"Чтобы нам избежать голода - нужно строить железную дорогу на Красноуфимск"
В 2019 году, в День города Красноуфимска, ожидается двойной праздник. В этом году отмечается 100-летие прихода первого поезда на станцию Красноуфимск и 100-летие красноуфимских железнодорожных предприятий: дистанции сигнализации и блокировки (ШЧ-14) и локомотивного депо, которое теперь реструктуризировано на три предприятия (ТЧЗ-16, СЛД-61, ТМХ Сервис), а в годы становления просто паровозного депо станции Красноуфимск, в те времена (1919 год) Казанбургской железной дороги.
Этой статьёй мы открываем серию публикаций об истории строительства Казанбургской железной дороги, об истории возникновения железнодорожных предприятий и о славных династиях красноуфимских железнодорожников.
В газете «Городок» в разные времена были опубликованы материалы Валерия Дмитриевича Ганькина, почётного краеведа, который в течение долгого времени занимается изучением истории строительства Казанбургской железной дороги.
Сегодня мы публикуемего краткий рассказ.
Красноуфимск изначально был образован как крепость, затем по реформе Екатерины II в 1781 году стал уездным городом, и как уездный город он занимал обширную территорию. Было 44 волости с населением на 1917 год 200 тысяч человек. Как уезд, он был связан с окраинами и делился на сельскохозяйственные и горнозаводские районы. А связан был с пермскими, шалинскими окраинами, частью северо-востока Челябинской области. То есть, чтобы попасть в уездный город, нужно было на чём-то добираться. Было четыре сухопутных дороги, самая главная из них - Московская, или, как её называли, Сибирский тракт: от Москвы до Иркутска. Вторая дорога - Златоустовская - сегодняшняя на Башкирию. Третья дорога - в сторону Нязепетровска, которая называлась Ураимской дорогой. И четвёртая дорога была малоизученной - Бирский тракт - через Нижнеиргинск на Бирск. Водным путём служила река Уфа, по которой один раз в год в большое половодье сплавляли продукцию Артинского, Нязепетровского, Саранинского и других заводов.
Подробнее: "Чтобы нам избежать голода - нужно строить железную дорогу на Красноуфимск"Памятные даты железнодорожной линии Казань-Екатеринбург
1868 г - опубликован проект Уральско-Сибирской железной дороги, проект южного её направления: Казань - Сарапул - Красноуфимcк - Екатеринбург - Камышлов - Тюмень, автор Е.В. Богданович;
1903 г. - АО «Московско-Казанская железная дорога» («МКЖД») предложено строительство линии от ст. Чепца через г. Осу на г. Красноуфимек и далее на г. Екатеринбург:
1906 г. - Красноуфимская уездная управа вышла в правительство с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимек, Управление МПС отклонило его ввиду затруднительного состояния государственной казны:
1910 г. (лето) - несколько партий инженеров провели изыскания но направлению предполагаемого строительства новой железной дороги, изыскания коснулись окрестностей г. Красноуфимска;
1911 г. (март) - в результате конкурсного отбора разрешение на строительство магистрали Казань - Екатеринбург получило АО «МКЖД»;
1913 г. (14 мая) вышел Высочайший указ, утвердивший строительство линии Казань - Екатеринбург;
Подробнее: Памятные даты железнодорожной линии Казань-ЕкатеринбургКое-что о фамилиях
Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».
Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.
Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.
Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.
Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).
Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.
Подробнее: Кое-что о фамилияхИстинный патриот города
Ушел из жизни наш друг и коллега - внештатный корреспондент “Городка" Рындин Рудольф Абрамович.
Родился в 1936 году в г. Красноуфимске. Строчки из его автобиографии: “Вырос на аэродромах Красноуфимска, Янаула, Свердловска, Сталинабада... Учился в Херсонском мореходном училище. Мореходом не стал, - сбежал от тоски по Красноуфимску. Закончив Красноуфимский сельхозтехникум... за рулем ремонтной летучки, ''ползал "по лесам и полям Бисертского района, обслуживая тракторные бригады... Начиная с 1958 года двадцать лет ездил по перегонам в 27-й дистанции пути ". Десять лег возглавлял управление жилищно- коммунального хозяйства горисполкома. С 1988 по 1996 годы -начальник проектно-сметного отдела. В последние годы работал механиком в райпотребсоюзе. Во все, чем он занимался, он вкладывал свое сердце и, оказалось, здоровье - угас скоропостижно.
Не напишет Рудольф Абрамович продолжения книги “Красноуфимские тайны”, не придет он больше к нам, не расскажет веселых баек, не заразит он нас своей добротой и энергией. Навсегда ушел от нас “хранитель времени", по-настоящему влюбленный в наш родной край, и не увидит он больше, как растет трава, как поют птицы... Мы, вместе с родными, близкими и друзьями Рудольфа Абрамовича скорбим о невосполнимой потере. Да будет ему земля пухом и царство небесное...
Коллектив редакции газеты «Городок»
// Городок. —2000. — 19 мая (N 20). — C. 3 : фот.
Две одноименные речки
На автомобильной грассс Екатеринбург-Пермь в пределах Ачитского района установлен такой дорожный указатель: “р. Ут”.
В Красноуфимском краеведческом музее имеется книга “Список населенных мест Красноуфимского уезда Пермской губернии. Составлен по данным подворной описи, произведенной в уезде в период с 1888 по 1891 годы” (Издательство Красноуфимского уездного Земства. Пермь, 1894 г.). В ней имеется такая подборка: “Реки и речки Красноуфимского уезда и селения, стоящие на них”.
По речке Ут в алфавитном порядке перечислены шестнадцать населенных пунктов: Арданов, Артемейкова, Верх-Бисертский Ут, Верх - Ут, Ермолга, Калтаева, Корзуновка, Малые Карши, Малый Ут, Мухаметуллина, Полякова, Усть-Атиш, Ут, Черегулова, Чистякова, Ялым.
Но при дальнейшем изучении данной подборки нахожу, что селения Усть-Ут, Поедуги и Лодка, находящиеся на территории нынешнего Ачитского района, указаны на Бисертском Уту, а располагались между называемыми селениями по речке Ут: Лодка рядом с Корзуновкой, Поедуги с Артемейково и Усть-Ут ниже по течению от Ялыма.
Значит, что в Ачнтском районе протекают две одноименные печки!
Одну из них, как указывалось в книге девятнадцатого века, рыбаки и ныне называют Бисертским Утом. Она течет в южном направлении, впадая в Бисерть и имея притоки справа: Саргушка (Сарга), Потамка и Каршинка. На берегах Бисертского Ута существовали и продолжают жить селения: Поляковка, Верх-Бисертский Ут, Ермолга, Усть-Атиш, Лодка, Корзуновка, Артемейкова, Марийские Карши (ранее подразделяющие на Малые Карши и Большие Карши, которые указывались на речке Картинке), Ялым (где речка пересекала старый Сибирский тракт, а сейчас-новую трассу Екатеринбург-Пермь) и Усть-Ут.
Подробнее: Две одноименные речки