Наши Герои Социалистического Труда в годы Великой Отечественной войны
Звание Героя Социалистического Труда было утверждено ещё до начала Великой Отечественной войны. 27 декабря 1938 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении высшей степени отличия в области хозяйственного и культурного строительства с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот", а также грамоты Президиума Верховного Совета СССР.
В Красноуфимском районе этого высокого звания удостоены шесть человек, и все они получили золотые медали за заслуги и успехи в области сельского хозяйства Наших Героев объединило одно - любовь к земле-матушке, которая прививалась с раннего детства и была впитана с молоком матери. Коротко о каждом нашем земляке, получившем звание Героя Социалистического Труда.
Афанасий Васильевич Бакунин
В годы войны Афанасий Васильевич Бакунин, уроженец деревни Подгорная, практически с её начала вступил в ряды защитников Родины. Командуя пулемётным взводом в оборонительных боях на Западном фронте, получает тяжёлое ранение. После излечения становится командиром пулемётной роты, в числе воинов наступающих войск 1-го Украинского фронта дошел до логова врага - Берлина. С фронта вернулся только в начале 1946 года в звании капитана.
После войны Афанасий Васильевич все силы, знания, энергию отдает сельскому хозяйству, работает председателем колхоза "Объединение" имени Сталина, в селе Приданниково.
В 1948 году за героизм, проявленный на фронте и в народном хозяйстве, А.В. Бакунин удостоен звания Героя Социалистического Труда и награждён
орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда", орденами Отечественной войны 1 и II степени. Красной Звезды, медалями "За освобождение Праги", "За взятие Берлина", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Подробнее: Наши Герои Социалистического Труда в годы Великой Отечественной войныПодарок от Хафиз-Бая
Удачлив был в торговых делах купец Хафиз, недаром был назван окннским муллой, богоугодным именем: «Хафиз», что в переводе с арабского - «человек, знающий Коран наизусть».
Приходилось купцу 2-й гильдии по коммерческим делам мотаться по просторам империи, бывал он и в губернской Перми, горнозаводском Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве и в самой северной столице - Санкт-Петербурге. Особо беспокойными выдавались первые месяцы года в Усть-Маше, главной пристани, где готовились баржи, складировалось зерно. Не один раз по Златоустовскому тракту гонял на своем аргамаке Карагез купец Хабибуллин в уездный Крас- ноуфимск, на пристань и в родовое имение в Большую Оку. Однажды (было это в 1905 году) задержался на пристани большеокинский купец. Хотя давал по мартовскому снегу хорошую скорость: что был за конь! За час одолевал более 30 верст! Проехали Бугалыш, Сарсы, вот и Тавра. Надвигались сумерки. До Оки оставалось не так уже много. Но не только расчетлив был Хафиз-бай, но и осторожен. На широких просторах империи хватало «лихих» людей: были они в поездах горнозаводской железной дороги, на пароходах Камского товарищества «Любимов и К», в гостиницах больших и малых городов, на трактах государевых. Для осторожности была причина: вез Хафиз с собой приличную сумму денег в кожаном мешке (вес в «Катьках»), так называли ассигнации с изображением императрицы Екатерины II, сторублевки, самый большой номинал.
Мысль переночевать в Большой Оке возникла внезапно, хотя был повод для спешки: как раз в этот день второй дочери Разие исполнялось три года (жена Салима не даровала наследниками). Хафиз резко повернул Карагеза к воротам старого знакомого («кунака») Ишмекея, который был не только хлебосолен, но и знал язык соседнего народа.
В ту пору по сумеречной дороге проходил житель околотка Чердаки. Он по лошади узнал, кто возница. При резком свороте что-то вылетело на дорогу из кошевки известного купца. Прохожий мариец подобрал это нечто, повертел в руках не понял, что это такое: круглое, есть короткий ремешок. Придя к себе домой, уже во дворе бросил на клети сарая свою находку - и забыл.
Прошло несколько лет. По какой-то причине упомянутый сарай стал не нужен. Нашелся и покупатель, назовем его Максим. Был он из Малой Тавры. Собрал он «помочь» и на нескольких десятках лошадей увез тот сарай на свою усадьбу и восстановил в прежнем виде. Эта покупка деревянного строения внесла в его жизнь разительную перемену. Стал он творить для бедного марийца, который и имени в официальных документах и в межнациональных отношениях не имел, немыслимые дела: поставил в два года новый дом, покрыл железом, купил лошадей, с ярмарки ли базара Большеокинского не возвращался без покупок, лубеные лапти повесил на шесток.
Позже догадался бывший хозяин того сарая, что в кожаном мешке Хафиз-бая были деньги, да немалые. А для самого большеокинского богатея потеря, была неприятна, но и не разорительна: ведь он ворочал тысячами...
Валерий Ганькин
//Городок. – 2005.
Хафиз-Бай
«...А благочестие - кто уверовал в Аллаха., и давал имущество близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим...»
(Коран, 2-я сура, аят 172)
Быстро выросшая популярность Большой Оки как одного из торговых центров Красноуфимского уезда привлекла внимание предприимчивых людей. Ведущее положение среди большеокинских купцов занимали купцы-мусульмане, выходцы из казанских татар. Первые из них появились после крестьянской реформы 1861 года.
«Окинцы с благодарностью вспоминают о Хафиз-бае - легендарном человеке в истории Большой Оки. Это был крестьянин, выбившийся в купцы, чрезвычайно много сделавший для поднятия экономики села: построил в деревне ярмарку, школы, мечети, что изменило весь его облик». (Б.С. Давлетбаев «Большая Ока». Уфа, 1992г. стр.8).
Среди местных татарских купцов наибольшей известностью пользовался Хафиз-бай, так его называли в народе. Настоящее его имя Мухаметхафиз Хабибулин. Он был уроженцем деревни Ор Мамадышского уезда Казанской губернии, 1850 года рождения. Приехал он в Среднюю Оку вместе с отцом - Хабибуллой совсем мальчишкой. Случилось это вскоре после отмены крепостного права. Отец его как «припущенник» получил земельный надел и одновременно занимался мелкой торговлей в собственной лавке. По истечении нескольких лет семья переехала в Большую Оку, построила новый дом. Отец оставил Хафизу небольшую сумму денег. К этому времени он был уже семейным человеком. К несчастью, у него здесь умерли первая, затем и вторая жена. В третий раз он женился на местной девушке - Салиме.
Красноуфимский уезд славился как зерновой регион губернии. В отчетах уездной управы есть такие неоспоримые факты: «Обширный хлебородный уезд ежегодно дает значительный избыток хлеба. В годы урожая этот избыток достигает 4-7 млн. пудов - 1910 гол». Затоваривание зерна получалось, в первую очередь, из- за отсутствия надежных путей сообщения, хотя спрос на зерно на просторах обширной империи был.
Бесспорно, Хафиз-бай был человеком своего времени: достаточно прочитать кабальные расписки за 1885 год: «15 июля. Башкир д. Б. Ока дает расписку Красноуфимскому купцу Хабибуллину в том, что занял у него 207 рублей, из которых 90 рублей обязуется уплатить непременно к 6 декабря сего года, а за остальные 117 рублей доставить ему овса хорошего качества 450 пудов».
Хафиз-бай пошел на оправданный риск: он закупку, перевозку и продажу сосредоточил в собственных руках.
Для этого он построил в Большой Оке комплекс хозяйственных построек (им пользовались в советское время до 60-х годов!), пристани в Красноуфимске, Усть-Маше, вспомогательный - в Метелях. Был у него и собственный дом в уездном центре - на углу улиц Приходской и Большой Гостиной, - сейчас это здание мечети. В самой Оке был возведен для него двухэтажный особняк в стиле волжских татар: вся усадьба, обширные хозпостройки и высокий забор были окрашены в зеленый цвет. Молва утверждает, что каждое бревно для нового строительства прошло через руки хозяина. По тем временам купец Хабибуллин совершил невиданное новшество - сушильный агрегат был приобретен аж во Франции.
Подробнее: Хафиз-БайИ я когда-то был солдатом.
И я когда-то был солдатом.
И, помня каждый давний бой,
Богат не серебром, не златом,
А все, что есть, ношу с собой:
Есть память светлая о прошлом,
Есть горе горькое потерь;
Ношу в душе былые весны,
Которых нет уже теперь,
Но я об этом не горюю.
Взойдя на трудный перевал,
Я землю-матушку целую,
Как никого не целовал.
Она мне — правда и защита.
И помню: было всякий раз
В войну, снарядами изрыта,
Нас укрывала в гиблый час,
И потому, когда мне горько
И боль терзает душу мне,
На теплом, солнечном пригорке
Я припаду к ней в тишине.
В. Ф. Тулин
Источник: библиопозитив
Чёрная Речка
Село Чёрная Речка возникло в начале 20 века. В 1891 году поселения на месте нынешнего п. Ч. Речка ещё не существовало. В начале 20 века началось очередное заселение Урала - переселение крестьян из центральной России в соответствии со Столыпинской реформой. Поселения эти имели искусственный характер и именовались по номерам на карте расселения. В журналах Красноуфимского Земского Собрания имеется информация о посёлке № 84 "Чернореченский", из которой следует, что он существовал уже в декабре 1911 года. С большой долей вероятности, учитывая названия соседних населённых пунктов, можно утверждать, что посёлок № 84 "Чернореченский" и есть наша Чёрная Речка.
Итак, изначально наша Чёрная Речка появилась как поселение крестьян, образованное в соответствии с переселенческими планами Столыпинской реформы. При строительстве Казанбургской железной дороги в ЧР жили строители дороги, а затем - обслуживающий персонал одноимённого железнодорожного разъезда.
В мае - июне 1914 г. было начато строительство железнодорожного пути на всех 9-ти участках линии Казань - Екатеринбург, в том числе на 7-м Красноуфимском. В 1916 - 1918г.г. сданы в эксплуатацию искусственные сооружения линии - тоннели и виадуки. Трёх пролётный виадук в районе ЧР построен по проекту инженера П.В. Щусева. В августе 1919 г. был начат набор штата на предприятия железнодорожного узла Красноуфимск и линейные станции, значит и на разъезд Чёрная Речка. В июне 1918 г. на Урале началась гражданская война. Вдоль линии недостроенной железной дороги велись ожесточённые бои. По воспоминаниям уроженца ЧР Анатолия Оголихина - его бабушка рассказывала, что по горе вдоль пруда проходили отряды "белых". Сам А. Оголихин рассказывает, что был свидетелем находки в пруду ЧР винтовки-трёхлинейки и слышал об обнаружении там же пулемёта "Максим".
В первой половине 20 века железная дорога в России работала на паровозной тяге. Путевое хозяйство в те годы было невысокого качества: шпалы укладывали в основном непропитанные, балластом служил песок, рельсы использовались легкого типа. Примитивным был и подвижной состав. Поезда составляли из 20 - 30 маленьких вагонов, вели их паровозы серии «ОВ». В качестве топлива использовались дрова, скорость не превышала 30 км/час. Местные жители вспоминали, как из длинной трубы паровоза валил дым и вырывались языки пламени, наводя на них суеверный страх. Каждый состав сопровождали 10 тормозильщиков и 3 паровозника. Пассажирские вагоны освещались свечами, а вокзалы - керосиновыми лампами.
На Урале добывались и ныне добываются драгоценные камни и благородные металлы. До революции в Красноуфимске жили скупщики платины. Житель ЧР Жерлыгин Владимир Илларионович сообщает, что по воспоминаниям его матери, за горой в речке Саранинке один человек мыл золото уже в советское время. Не зря, должно быть, одно из окрестных мест называется "Золотые ключи".
Первым промышленным предприятием в ЧР был Чернореченский лесоучасток лесного отделения Казанской железной дороги. Вероятно, основным продуктом предприятия были дрова для паровозов и отопления производственных и жилых помещений железной дороги. Вероятно, Казанский лесоучасток был образован в конце 20-х годов прошлого века. Прекратил свою производственную деятельность на территории ЧР лесоучасток в начале 60-х г.
Подробнее: Чёрная Речка