Боголюбов К. В.

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Не часто в когорте биографов Мамина-Сибиряка называется имя Константина Васильевича Боголюбова (1897—1975) — литературного критика, писателя, преподавателя факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М.Горького. В 1939 году в Свердловском облгосиздате вышла его книга «Певец Урала» — биография Д.Н.Мамина-Сибиряка, написанная «в беллетристической форме».

Первопроходцу всегда нелегко... Подспорьем послужили материалы Сергея Аристарховича Удинцева, брат которого, Дмитрий Аристархович, был мужем Елизаветы Наркисовны Маминой. И статья «Справки и воспоминания к Петербургскому периоду жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка» Бориса Дмитриевича Удинцева — племянника писателя, сына Елизаветы Наркисовны.

С последним у Боголюбова сложились творческие отношения. В письме из Москвы от 30 января 1969 года Борис Дмитриевич сообщал Константину Васильевичу: «Насчет публицистичности» творчества Мамина-Сибиряка и мне хочется дать максимум возможного, но оно далеко неодинаково. Писал он очень наособицу, к школам и партиям литературным не примыкал. Был типичный «беспартийный» демократ...».

Ранее же, в 1936 году, К.В.Боголюбова и А.С.Ладейщикова «крепко пожурил» Павел Петрович Бажов «за неудачные статьи о Мамине-Сибиряке»: «Вы всё на социологию напираете — народник или не народник. А ведь Мамин-то художник, да еще какой. Вот о художнике-то и надо говорить...»

Константин Васильевич показал читателям путь Мамина-Сибиряка от сына заводского священника, до известного писателя. «Певец Урала» изведал издевательства в Екатеринбургском духовном училище, после которого ему был путь в Пермскую духовную семинарию. Учась в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, Дмитрий Мамин «стал газетным репортером», а на гонорар от романа «Приваловские миллионы» он «купил дом на Соборной улице», где ныне музей его имени. Именины 1896 года получились у Мамина-Сибиряка праздничными — вышла в свет книжка «Аленушкины сказки». А еще далее в книге Боголюбова — главы «Тяжелый недуг» и «Последние дни», где и строка: «Рядом с могилой Гончарова выросла новая могила — Мамина-Сибиряка».

Критики не обошли стороной труд Боголюбова. В «Уральском современнике» в 1951 году заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы УрГУ И.А.Дергачев опубликовал статью «Книга о красоте и силе писателя». В ней он сказал, что «совершенно правильно автор уделяет большое место годам жизни Мамина-Сибиряка на Урале «это — годы первых литературных успехов» писателя. И его жизнь здесь — «это не простое собирание материалов, а глубокое понимание уральской «злобы дня», коренных вопросов жизни края и народа». Дергачев также отметил: «В книге, помимо воли автора, мы встречаемся с упрощенным пониманием творчества, как фотографического воспроизведения действительности. Увлеченный показом отдельных явлений жизни, Константин Боголюбов подбирает их в произведениях писателя, переносит в повесть в качестве фактов действительности и, естественно, не может показать различие между ними и фактами литературы».

Подробнее: В когорте биографов Мамина-Сибиряка

Видимо, никто другой не мог тогда заменить П.П. Бажова в должности председателя ученого совета литературного музея лучше, нежели К.В.Боголюбов (1897-1975). Во-первых, они по жизни были близки. «Мы с ним работали в одной организации двадцать лет, — писал, вспоминая о Бажове, Константин Васильевич. — Часто я бывал у него, и говорили мы, что называется, по душам». О степени их близости можно судить хотя бы по тому факту, что Павел Петрович подарил своему младшему другу исторический сюжет, на основе которого К.В. Боголюбов написал, пожалуй, самую популярную свою повесть «Атаман Золотой».

Во-вторых, Константин Васильевич обладал редкостным творческим диапазоном и богатым жизненным опытом: он был историк литературы, литературный критик, прозаик (а когда-то даже начинал как поэт), педагог (с 1926 года преподавал в Урало-Сибирском коммунистическом университете, на базе которого возник Свердловский институт журналистики, ставший с 1941 года факультетом журналистики Уральского государственного университета имени A.M. Горького). Он был коренной уралец — родился в Красноуфимском районе Свердловской области, детство провел в Чердыни (и нередко пользовался псевдонимом Н. Черданцев). Воевал в гражданскую (и уж так получилось, что сначала был мобилизован в белую армию, а потом перешел на сторону красных). Служил в армейских газетах во время Отечественной войны...

Историки литературы и литературные критики, что ни говори, наблюдают жизнь литературы несколько со стороны: те пишут, а эти «судят», что порой служит поводом для некоего противостояния. Константин же Васильевич сам писал историческую прозу, которая имела немалый читательский успех. Поэтому его право «судить» никем сомнению не подвергалось. Он, однако, не упрекал и не наставлял, а радовался щедрости уральской литературной нивы. Он написал книги о П.П. Бажове, А.П. Бондине, И.И. Ликстанове, вступительные статьи к сборникам произведений П.И. Заякина-Уральского, А.Г. Маленького, Н.А. Поповой.

Ну и, наконец, важно, что с середины 20-х годов К.В. Боголюбов сам был активным участником литературной жизни Урала: состоял членом литературной группы «На смену!», членом УралАПП, в 1939 году стал членом Союза писателей. Все происходило на его глазах, при его участии.

Вполне закономерно, что при К.В. Боголюбове как председателе ученого совета музей значительно расширил изучение материалов о разных писателях Урала...

В 1956 году Константин Васильевич передал «бразды правления» совета более молодому и творчески чрезвычайно активному И.А. Дергачеву, но членом совета он оставался до конца жизни.

Лукьянин В. П.Константин Васильевич Боголюбов / В. П. Лукьянин, М. П. Никулина // Литературный квартал. – Екатеринбург : Сократ, 2008. - С. 298-299.


 

Боголюбов Константин Васильевич (псевд. Н. Чердынцев), р. 23.08.1897, с. Александровское Екатеринбург, губ,—ум. 14.03.1975, Свердловск — рус. сов. прозаик, критик, литерату­ровед. Отв. секретарь Свердл. отделения СП (1954—1960). Член СП 1939.+Певец Урала. Очерк жизни и творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка.— Свк., 1939; То же.— Чбк., 1952; Зарницы: Ист. роман.— Свк., 1954; Грозный год: Повесть.— Свк., 1958; Годы и встречи: Воспоминания.— Свк., 1975; На заре то было, на утренней: Повести.— Свк., 1977; Атаман Золо­той. Связанные крылья: Повести.— Свк., 1983.= Кусков В. Писатель, критик, педагог//Урал. 1957. № 2; Коряков О. Поход без привалов//Урал. 1967. № 8; Он же. Товарищи писатели. Штрихи к портретам.— Свк., 1968; Дергачев И. Книги и судь­бы.— Свк., 1973; Матвеев А. Взяты перевалы//Урал. 1977. № 8; К. В. Боголюбов//Урал. рабочий. 1975. 29 марта; Некролог//Лит. Россия. 1975. 4 апр. § Писатели Сред. Урала.— Свк., 1954; То же.—Свк., 1965; КЛЭ. Т. 1.

Боголюбов Константин Васильевич// Шмаков А. А., Шмакова Т. А. Урал литературный : крат. биобиблиогр. словарь. — Челябинск, 1988. — С. 40.

Екатеринбург, 4 сентября 2007г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". 110 лет назад, в 1897 году, родился красноуфимский летописец - писатель Константин Боголюбов. Константин Васильевич - создатель многих исторических романов о далеком времени, и жители Красноуфимска по праву гордятся своим земляком.

Он родился в селе Александровском, которое находится между Красноуфимском и Ачитом. Отец писателя _ священник Василий Боголюбов, настоятель Покровского храма села Александровское и законоучитель сельского училища. Затем отец Василий был переведен в Чердынский уезд, где и рос будущий писатель.

Позднее Константин Васильевич отмечал, что "его родовая по отцовской и материнской линиям - из духовного сословия, и что предки его - уроженцы Чердынско-Печорского края".

В 1908-1916 годы Константин Боголюбов учился в Пермской гимназии, образованной на базе главного народного училища ровно за сто лет до поступления в нее будущего писателя. Боголюбов окончил гимназию, поступил в открывшееся в 1916 году первое на Урале высшее учебное заведение - Пермское отделение Петроградского университета. Константин Васильевич обучался на его историко-филологическом факультете, но, не закончив полного курса, начал трудиться в сфере народного образования.

В Чердынском уезде Пермской губернии находится селение Ныроб, в которое в 1601 году Борис Годунов сослал попавшего в опалу представителя династии Романовых - Михаила Никитича Романова, дядю царя. Константин Боголюбов бывал на месте содержания узника и созерцал оковы, которые были на нем. Кандалы ныне хранятся в Чердынском и Красноуфимском краеведческих музеях.

В советское время К.В.Боголюбов работал преподавателем русского языка и литературы в университете Екатеринбурга-Свердловска. Тут началась и его писательская деятельность. Он начал писать исторический роман об уральском умельце Евдокиме Бобышеве "Связанные крылья". Затем вновь обращается к жизни горнозаводских рабочих Урала - в повести "Зарницы". Повесть "Атаман золотой" рассказывает о жизни атамана Рыжанка - Андрея Плотникова, жившего на Давыдовском починке - в десяти верстах от Ачита.

В 1939 году у Константина Васильевича вышла повесть "Певец Урала" - по сути дела первая биография Мамина-Сибиряка, написанная на основе глубокого изучения историко-литературного материала".

В начале шестидесятых годов ХХ века Боголюбов написал повесть для юношества "На заре то было, на утренней... ". В ней автор описал край, где проходило его детство.

С лекциями, для встреч с участниками местного литературного объединения, К.В.Боголюбов часто навещал Красноуфимск. В последние годы жизни Константин Васильевич трудился над книгой воспоминаний. В ней он рассказал о том, что настоящая его фамилия - Мельчаков (фамилия деда-священника), а поменяли ее, когда в первые годы после большевистского переворота священнические семьи преследовали за веру. Константина Васильевича Боголюбова не стало 27 марта 1975 года.

"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"

При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

 

Писатель, критик и литературовед, Константин Васильевич Боголюбов (литературный псевдоним Н. Чердынцев) родился 23 августа 1897 года в селе Александровском, Красноуфимского района, Свердловской области. Детство и юность его прошли в северном Прикамье. Учился в Перми, сначала в гимназии, затем в Пермском государственном университете на историко-филологическом факультете. После пятилетней службы в армии работал инструктором по ликбезу в гороно Владивостока. В 1925 году возвратился на Урал, был учителем начальной школы в Сивинском районе, Пермского округа, Уральской области. В 1926 году переехал в Свердловск, где преподавал в Урало-Сибирском коммунистическом университете, в Свердловском институте журналистики, а с 1941 года — в Уральском государственном университете.

В годы Великой Отечественной войны служил в армии, работал сначала в дивизионной, потом в окружной газете. После демобилизации вернулся в Свердловск. Преподавал в университете до 1957 года.

К. В. Боголюбов принимал активное участие в литературном движении на Урале: был одним из организаторов литературной группы «На смену!», работал в секретариате Уральской ассоциации пролетарских писателей, потом в течение ряда лет входил в Правление Свердловского отделения Союза писателей, в редколлегию альманаха «Уральский современник», является членом ученого совета литературного музея им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. К. В. Боголюбов активно занимается лекционной работой.

Первая книга «Певец Урала», выдержавшая три издания, вышла в 1939 году. Вслед за ней в Свердловском книжном издательстве публикуется сборник рассказов «Идет война народная». В послевоенные годы К. Боголюбов обращается к историко-революционной тематике. Выходят в свет его повести, посвященные прошлому Урала, труду и борьбе уральских рабочих и крестьян («Связанные крылья», «Зарницы», «Атаман Золотой», «Грозный год», «Человек без имени»). Великой Отечественной войне посвящена книга «Маршевая рота». Для детей К. Боголюбов написал повесть «Алешина находка».

Одновременно К. Боголюбов продолжает работу в области литературоведения и критики, а также в области   фольклора   и   краеведения.   Им написаны книги о П. Бажове, А. Бондине, И. Ликстанове, вступительные статьи к сборникам произведений П. И. Заякина-Уральского, И. Колотовкина, А. Маленького, Н. Поповой, исследования по фольклору уральского  революционного подполья и периода гражданской войны на Урале.

К. В. Боголюбов член КПСС. Член Союза писателей СССР с 1939 года (Свердловское отделение).

Подробнее: К. В. Боголюбов

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом