ruenfrdeelitptsres

Много знаменитых людей родилось на Красноуфимской земле. И одним из них является Константин Васильевич Боголюбов.

Он родился 23 августа 1897 года в селе Александровском, что в 10 километрах от Красноуфимска, в семье настоятеля местного храма. В возрасте четырех лет родители увезли его в Чердынский край, село Вильгярт. Боголюбов всегда помнил о своей родине, и в автобиографическом повествовании "На заре то было, на утренней...", на закате своих дней с огромной теплотой и любовью вспоминал о ней.

Он рано остался сиротой, и его воспитанием занималась бабушка, которая с детских лет прививала внуку уважение к старине, к истории. Да и как было не увлечься ей, ведь Чердынь - это Пермь-Великая, и через нее шло освоение Урало-сибирской земли. В этом крае были живы еще легенды о сосланном Борисе Годунове и сидящем в цепях Михаиле Романове. О Руси, уходящей в историю, говорили потемневшие от времени деревянные дома и изукрашенные узорами храмы.

После окончания гимназии вопрос о том, кем быть, для Боголюбова был решенным. Он стал студентом историко-филологического факультета только что открытого в Перми университета.

Учиться пришлось недолго. Вместе с другими, такими же студентами в 1917 году он был призван в армию, чтоб воевать "до победного конца" и самому творить историю.

Октябрьские события воспринял неоднозначно. Из разбежавшейся армии Боголюбов вернулся в одно из сел Пермской губернии и стал учительствовать.

Гражданская война началась для Константина Васильевича с мобилизации в Белую армию. С Колчаковскими войсками разделил будущий автор исторических повестей путь побед и бесславное отступление, отмеченное жестокостью карателей по отношению к мирному населению. Когда пришло время решать за чьи интересы встать, он выбрал народ.

Подробнее: Летописец уральской истории

К. Боголюбов пишет в воспоминаниях: «В моей литературной судьбе Павел Петрович сыграл немалую роль», и то жесамое можно сказать о его роли в литературной судьбе П. Бажова, хотя может возникнуть вопрос о правомерности такой мысли, ведь они были людьми разных поколений, у них разница в возрасте примерно двадцать лет. И тем не менее они тесно общались, иногда сотрудничали. П. Бажов дорожил мнением К. Боголюбова, ценил его литературную эрудицию. У них было много общего, и об этом пойдет речь.

К. Боголюбов приехал в Свердловск в 1926 г. с одной целью: стать писателем. Он писал с юных лет, когда учился в старших классах гимназии, на историко-филологическом факультете Пермского университета, когда служил в армии на Урале и в Сибири, когда работал сельским учителем в Прикамье. Его стихи были опубликованы в «Пермских губернских ведомостях», один из рассказов - в армейской газете «Красный стрелок», военкоровские заметки, частушки, фельетоны - в «Красноярскомрабочем». Это были пробы молодого пера.

В Свердловске литературная деятельность К. Боголюбова началась с педагогической работы: он преподавал русский язык и литературу слушателям различных курсов и студентам-журналистам сначала в Урало-Сибирском коммунистическом университете, затем в Свердловском коммунистическом институте журналистики. Двадцатые-тридцатые годы, по словам К. Боголюбова, были временем «поголовной учебы»: «Народ жаждал знаний, а страна нуждалась в новых кадрах. Создавалась бесчисленная сеть курсов, школ, кружков, вечерних и рабочих университетов. Помню, мне пришлось работать одновременно в ком вузе, в вечернем университете, вечерней совпартшколе, на курсах красных директоров». Конечно, нужно было много готовиться к занятиям, читать и читать различные тексты - не случайноК. Боголюбов пишет: "Кажется, за всю жизнья не прочел столько книг, сколько за один 1926 год». Занятия по русской словесности требовали также аналитического и историографического углубления в литературный материал и, видимо, поэтому для молодого К. Боголюбова естественным оказался переход к критическим статьям и рецензиям, которые он начинает писать в конце двадцатых годов. Эти критические публикации заметил И. Панов, позже ставший руководителем Свердловской писательской организации: он высоко оценил рецензии, статью о М. Горьком, напечатанные в «Уральском рабочем», газете «На смену!» и посоветовал заняться «критикой всерьез». К. Боголюбов пишет, что этот совет И. Панова во многом «определил профиль» его дальнейшей работы: "Я нашел свое место в уральском литературном строю».

И в это время, и в последующие десятилетия К. Боголюбов активно участвует в литературном процессе как критик и литературовед. Он писал рецензии о произведениях А. Исетского, И. Панова, А. Маленького, Н. Поповой, О. Марковой, В Старикова, Б. Рябинина, Ю. Хазановича, П. Макшанихина, Б. Дижур... Он писал о фольклористе В.П. Бирюкове и литературоведе М.А. Батине, его перу принадлежат статьи о А. Савчуке, А. Бондине, И. Ликстанове, А. Куштуме и далее можно назвать многих других литераторов, «отрецензированных» К. Боголюбовым: это Э. Бадьева, Я. Резник, Е. Ружанский, В. Очеретин, О. Коряков, М. Найдич, В. Шустов, Н. Никонов - всего около сорока писателей и поэтов. И, конечно, сюда входит П. Бажов, о котором К. Боголюбов написал больше, чем о каком-либо другом уральском писателе.

Подробнее: Константин Боголюбов и Павел Бажов

Писатель, критик и литературовед, Константин Васильевич Боголюбов (литературный псевдоним Н. Чердынцев) родился 23 августа 1897 года в селе Александровском, Красноуфимского района, Свердловской области. Детство и юность его прошли в северном Прикамье. Учился в Перми, сначала в гимназии, затем в Пермском государственном университете на историко-филологическом факультете. После пятилетней службы в армии работал инструктором по ликбезу в гороно Владивостока. В 1925 году возвратился на Урал, был учителем начальной школы в Сивинском районе, Пермского округа, Уральской области. В 1926 году переехал в Свердловск, где преподавал в Урало-Сибирском коммунистическом университете, в Свердловском институте журналистики, а с 1941 года — в Уральском государственном университете.

В годы Великой Отечественной войны служил в армии, работал сначала в дивизионной, потом в окружной газете. После демобилизации вернулся в Свердловск. Преподавал в университете до 1957 года.

К. В. Боголюбов принимал активное участие в литературном движении на Урале: был одним из организаторов литературной группы «На смену!», работал в секретариате Уральской ассоциации пролетарских писателей, потом в течение ряда лет входил в Правление Свердловского отделения Союза писателей, в редколлегию альманаха «Уральский современник», является членом ученого совета литературного музея им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. К. В. Боголюбов активно занимается лекционной работой.

Первая книга «Певец Урала», выдержавшая три издания, вышла в 1939 году. Вслед за ней в Свердловском книжном издательстве публикуется сборник рассказов «Идет война народная». В послевоенные годы К. Боголюбов обращается к историко-революционной тематике. Выходят в свет его повести, посвященные прошлому Урала, труду и борьбе уральских рабочих и крестьян («Связанные крылья», «Зарницы», «Атаман Золотой», «Грозный год», «Человек без имени»). Великой Отечественной войне посвящена книга «Маршевая рота». Для детей К. Боголюбов написал повесть «Алешина находка».

Одновременно К. Боголюбов продолжает работу в области литературоведения и критики, а также в области   фольклора   и   краеведения.   Им написаны книги о П. Бажове, А. Бондине, И. Ликстанове, вступительные статьи к сборникам произведений П. И. Заякина-Уральского, И. Колотовкина, А. Маленького, Н. Поповой, исследования по фольклору уральского  революционного подполья и периода гражданской войны на Урале.

К. В. Боголюбов член КПСС. Член Союза писателей СССР с 1939 года (Свердловское отделение).

 

Подробнее: К. В. Боголюбов

... Сидя за столом в мирской избе, Белобородое слушал подробный рассказ о том, как мастеровые и приписные крестьяне, названные «временными казаками», узнали о приближении государева войска и решили сдать Ачит без боя...», - написал в пятидесятые годы ушедшего двадцатого века К.В. Боголюбов в повести о пугачевщине «Грозный год.» Родился Константин Васильевич Боголюбов 23 августа 1897 года в селе Александровском, которое расположено между Красноуфимском и Ачитом, и где находилось помещичье имение дворян Голубцовых.

Из-под пера Константина Васильевича в 1958 году вышла повесть «Грозный год», с цитаты из которой и начинается данное повествование.

Тема восстания во главе с Емельяном Пугачевым и мне близка, так как пугачевщиной была опалена и наша местность. Поэтому в повести Боголюбова подмечаю разночтения с другими источниками.

У него в тексте названа крепостная линия - «Ачит-Атиг-Бисерть-Киргишаны-Гробово», предназначенная «для защиты от набегов степняков с востока». В «Географическом и статистическом словаре Пермской губернии» выдающегося ураловеда 19 века Н.К. Чупина отмечено:

«На том месте, где теперь Ачитское село, в 1735 году, во время башкирского бунта, тогдашним главным командиром заводов Татищевым построена была небольшая крепостца... Как Ачитская, так и одновременно с нею построенные такие же крепостцы: Гробовская, Киргишанская, Кленовская и Бисертская, имели целью поддержать безопасное сообщение Екатеринбурга с Кунгуром и прикамскими заводами и оградить от нападения башкирцев лежащие севернее заводы и селения».

Каким-то образом в крепостной линии Боголюбов почему-то вместо Кленовской крепости указал Атиг.

О захвате Ачитской крепости пугачевцами он писал: «Они подъехали к крепостным воротам, и тут произошло чудо: ворота распахнулись настежь. Толпа ачитцев встретила Белобородова радостными криками...». У него говорится, что к Белобородову привели двух офицеров, которых тот отправил «на суд к полковнику Усаеву», а «возле Бисерти воинская команда обстреляла конвой, обратила его в бегство и освободила пленных».

Подробнее: Константин Боголюбов - красноуфимский писатель

105 лет со дня рождения исполняется уральскому прозаику, критику, литературоведу Константину Васильевичу Боголюбову. Он родился в семье священника 23 августа 1897 г. селе Александровское Красноуфимского уезда Пермской губернии. Детские годы прошли в старинном селе Вильгорт Чердынского уезда, где в местном храме служил его отец.

В 1916 г. Костя Боголюбов окончил гимназию в Перми и сразу поступил на историко-филологический факультет только что открывшегося пермского университета. Через год он был мобилизован в царскую армию, — ведь еще продолжалась первая мировая война, — в подготовительный учебный батальон, который вскоре был расформирован.

Зимой 1918 г. Боголюбов вернулся на Урал, жил в селе Екатерининском Пермского округа, служил секретарем в волостном военном отделе, вступив в Красную гвардию. В том же году ему пришлось еще дважды сменить работу — в декабре он уже учительствовал в деревне Бормотове Верх-Юсьвенской волости, откуда был мобилизован в Белую армию в начале 1919 г., но вскоре перешел на сторону красноармейцев. Этот эпизод своей жизни Константин Васильевич описал в книге воспоминаний "Годы и встречи".

В годы гражданской войны и до 1925 г. Боголюбов служил в армии, где ему пришлось не только воевать, но заниматься ликвидацией безграмотности среди солдат, сотрудничать в газетах "Красноярский рабочий", "Красное знамя" (Владивосток). На конкурсе Урало-Сибирского военного округа его рассказ "В бурю" получил премию.

По возвращении на Урал в 1925 г. Боголюбов работал учителем школы в деревне Мокино Сивинского района Пермского округа, но уже в 1926 г. переехал в Свердловск, где начал преподавательскую работу, сначала в Урало-Сибирском коммунистическом университете, с 1933 — в Свердловском институте журналистики, а с 1941 г. — в Уральском государственном университете.

Во время Великой Отечественной войны К. В. Боголюбов в возрасте 45 лет был призван в армию и работал сначала в дивизионной, потом в окружной газете. После демобилизации вернулся в университет на факультет журналистики, где преподавал до октября 1956 г.

Подробнее: К. В. Боголюбов

Не часто в когорте биографов Мамина-Сибиряка называется имя Константина Васильевича Боголюбова (1897—1975) — литературного критика, писателя, преподавателя факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М.Горького. В 1939 году в Свердловском облгосиздате вышла его книга «Певец Урала» — биография Д.Н.Мамина-Сибиряка, написанная «в беллетристической форме».

Первопроходцу всегда нелегко... Подспорьем послужили материалы Сергея Аристарховича Удинцева, брат которого, Дмитрий Аристархович, был мужем Елизаветы Наркисовны Маминой. И статья «Справки и воспоминания к Петербургскому периоду жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка» Бориса Дмитриевича Удинцева — племянника писателя, сына Елизаветы Наркисовны.

С последним у Боголюбова сложились творческие отношения. В письме из Москвы от 30 января 1969 года Борис Дмитриевич сообщал Константину Васильевичу: «Насчет публицистичности» творчества Мамина-Сибиряка и мне хочется дать максимум возможного, но оно далеко неодинаково. Писал он очень наособицу, к школам и партиям литературным не примыкал. Был типичный «беспартийный» демократ...».

Ранее же, в 1936 году, К.В.Боголюбова и А.С.Ладейщикова «крепко пожурил» Павел Петрович Бажов «за неудачные статьи о Мамине-Сибиряке»: «Вы всё на социологию напираете — народник или не народник. А ведь Мамин-то художник, да еще какой. Вот о художнике-то и надо говорить...»

Константин Васильевич показал читателям путь Мамина-Сибиряка от сына заводского священника, до известного писателя. «Певец Урала» изведал издевательства в Екатеринбургском духовном училище, после которого ему был путь в Пермскую духовную семинарию. Учась в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, Дмитрий Мамин «стал газетным репортером», а на гонорар от романа «Приваловские миллионы» он «купил дом на Соборной улице», где ныне музей его имени. Именины 1896 года получились у Мамина-Сибиряка праздничными — вышла в свет книжка «Аленушкины сказки». А еще далее в книге Боголюбова — главы «Тяжелый недуг» и «Последние дни», где и строка: «Рядом с могилой Гончарова выросла новая могила — Мамина-Сибиряка».

Критики не обошли стороной труд Боголюбова. В «Уральском современнике» в 1951 году заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы УрГУ И.А.Дергачев опубликовал статью «Книга о красоте и силе писателя». В ней он сказал, что «совершенно правильно автор уделяет большое место годам жизни Мамина-Сибиряка на Урале «это — годы первых литературных успехов» писателя. И его жизнь здесь — «это не простое собирание материалов, а глубокое понимание уральской «злобы дня», коренных вопросов жизни края и народа». Дергачев также отметил: «В книге, помимо воли автора, мы встречаемся с упрощенным пониманием творчества, как фотографического воспроизведения действительности. Увлеченный показом отдельных явлений жизни, Константин Боголюбов подбирает их в произведениях писателя, переносит в повесть в качестве фактов действительности и, естественно, не может показать различие между ними и фактами литературы».

Подробнее: В когорте биографов Мамина-Сибиряка

Видимо, никто другой не мог тогда заменить П.П. Бажова в должности председателя ученого совета литературного музея лучше, нежели К.В.Боголюбов (1897-1975). Во-первых, они по жизни были близки. «Мы с ним работали в одной организации двадцать лет, — писал, вспоминая о Бажове, Константин Васильевич. — Часто я бывал у него, и говорили мы, что называется, по душам». О степени их близости можно судить хотя бы по тому факту, что Павел Петрович подарил своему младшему другу исторический сюжет, на основе которого К.В. Боголюбов написал, пожалуй, самую популярную свою повесть «Атаман Золотой».

Во-вторых, Константин Васильевич обладал редкостным творческим диапазоном и богатым жизненным опытом: он был историк литературы, литературный критик, прозаик (а когда-то даже начинал как поэт), педагог (с 1926 года преподавал в Урало-Сибирском коммунистическом университете, на базе которого возник Свердловский институт журналистики, ставший с 1941 года факультетом журналистики Уральского государственного университета имени A.M. Горького). Он был коренной уралец — родился в Красноуфимском районе Свердловской области, детство провел в Чердыни (и нередко пользовался псевдонимом Н. Черданцев). Воевал в гражданскую (и уж так получилось, что сначала был мобилизован в белую армию, а потом перешел на сторону красных). Служил в армейских газетах во время Отечественной войны...

Историки литературы и литературные критики, что ни говори, наблюдают жизнь литературы несколько со стороны: те пишут, а эти «судят», что порой служит поводом для некоего противостояния. Константин же Васильевич сам писал историческую прозу, которая имела немалый читательский успех. Поэтому его право «судить» никем сомнению не подвергалось. Он, однако, не упрекал и не наставлял, а радовался щедрости уральской литературной нивы. Он написал книги о П.П. Бажове, А.П. Бондине, И.И. Ликстанове, вступительные статьи к сборникам произведений П.И. Заякина-Уральского, А.Г. Маленького, Н.А. Поповой.

Ну и, наконец, важно, что с середины 20-х годов К.В. Боголюбов сам был активным участником литературной жизни Урала: состоял членом литературной группы «На смену!», членом УралАПП, в 1939 году стал членом Союза писателей. Все происходило на его глазах, при его участии.

Вполне закономерно, что при К.В. Боголюбове как председателе ученого совета музей значительно расширил изучение материалов о разных писателях Урала...

В 1956 году Константин Васильевич передал «бразды правления» совета более молодому и творчески чрезвычайно активному И.А. Дергачеву, но членом совета он оставался до конца жизни.

Лукьянин В. П.Константин Васильевич Боголюбов / В. П. Лукьянин, М. П. Никулина // Литературный квартал. – Екатеринбург : Сократ, 2008. - С. 298-299.


 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube