим губерниям России. В предисловии к трем частям книги столичные издатели писали: “Описание сие первоначально составлено в 1802—1803 гг. трудами Пермской гимназии и училищ Директора Попова (при помощи К.Ф. Модераха)”.

Подробнее: Никита Саввич Попов

Этот диалог начался много раньше той поры, когда Климентий Федорович Борисов осознал себя профессиональным литератором. И даже раньше горячего времени своей журналистской деятельности.

Вероятнее всего, первая попытка диалога возникла на заре туманной юности — в предреволюционные годы, а с победой Октября потребность в подобном разговоре стала насущной чертой характера.

Суть диалога между уральским писателем и сопутствующим ему временем можно определить как беседу о смысле человеческой жизни в условиях социалистических преобразований общества, как взволнованные раздумья вслух на тернистой дороге бытия, как, наконец, извечное, но ничуть не слабеющее познание человеческой души в ее противоречивых и напряженных состояниях: любви к женщине, товарищам и единомышленникам и ненависти к врагам, творческой одержимости и опустошенного безразличия, поэтической утонченности и сухой черствости...

1. Позднее, но зрелое начало

Первая книга Климентия Борисова повесть «Дружная осень» увидела свет в 1955 году, когда автор перешагнул порог пятидесятипятилетия. Дебют, пожалуй, более чем поздний (замечу, что в истории отечественной литературы примеры столь позднего вступления на поприще слова редки, и сразу же вспоминается имя С. Т. Аксакова или автора исторических романов «Чингиз-хан» и «Батый» В. Г. Яна), но зато решительный.

В «Дружной осени» не обнаружить тех примет, которые часто, как говорится, с головой выдают начинающего прозаика, трудно преодолевающего сопротивление материала, «смелого» в области формальных поисков и откровенно робкого в идейно-философских, нравственных исканиях. Нет, первая повесть К. Борисова оставляет ощущение зрелого произведения, сработанного уверенной, профессиональной рукой.

Подробнее: Диалог с временем

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом