Два первых поезда
Из цикла «Детство» Казанбургской»
В годы гражданской войны Казанбургская железная дорога оказалась в зоне боевых действий. Те не менее работы из-за ее стратегического значения и возможности эксплуатации продолжались: «Мы тянули дорогу со сторону Сарапула, а белогвардейцы – от Дружинино. Ими проложено 200 верст до ст. Чад», - это выдержка из документов той поры. Или еще: «В 1918-19 гг. сделана укладка железнодорожного полотна без балласта до ст. Дружинино – 176 верст.». Частичная эксплуатация линии Казань-Екатеринбург стала возможна после обустройства протяженной скалистой выемки с северной стороны тоннеля. После этого стало возможным и открытие сквозного движения от ст. Красноуфимск до Екатеринбурга. В № 7-ом газеты «Пермская земская неделя» от 10 (23) марта 1919 года есть заметка об этом памятном событии: «Главным начальником края от управляющего Красноуфимским уездом г. Нефедьеваполучена следующая телеграмма: «14 марта военные и гражданские чины, земское и городское самоуправление, представители торговопромышленников, крестьян и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретили первый поезд, прибывший в Красноуфимск. Таким образом, еще один город Пермской губернии присоединился к общероссийской железнодорожной сети».
Известно, что Красноуфимск был освобожден 4 июля 1919 года частями 28-й стрелковой дивизии 2-й армии и 5-й дивизией 5-й армии Восточного фронта.
Казанбургская дорога была значительно разрушена – частично разобраны пути (например, на участке Дружинино-Екатеринбург были демонтированы рельсы), сожжены деревянные мосты (через Стреж и Танып, Пут), но это были мелочи. Главные работы предстояли на Сарапульском мосту через Каму – там красными при отступлении был взорван 3-й пролет. Он был восстановлен силами Запасной армии во исполнение специального Постановления СНК от 23.02.1920 года раньше срока на месяц – 20 марта.
Это позволило открыть сквозное движение от Москвы до Екатеринбурга, куда первый поезд прибыл 1 июля 1920 года. Надо полагать, что через ст. Красноуфимск он прошел 30 июня. По крайней мере, автор пока не располагает документами, отразившими это событие. Так или иначе, это было большим событием – в двух номерах «Уральского рабочего» за 1 и 3 июля было опубликовано несколько восторженных статей, в них пишется: «Новая дорога идет практически параллельно Московскому тракту. Но на целых 500 верст сокращается путь по ней от Екатеринбурга до Москвы. Линия будет одной из важнейших артерий Советской России».
Был еще третий «первый» поезд – грузовой № 801 – его провел в том же 19-ом году машинист паровозного депо ст. Красноуфимск Н. И. Зотов, - об этом писали Н. Ф. Ведиянцев и Г. А. Кондрашов (газета «Вперед» № 127 от 9.08.1988)
19.11.205
В. Ганькин
Остались в проектах
Из цикла «Детство Казанбургской»
В проектах новых железных дорог неоднократно встречаются названия уездного города Красноуфимска. По моим изысканиям таких неосуществленных проектов было три.
Проект 1-й: тут было два варианта. По первому варианту предлагалось построить железную дорогу от ст. Чепца (это восточнее г. Вятки (Кирова) через Осу на Красноуфимск и дальше на Екатеринбург. Было получено даже разрешение. Дело дошло до того, что началась покупка земель в черте г. Красноуфимска и в уезде. Уездная управа ходатайствовала, чтобы железная дорога проходила через волости — Александровскую, Быковскую и Златоустовскую (с. Б. Ключи). Это происходило в 1903 году.
Второй вариант предполагал строительство линии Кострома – Оса – Красноуфимск – Шадринск - Омск. Торгово-промышленные круги Урала и Сибири горячо поддерживали эту идею: они предлагали построить железную дорогу по этому направлению взамен строительства второй колеи по Северной дороге. Такие идеи витали в 1908-09 г.г., но в связи со строительством линии
Пермь - Кунгур - Екатеринбург в 1906-09 г.г. эти проекты остались на бумаге.
Подробнее: Остались в проектахКазанбургская в годы гражданской войны
Статья № 8
Из цикла «Детство Казанбургской».
«Детство» линии Казань-Екатеринбург было очень трудным. Читатель знает, что дорога должна была быть сдана в эксплуатацию 17(30) мая 1917 года, но большие общественные катастрофы — 1-я мировая война, две революции 1917 года, братоубийственная гражданская война — отодвигали окончание строительства.
К 1917 году были построены такие объекты: паровозное депо на ст. Красноуфимск, вокзалы, служебные помещения, земляное полотно, пробиты тоннели, были готовы или близки к завершению многие искусственные сооружения — мосты, виадуки.
Особенно неопределенное положение на Казанбургской было в марте-мае 1918 года, что привело к забастовкам, а затем к суровым расправам в отношении инженерно-технического состава: так инженерный состав 7-го (Красноуфимского) участка был расстрелян (6 человек, в т.ч. главный инженер участка П. П. Филин).
26 июля 1918 года был опубликован декрет СНК о национализации железных дорог, как находящихся в эксплуатации, так и строящихся. Таким образом, вся железнодорожная сеть стала государственной.
К этому времени Советская Россия была охвачена огнем гражданской войны. Не стала исключением и трасса линии Казань-Екатеринбург: она оказалась в зоне ожесточенных боевых действий. В одном из документов пишется: «Мы тянули дорогу со стороны Сарапул, а белогвардейцы — от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад».
Открытие тоннеля в районе Красноуфимска сдерживало работы на ее северной стороне. Из воспоминаний А. А. Шавкунова (1896 г. р.): он после демобилизации в январе 1918 года ехал на рабочем поезде из Екатеринбурга только до Приданниково; при колчаковцах не были готовы выемка и тоннель, хотя на участке от Екатеринбурга до Дружинино железная дорога работала.
Подробнее: Казанбургская в годы гражданской войныКое-что о фамилиях
Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».
Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.
Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.
Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.
Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).
Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.
Большой толчок образованию фамилий дала крестьянская реформа 1861 года, когда нужно было давать фамилии бывшим крепостным крестьянам, которые их не имели. Купечество в это время так же приобретает фамилии, наряду с народными, уличными появляются в их среде и благородные - результат браков с разорившимися дворянскими семьями.
До этого во 2-й половине 18-го века появляется новый тип фамилии, которые решено было дать незаконным детям знатных отцов.
Подробнее: Кое-что о фамилияхЭлектронные ресурсы
Электронный каталог СОУНБ им.Белинского | http://book.uraic.ru/library/catalog.php |
Корпоративная БД "Пионер" | http://www.teenbook.ru/consensus/ |
Сводный каталог библиотек России (СКБР) | http://www.skbr2.nilc.ru |
Ведомственная библиотечная информационная система(БИС) | http://www.bis-ural.ru |