«Мир один на всех»: приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к чтению

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

 выступление на конференции по итогам Областного профессионального конкурса «Лучший годовой отчет»

(Екатеринбург, Свердловская областная специальная библиотека для слепых)

 

Добрый день уважаемые коллеги!

Центральная детская библиотека  г. Красноуфимска более 10 лет организует и ведёт работу по реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2009 году была разработана программа «Тропинка к сердцу», нацеленная на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа реализована на базе МКДОУ Детского  сада комбинированного типа №16, ГКОУ СО «Красноуфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы».

В 2014 году разработана программа «Мир один на всех», являющаяся продолжением  первой программы.

Дети с ограниченными возможностями составляют особую группу населения, так как они не способны самостоятельно реализовать свои права и возможности. Пребывание в библиотеке для них должно быть удобным, привлекательным и комфортным.

Задачи каждого мероприятия расширить кругозор детей-инвалидов, развить их творческие способности, содействовать формированию культуры чтения

Юные читатели детского сада №16 (группа детей с ослабленным зрением) и дети из коррекционной школы регулярно посещают детскую библиотеку: они лучше усваивают знания в процессе игры, поэтому в каждое занятие включены элементы игры. Так же во время мероприятий дети рисуют, лепят из пластилина, делают аппликации, инсценируют литературных героев. А в конце каждого занятия детей ждёт мультфильм по заданной теме.

Большое подспорье к мероприятию – это презентация. Глядя на яркие красочные картинки, ребята лучше усваивают материал.


Слайд  1

На мероприятии «Сказки из бабушкиного сундучка» дети побывали в гостях у героев любимых сказок. Познакомились с героями и попросили гусей-лебедей пронестись над лесами и полями и приземлились на поляну к Бабе-Яге, где ребята отгадывали загадки. Внимательно слушали, а затем обсуждали сказку про Бабу-Ягу. Дети с удовольствием помогли Бабе-Яге разобрать вещи, которые оставили герои из сказок на поляне. В костюмах сказочных героев, дети побывали  актёрами, инсценировав сказку «Репка».

Слайд 2

В литературном кафе «Сказки дядюшки Чукоши», библиотекарь в костюме бабушки Федоры угощала детей чаем. После чаепития бабушка Федора познакомила детей с творчеством К.И Чуковского. Вместе с Федорой малыши вспоминали героев сказок Чуковского, отгадывали загадки, собирали вещи в «посылку»  для Федоры и Мойдодыра.

В заключение посмотрели мультфильм «Федорино горе».

Слайд 3

В год культуры была проведена познавательная беседа «Нам художник о многом рассказал».

Цель мероприятия познакомить детей с некоторыми видами жанра: это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр.

Посмотрев презентацию картин, ребята смогли определить в каких жанрах они написаны.

Дети составили несколько натюрмортов из разных предметов. Изобразили в рамке свой портрет, нарисовали маму, ведь каждый ребёнок считает, что его мама самая добрая, нежная и красивая.

В заключение их ждал мультфильм «Незнайка-художник».

Слайд 4

Чтоб здоровым быть сполна, физкультура всем нужна! Под таким девизом прошла спортивная программа с дошкольниками и детьми из коррекционной школы. Чтоб здоровую жизнь прожить, здоровье надо сохранить, но как? Об этом ребята узнали из беседы.

Во время спортивной программы дети приняли участие в нескольких играх: в игре «Забавный футбол» ребята разделились на две команды. По сигналу дети встают парами, зажимают воздушный шарик между ног и несут его до финиша и обратно. Руками шарик трогать нельзя. Вот такой получился забавный футбол.

Следующая игра «Пингвины». Все знают, что пингвины ходят переваливаясь с боку на бок.

Задача детей, зажав мяч на уровне колен, пронести его до финиша и обратно. При этом нельзя прыгать и бежать, надо идти вразвалочку, как пингвин.

В игре «Черепаха-путешественница» участник встаёт на четвереньки, ему на спину устанавливается таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь он должен пройти  до финиша и обратно, чтобы не потерять свой панцирь, т.е. двигаться осторожно, медленно, как черепаха. Было тяжеловато, так как тазик всё время падал со спины, но дети постарались и справились с этим заданием.

Ребята с удовольствием посоревновались между собой.

За участие в спортивной программе каждый ребёнок получил памятку «Сбереги здоровье».

Слайд 5

На игровой программе «Буду я солдатом» к дню Защитника Отечества прошли весёлые конкурсы, в которых приняли участие только мальчишки.

В эстафете «Рота, подъём!» мальчики построились в шеренгу, затем сделали небольшую разминку для ног – гусиным шагом до финиша, обратно бегом. Конкурс назывался «Тренируем ноги».

Далее «солдатам» предстояло» «разминировать» «минное» поле. В обруче стояли кегли, которые нужно было каждому участнику сбить мячом. Ребята проявили находчивость и умение попадания в цель.

Доставить «донесение в штаб», применили ловкость и сноровку, преодолевая разные препятствия. Не забыли мальчики и «навести»  порядок, ведь в армии солдаты не только прыгают, бегают, но и наводят чистоту. Задача каждой команды – быстро собрать мусор совком в корзину для мусора. Выигрывает представитель той  команды, которая быстрее всё уберет и сложит мусор в ведро.

Мальчики приняли участие в состязаниях, а девочки сделали аппликацию, которая называлась «Подарок папе».

Слайд 6

Познакомиться  с правилами хорошего поведения пришли дети из коррекционной школы.

Цель этого мероприятия: дать детям представление о необходимых правилах поведения в обществе, в школе. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, заботу и о близких.

В начале встречи дети познакомились с таким значением слов как: вежливость, деликатность, скромность.

Ребята правильно отгадали загадки о вежливости, составили пословицы о культуре поведения. С удовольствием приняли участие в игре «Добрые волшебники».

Ребята разделились на две команды. В одной команде – заколдованные дети (они были грустные), в другой – добрые волшебники. Добрые волшебники подходили к заколдованным и попытались расколдовать, назвав их ласковыми, вежливыми  словами (кого расколдовали, становился весёлым, жизнерадостным), а потом поменялись местами.

В конце мероприятия сотрудниками библиотеки был показан кукольный спектакль  «Происшествие в осеннем лесу». Дети с удовольствием его посмотрели.

Уходя домой, дети были вежливыми и внимательными.

Все конкурсы и игры проходят весело и интересно: дети смеются, радуются победам. А для нас это лучшая награда – видеть на лице детей радость, улыбку и блеск в глазах.

Два года в нашей библиотеке работает кукольный театр «Сказка», в котором принимают участие библиотекари. Мы показываем постановки для дошкольников и начального школьного возраста. Маленькие зрители, затаив дыхание следят за забавными приключениями кукольных героев.

Слайд 7

Для детей с ограниченными возможностями здоровья были показаны такие спектакли: «Происшествие в осеннем лесу» - спектакль о приключениях озорника Пети.

Слайд 8

«Маша и Медведь» - спектакль в стихах (по мотивам русской народной сказки) с использованием звуковых эффектов, песен в исполнении артистов.

Слайд 9

«Заюшкина избушка» - с использованием музыкальной заставки, песни в исполнении сказочных героев.

Слайд 10

К Новому году был показан спектакль «Дед Мороз и дед Жара» - с большим количеством героев, богатым реквизитом и двумя сценами.

Слайд 11

К юбилею П.П. Ершова мы подготовили и показали кукольный спектакль «Конёк-горбунок».

Спектакли кукольного театра неизменно пользуются успехом у юных зрителей, а воспитатели и учителя благодарят библиотекарей-артистов за интересную форму работы.

Спасибо за внимание!

Г. Н. Трянина, ведущий библиотекарь МБУ «Централизованная библиотечная система»ГО Красноуфимск

13.10.2015

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом