И я когда-то был солдатом.
И я когда-то был солдатом.
И, помня каждый давний бой,
Богат не серебром, не златом,
А все, что есть, ношу с собой:
Есть память светлая о прошлом,
Есть горе горькое потерь;
Ношу в душе былые весны,
Которых нет уже теперь,
Но я об этом не горюю.
Взойдя на трудный перевал,
Я землю-матушку целую,
Как никого не целовал.
Она мне — правда и защита.
И помню: было всякий раз
В войну, снарядами изрыта,
Нас укрывала в гиблый час,
И потому, когда мне горько
И боль терзает душу мне,
На теплом, солнечном пригорке
Я припаду к ней в тишине.
В. Ф. Тулин
Источник: библиопозитив
Чёрная Речка
Село Чёрная Речка возникло в начале 20 века. В 1891 году поселения на месте нынешнего п. Ч. Речка ещё не существовало. В начале 20 века началось очередное заселение Урала - переселение крестьян из центральной России в соответствии со Столыпинской реформой. Поселения эти имели искусственный характер и именовались по номерам на карте расселения. В журналах Красноуфимского Земского Собрания имеется информация о посёлке № 84 "Чернореченский", из которой следует, что он существовал уже в декабре 1911 года. С большой долей вероятности, учитывая названия соседних населённых пунктов, можно утверждать, что посёлок № 84 "Чернореченский" и есть наша Чёрная Речка.
Итак, изначально наша Чёрная Речка появилась как поселение крестьян, образованное в соответствии с переселенческими планами Столыпинской реформы. При строительстве Казанбургской железной дороги в ЧР жили строители дороги, а затем - обслуживающий персонал одноимённого железнодорожного разъезда.
В мае - июне 1914 г. было начато строительство железнодорожного пути на всех 9-ти участках линии Казань - Екатеринбург, в том числе на 7-м Красноуфимском. В 1916 - 1918г.г. сданы в эксплуатацию искусственные сооружения линии - тоннели и виадуки. Трёх пролётный виадук в районе ЧР построен по проекту инженера П.В. Щусева. В августе 1919 г. был начат набор штата на предприятия железнодорожного узла Красноуфимск и линейные станции, значит и на разъезд Чёрная Речка. В июне 1918 г. на Урале началась гражданская война. Вдоль линии недостроенной железной дороги велись ожесточённые бои. По воспоминаниям уроженца ЧР Анатолия Оголихина - его бабушка рассказывала, что по горе вдоль пруда проходили отряды "белых". Сам А. Оголихин рассказывает, что был свидетелем находки в пруду ЧР винтовки-трёхлинейки и слышал об обнаружении там же пулемёта "Максим".
В первой половине 20 века железная дорога в России работала на паровозной тяге. Путевое хозяйство в те годы было невысокого качества: шпалы укладывали в основном непропитанные, балластом служил песок, рельсы использовались легкого типа. Примитивным был и подвижной состав. Поезда составляли из 20 - 30 маленьких вагонов, вели их паровозы серии «ОВ». В качестве топлива использовались дрова, скорость не превышала 30 км/час. Местные жители вспоминали, как из длинной трубы паровоза валил дым и вырывались языки пламени, наводя на них суеверный страх. Каждый состав сопровождали 10 тормозильщиков и 3 паровозника. Пассажирские вагоны освещались свечами, а вокзалы - керосиновыми лампами.
На Урале добывались и ныне добываются драгоценные камни и благородные металлы. До революции в Красноуфимске жили скупщики платины. Житель ЧР Жерлыгин Владимир Илларионович сообщает, что по воспоминаниям его матери, за горой в речке Саранинке один человек мыл золото уже в советское время. Не зря, должно быть, одно из окрестных мест называется "Золотые ключи".
Первым промышленным предприятием в ЧР был Чернореченский лесоучасток лесного отделения Казанской железной дороги. Вероятно, основным продуктом предприятия были дрова для паровозов и отопления производственных и жилых помещений железной дороги. Вероятно, Казанский лесоучасток был образован в конце 20-х годов прошлого века. Прекратил свою производственную деятельность на территории ЧР лесоучасток в начале 60-х г.
Подробнее: Чёрная РечкаОбелиск красногвардейцам, казненным в годы гражданской войны
Автор проекта – П. П. Таратынов. Установлен в 1967 г. на площади у гостиницы «Родина».
Паровоз-памятник Л-1699
Недалеко от Красноуфимского локомотивного депо на ул. Сухобского установлен паровоз-памятник "Л-1699"
Проходит рота
Проходит улицею рота
И месит сапогами грязь.
Так, значит, есть еще пехота.
Еще не вся перевелась.
А я-то думал: в век ракетный
Ушла пехота на покой.
И за деревней в час рассветный
Дымится кухня над рекой.
Спешат усталые ребята.
И вдруг средь чуткой тишины
Взлетела песня про солдата,
В дом не пришедшего с войны.
И сразу строже стали лица
У тех, кто пел с шагами в лад.
А мне с тех пор ночами снится
Поющий мирный строй солдат.
В. Ф. Тулин
// Вперед. – 1984. – 13 нояб. – С. 4
Источник: библиопозитив